Значения логических параметров системы tcas 2000
Уровень чувствительности (SL) | |||||||
Время выдачи сигнала RA (cек) | — | — | |||||
Время выдачи сигнала ТА (сек) | — | ||||||
Защищаемая зона (км) | — | — | 0,37 | 0,65 | 1,02 | 1,48 | 2,04 |
Защищаемая зона (мор. мили) | — | — | 0,20 | 0,35 | 0,55 | 0,80 | 1,1 |
Высотный слой (в футах) | ||||||
Вертикальный порог ТА (ф.) | ||||||
Порог для выполнения ограничивающей RA (ф.) | ||||||
Вертикальный порог для выполнения активной RA (ф.) |
УРОВНИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
Система TCAS 2000 использует уровень чувствительности (SL = Sensitivity Level) для определения времени выдачи предупредительного сигнала, размеров защищаемой зоны и порога вертикального разделения для формирования сообщений RA и ТА. Уровни чувствительности изменяются от 1 до 7. Чем выше уровень чувствительности, тем больше защищаемая зона, однако при этом увеличивается частота выдачи предупредительных сообщений. Когда система TCAS 2000 находится в режиме ожидания, уровень чувствительности равен единице (1).
Система TCAS 2000 определяет уровень чувствительности в зависимости от высоты полета собственного самолета. Для уровней чувствительности 2 и 3 (SL 2 и SL 3) используются данные от радиовысотомера, для уровней чувствительности от 4 до 7 (от SL 4 до SL 7) - данные от барометрического высотомера. Когда данные по радиовысоте и барометрической высоте определяют разные уровни чувствительности, система TCAS 2000 использует более низкий уровень. По этой причине при наличии достоверных измерений радиовысоты для определения уровня чувствительности используется сигнал радиовысотомера; в противном случае для этой цели используется барометрическая высота.
ЗАЩИЩАЕМАЯ ЗОНА
Размер зоны столкновения по горизонтали определяется временем до точки наибольшего сближения (CPA). Поэтому размеры зоны зависят от скорости и курса конфликтующего самолета и уровня чувствительности (SL). Однако, если сближение происходит с очень низкой скоростью, то конфликтующий самолет может подойти опасно близко, а сообщение ТА или RA при этом не поступит. По этой причине на близких расстояниях границы зоны столкновения изменяются.
При определении точки наибольшего сближения к значениям параметров защищаемой зоны, перечисленным в Табл. 5-1, добавлено расстояние до конфликтующего самолета. Чем выше уровень чувствительности, тем защищаемая зона больше. При правильном выполнении рекомендации RA, дистанция расхождения может быть всего от 300 до 700 футов.
ПОРОГ ВЕРТИКАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ
Эта величина представляет собой защищаемую дистанцию по вертикали, используемую для определения степени угрозы, создаваемой конфликтующим самолетом. Существуют различные дистанции для передачи ТА, ограничивающих RA и активных RA. Ограничивающая RA требует от летчика наблюдения и поддержания вертикальной скорости в рамках определенного диапазона. Активная RA предусматривает выполнением самолетом, оборудованным системой TCAS 2000, маневра набора высоты или снижения.
При определении порога вертикального разделения система TCAS 2000 всегда использует измерения барометрической высоты полета. Чем выше уровень чувствительности, тем больше вертикальный порог и размеры зоны столкновения.
ВРЕМЯ ВЫДАЧИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО СООБЩЕНИЯ
Под временем выдачи предупредительного сообщения понимается период времени, который необходим для того, чтобы самолет, оборудованный системой TCAS 2000, и конфликтующий самолет достигли точки наибольшего сближения (CPA). Для определения точки наибольшего сближения используется комбинация параметров размеров защищаемой зоны и порога вертикального разделения. Чем выше уровень чувствительности, тем раньше выдается предупредительное сообщение.
ПРИМЕР РАСЧЕТОВ
Табл. 5-1 используется в сочетании с данными Рис. 5-1. Например, если самолет, оборудованный системой TCAS, летит на высоте 18 тысяч футов над средним уровнем моря, то из Рис. 5-1 видно, что необходим уровень чувствительности 6 и высотный слой 4. Из Табл. 5-1 видно, что время выдачи сообщения RA составляет 30 секунд, время выдачи сообщения ТА составляет 45 секунд, а размеры зоны столкновения увеличиваются на 0,8 морской мили.
