Определение приоритета проектов
Матрица стратегических альтернатив
Стратегические цели предприятия | Рейтинг | Проект Х | Проект Z |
Рост доли рынка | |||
Экономия затрат | |||
Повышение качества продукции | |||
Повышение конкурентоспособности предприятия | - 50 | ||
Итого |
Матрица стратегических альтернатив
Стратегические цели предприятия | |||
Рост доли рынка | |||
Экономия затрат | |||
Повышение качества продукции | |||
Повышение конкурентоспособности предприятия | |||
Итого |
Классификация проектов
1. Монопроекты – проекты, направленные на решение преимущественно одной, хорошо очерченной задачи (обычно в рамках предприятия).
2. Мультипроект - комплексный проект, состоящий из двух и более монопроектов, объединенных одной целью.
3. Мегапроект - целевые программы, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов (высокая стоимость, сложность организационной структуры управления, многоаспектность их влияния, множество участников проекта.
Классификация по сложности
1. Технически-сложный. К таким проектам относятся такие проекты, в которых полностью или частично неизвестна технология получения результата, либо имеются технические трудности разного рода в реализации проекта.
2. Организационно-сложный проект с большим количеством участников, либо территориально разнесенный, когда участники команды находятся в разных местах.
3. Комплексно-сложный проект включает в себя проблемы технического и организационного плана.
4. Простой проект – тот, который команда проекта, как правило, уже реализовала ранее и имеет опыт его реализации.
Классификация проекта проводится обычно для правильной организации библиотеки проектов. В этом случае облегчается процесс сравнительного анализа и извлечения опыта, если команде проекта предстоит реализация подобных проектов.
Рис. Области знаний по управлению проектами
Пример структуры шаблона
Устав проекта
1. Сущность проекта:
2. Сфера применения проекта:
3. Основные цели и ключевые результаты проекта:
4. Ограничения проекта: сроки _____________; бюджет ________________________
5. Основные риски проекта
6. Классификация проекта*
7. ТЭО проекта*
8. Эффекты от реализации проекта:
Структура эффектов | Величина эффекта |
положительных | |
отрицательных | |
9. Связь с другими проектами*
10. Устав рассмотрен на заседании ПК
дата _________________ решение ______________________
11. Устав утвержден Заказчиком:
дата _________________ решение заказчика ______________________
12. Библиотека проекта:
Определение целей проекта
Цель – это желаемое, измеряемое состояние результата проектной деятельности.
Требования, предъявляемые к целям:
· Конкретными – утверждающими, что и к какому времени должно быть достигнуто;
· Измеримыми – посредством качества, количества и цены;
· Достижимыми – в пределах знаний, опыта, рабочей нагрузки и т.д.
· Реалистичными – достижимыми, но требующими усилий;
· Контролируемыми – дата обзора достижения целей должна быть согласована.
Методы определения целей:
· Мозговой штурм
· Метод декомпозиции целей
· Метод аналогий
· Метод экспертных оценок
Классификация целей
По субъектам:
· цели компании
· цели проекта (команды)
· цели заинтересованных лиц проекта
По приоритетам:
· обязательные цели – по их достижении проект будет закрыт
· необязательные цели – их достижение является желательным.
По направленности:
· Технические, экономические (рыночные), социальные цели.
По степени очевидности:
· явные – зафиксированы в официальной проектной документации
· неявные цели – подразумеваются участниками, однако официально не закреплены.
По уровням: цели фазы, цели этапа, пакета работ
Типичные ошибки при постановке целей:
· Отсутствие корректных измеряемых целей
· Разное понимание целей разными участниками проекта
· Игнорирование неявных целей участниками
· Неправильная расстановка приоритетов среди целей разными участниками
· Подмена целей эффектами
· Установленные цели не находятся в компетенции команды
· Недостаточный предварительный анализ и обоснование целей
Цели проекта
Проект ________________________________________________________
Количественные цели:
Качественные цели:
На рисунке определены области управления проектом:
Участники проекта
· Инициатор проекта – лицо или структура, от имени которой выдвинута проектная инициатива.
· Куратор проекта – менеджер высшего звена организации, который лоббирует интересы проекта, когда статуса менеджера проекта недостаточно.
· Заказчик – структура, осуществляющая формальную приемку результата.
· Владелец результата – структура, которой юридически принадлежит право собственности на результат проекта.
· Инвесторы - структуры, которые вкладывают средства в проект с целью получения прибыли на вложенные инвестиции.
· Потребители конечной продукции проекта – структуры или лица, чьи потребности удовлетворяются созданием результата проекта.
Приведенный перечень участников не является исчерпывающим и может дополняться другими позициями, которые важны для той или иной области проектной практики с учетом ее специфики.
Определите участников своего проекта
Название проекта ____________________________________________________________
Инициатор проекта | |
Куратор проекта | |
Заказчик внешний | |
Заказчик внутренний | |
Владелец результата | |
Инвесторы | |
Потребители результата | |
Внешние участники проекта | |
Подрядчики | |
Иные участники | |
Управление содержанием проекта
Планирование содержания – определение полного перечня плановых работ, необходимых для достижения всех заявленных целей проекта. Планирование предполагает создание иерархической структуры декомпозиции работ (СДР)
Разбиение работ в СДР производится до тех пор, пока:
- возможна реалистичная оценка сроков, стоимости, рисков
- элемент обеспечивает необходимый уровень контроля
- элемент может быть выполнен относительно быстро (80 часов)
Структура СДР обычно имеет 5 уровней:
1. Проект
2. Комплекс работ
3. Пакет работ
4. Детальная работа
5. Единичная работа (шаги)
Процесс построение СДР включает в себя следующие этапы:
· определить признаки декомпозиции
· провести декомпозицию по заданным признакам
· провести анализ с ключевыми исполнителями полноты WBS
· присвоить каждому элементу СДР идентификатор, код
· определить контрольные точки (вехи) на каждом уровне
· распределить ответственность между исполнителями
· определить основные характеристики работ
· создать соответствующую структуру отчетности
· агрегировать ресурсные, стоимостные данные
Ошибки, допускаемые при построении СДР:
· пропуск стадии структуризации
· повторение элементов структуры
· СДР не охватывает