Сообщение ТА выдается каждый раз, когда прогнозируется приближение конфликтующего самолета по вертикали менее чем на 850 футов. Сообщение RA выдается в том случае раз, когда прогнозируется приближение конфликтующего самолета по вертикали менее чем на 600 футов. И, наконец, летчику предлагается изменить вертикальную скорость в том случае, когда прогнозируется приближение конфликтующего самолета по вертикали менее чем на 400 футов.
Глава 6 | ОТВЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА |
ОБЯЗАННОСТИ ПИЛОТА
Система TCAS 2000 рассматривается как резервное средство по отношению к технике визуального пилотирования по избежанию столкновений, применению «правил преимущественного права на движение» и диспетчерской службе разделения движения. Для эффективного использования TCAS 2000 крайне важна своевременная и адекватная реакция экипажа на рекомендации системы.
Задержки в ответных действиях или нерешительность действий экипажа по приведению траектории полета в соответствии с рекомендациями TCAS 2000, обусловленные стремлением соблюдать режим полета, заданный службой управления воздушным движением (УВД), боязнью последующего разбора в контрольных органах или другими факторами, ведут к значительному снижению или сведению на нет эффективности защиты, обеспечиваемой TCAS 2000.
Авиационной промышленностью, при участии как регулирующих органов, так и авиакомпаний, разработан ряд руководящих указаний, основанных на сертификационных требованиях к оборудованию, материалах отраслевых совещаний, опыте, полученном в ходе осуществления Программы Федерального управления гражданской авиации по переходу на систему TCAS и т. п. Несоблюдение этих руководящих указаний приводит к тому, что между самолетами существует недостаточное разделение.
Таким образом, от летных экипажей самолетов, осуществляющих полеты в воздушном пространстве Соединенных Штатов Америки, ожидается, что они будут реагировать на рекомендации системы TCAS 2000 в соответствии со следующими указаниями. От летных экипажей самолетов, осуществляющих полеты в воздушном пространстве других стран, ожидается, что до полетов в этом воздушном пространстве с использованием системы TCAS они ознакомятся со всеми действующими особыми правилами, относящимися к эксплуатации TCAS.
6.1.1 Предупреждения о воздушной обстановке
Немедленно реагировать на сообщения ТА (предупреждение о воздушной обстановке), пытаясь установить визуальный контакт с конфликтующим самолетом и другими самолетами, которые могут быть поблизости. В пределах возможного пилот координирует свои действия с действиями других членов экипажа с тем, чтобы они оказали помощь в визуальном поиске объектов воздушного движения. Без надежной визуальной идентификации указанных объектов, пилот не должен начинать выполнение маневров ухода, руководствуясь лишь информацией с дисплея о воздушном движении или при получении только предупреждения о воздушной обстановке (ТА).
Эти сообщения ТА на дисплее и такие предупреждения являются лишь вспомогательными средствами, помогающими визуально обнаружить объекты воздушного движения; сообщения ТА не отражают тенденции движения этих воздушных объектов, знание которых необходимо для выполнения маневров ухода. Однако, при выполнении набора высоты или снижения умеренные изменения вертикальной скорости, основанные на данных дисплея воздушной обстановки, не считаются маневрами ухода.
С тем чтобы уменьшить количество поступающих рекомендаций по устранению конфликтных ситуаций, которые не являются необходимыми, пилоту следует снизить вертикальную скорость до 1500 футов в минуту или ниже, если самолет находится в пределах 2000 футов от заданной службой УВД высоты эшелона. Если объекты воздушного движения наблюдаются визуально, то необходимо обеспечить безопасное разделение или поддерживать его, руководствуясь практикой добросовестного самолетовождения и действующими правилами Федерального авиационного кодекса США или иными применимыми правилами по полетам воздушных судов.
6.1.2 Рекомендации по устранению конфликтной ситуации
Необходимо и разрешается следовать рекомендациям системы TCAS 2000 по устранению конфликтной ситуации (RA). В соответствии со статьей за номером 91.123 Федерального авиационного кодекса США пилотам разрешается отклоняться от предписанного службой управления воздушным движением курса в случае, когда «такое отклонение имеет место в ответ на рекомендацию по разрешению конфликтной ситуации, выдаваемую системой отображения воздушной обстановки и предотвращения столкновений в воздухе».
Необходимо немедленно предпринимать действия, соответствующие корректирующим рекомендациям RA, с использованием правильных средств управления, выполняя маневры в направлении и в масштабе, рекомендуемом системой TCAS 2000, при этом одновременно должны приниматься меры по визуальному обнаружению конфликтующих объектов воздушного движения. Вертикальная скорость должна быть изменена таким образом, чтобы указатель вертикальной скорости на дисплее VSI/TRA переместился из КРАСНОЙ зоны в ЗЕЛЕНУЮ.
Система TCAS 2000 функционирует надлежащим образом в том случае, когда получает данные о начале изменения вертикальной скорости самолета в течение пяти секунд после передачи сообщения RA. Вертикальная перегрузка при выполнении этого маневра должна быть аналогичной реакции на команду службы УВД, предписывающую немедленный набор высоты или снижение (с наращиванием вертикальной перегрузки равным 0,25 g).
Если это представляется возможным, следует визуально убедиться в необходимости и уместности маневра ухода, однако, необходимо иметь в виду, что другой, визуально наблюдаемый самолет, совсем необязательно является самолетом, создающим угрозу, или единственным самолетом, появление которого привело к выдаче сообщения системой TCAS 2000.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Маневр в ответ на рекомендацию по устранению конфликтной ситуации должен быть выполнен вручную пилотом, ответственным за управление самолетом в момент получения команды на маневр. Время реакции автопилота может оказаться слишком большим, чтобы обеспечить требуемое разделение, Пилоты должны отключить автопилот и вручную вывести самолет на необходимый угол тангажа. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Несоблюдение одним из самолетов рекомендации RA, включающей пересечение траектории другого самолета, может привести к сокращению вертикального разделения. Поэтому безопасное горизонтальное разделение также должно контролироваться визуальными средствами. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ После выдачи рекомендации RA с непересекающимися траекториями безопасное разделение может оказаться нарушенным, если изменяется текущая вертикальная скорость, за исключением случая, когда это необходимо для соответствия рекомендациям RA. Это связано с тем, что координация маневров между системами TCAS собственного самолета и конфликтующего самолета может быть еще не завершена, и тогда любое изменение вертикальной скорости, которое не соответствует рекомендации RA, может отрицательно сказаться на эффективности выполнения рекомендации RA другим самолетом. |
6.1.3 Определение очередности действий
Если пилоту необходимо отреагировать более чем на одно предупреждение, то пилот должен предпринять то действие, в результате которого самолет окажется в наиболее благоприятном и безопасном положении. Например, если рекомендация по устранению конфликтной ситуации системы TCAS прерывается поступлением предупреждения от системы GPWS (система предупреждения об опасном сближении с землей) или предупреждения об опасности сваливания, то пилот должен отреагировать на ситуацию должным образом.
Необходимо немедленно реагировать на отображаемые на дисплее рекомендации RA по соблюдению или продолжению соблюдения налагаемых рекомендацией RA ограничений по вертикальной скорости путем удерживания вертикальной скорости за пределами КРАСНОЙ дуги и, насколько это возможно, сводя к минимуму отклонение от заданной высоты полета во время выполнения рекомендаций RA. Это относится к «смягчению», «ослаблению» или «уменьшению» масштаба первоначально выданной рекомендации RA. Кроме того, необходимо попытаться вступить в визуальный контакт с конфликтующими объектами воздушного движения. После получения сообщения «CLEAR OF CONFLICT» (конфликт устранен) необходимо в предельно возможной степени следовать текущему профилю полета, устанавливаемому службой УВД..
Необходимо немедленно реагировать на любую рекомендацию «увеличения» или «изменения направления» маневра RA. Система TCAS 2000 предполагает, что начальные действия по изменению вертикальной скорости в ответ на рекомендацию RA по усилению или изменению направления маневра предпринимаются в течение двух с половиной секунд после выдачи рекомендации. Для выполнения рекомендации RA, предполагающей усиление или изменение направления маневров, требуется создать вертикальную перегрузку, равную 0,35 g. Более сильная перегрузка не требуется и не желательна; а менее сильная перегрузка является недостаточной.
Чрезмерные действия в ответ на рекомендации RA системы TCAS 2000 также нежелательны и неуместны, поскольку потенциально могут привести к нежелательным последствиям для других самолетов и службы УВД. Обычно для условий горизонтального полета правильная реакция на рекомендацию RA системы TCAS 2000, необходимая для успешного разрешения конфликта воздушного движения, приводит к отклонению от высоты полета не более чем на 300-700 футов. Если это практически возможно, необходимо свести к минимуму отклонение от профиля полета, заданного службой УВД..
Если в соответствии с рекомендацией RA системы TCAS 2000 требуется выполнить маневр, противоречащий траектории полета, установленной службой УВД, то необходимо выполнить рекомендацию RA таким образом, чтобы в предельно возможной степени соответствовать требованиям службы УВД, касающимся траектории полета. Если возможно соответствующим образом отреагировать на рекомендацию RA системы TCAS 2000 и одновременно соблюсти требования службы УВД, то необходимо поступать именно так. Например, можно отреагировать на рекомендацию RA по набору высоты при одновременном выполнении требования службы УВД по выходу на радиомаяк.
Если маневр, на который указывает рекомендация RA системы TCAS 2000, не согласуется с текущим профилем полета, установленным службой УВД, то пилот должен:
• немедленно отреагировать на рекомендацию RA. Пилот не должен вносить какие-либо изменения в ответные действия, соответствующие рекомендации RA.
• выполнять маневр, предлагаемый рекомендацией RA, за исключением случая, когда пилот приводит в действие собственные «полномочия по действиям в аварийных ситуациях».
• обеспечить вертикальную скорость, при которой отклонение от траектории, разрешенной службой УВД, сводится к минимуму.
При поступлении любых рекомендаций RA необходимо при первой практической возможности известить службу УВД о ситуации возможного столкновения.
Вслед за сообщением системы TCAS 2000 «CLEAR OF CONFLICT» (конфликт устранен) пилот должен как можно быстрее возвратиться к траектории, предписанной службой УВД, если на то не поступают иные указания, и уведомить службу УВД об устранении конфликта.
Если в соответствии с рекомендацией RA TCAS 2000 необходимо выполнить маневр, противоречащий нормам преимущественного права движения, требованиям сохранения расстоянии от облаков по правилам визуального полета, ограничениям руководства по выполнению полетов или другим подобным критериям, то пилоты могут следовать, и ожидается, что они будут следовать рекомендациям RA системы TCAS 2000 по разрешению непосредственного воздушного конфликта.
Однако в таких ситуациях отклонения от правил, норм или ограничений должны оставаться в рамках отклонений, минимально необходимых для выполнения рекомендации RA. Например, считается допустимым ответное действие на рекомендацию RA, ведущее к небольшому превышению максимальной высоты полета, установленной официальным РЛЭ самолета.
Выполнение пилотом рекомендаций RA не должно приводить к выходу за пределы защиты полетной области, соответствующей тряске штурвала, или за пределы других предостережений и защиты от сваливания.
Если рекомендация RA на набор высоты поступает в тот момент, когда самолет находится в посадочной конфигурации, пилот должен приступить к выполнению стандартной схемы ухода на второй круг с целью надлежащего выполнения рекомендации RA.
ПРИМЕЧАНИЕ: Набор высоты по рекомендации RA не является требованием ухода на второй круг. Пилот должен принимать разумные решения с тем, чтобы самолет пребывал в конфигурации, соответствующей ожидаемому маневру, будь то последующая посадка или уход на второй круг. В большинстве случаев выполнение рекомендации TCAS 2000 приводит лишь к малому отклонению от намеченной траектории полета, и при наличии достаточного запаса по времени и высоте самолет может безопасно вернуться на требуемую траекторию полета.
ПРИМЕЧАНИЕ: Маневр с пересечением высоты полета конфликтующего самолета может иметь место в случае, если конфликтующий самолет или собственный самолет набирает высоту или снижается с высокой вертикальной скоростью. В этих условиях логическая схема TCAS 2000 определяет, что безопасное разделение наилучшим образом достигается с помощью выполнения маневра с пересечением высоты полета конфликтующего самолета. Такой маневр ведет к тому, что самолет, оборудованный TCAS 2000, и конфликтующий самолет проходят через высоту полета друг друга. Эта стратегия безопасности приводит к достаточному вертикальному разделению между самолетами.
Когда самолет, оборудованный TCAS 2000, выполняет по рекомендации RA маневр по устранению конфликта с другим самолетом, также оборудованным системой TCAS, или участвует в конфликте с пересечением высоты полета другого самолета, не оснащенного TCAS, или самолета с неработающей системой, то изменение вертикальной скорости может оказаться заметным.
Можно избежать многих рекомендаций RA с пересечением высоты полета конфликтующего самолета за счет уменьшения вертикальной скорости набора высоты или снижения в пределах последних 2000 футов перед выходом на заданную высоту до 1500 футов в минуту. Выборочное изменение системы сигнализации высоты или высоты, заданной FCU/MCP посредством TCAS 2000, предоставляет конкретную информацию, которая в дальнейшем задействует систему TCAS и, тем самым, может избавить от множества потенциальных нежелательных ситуаций.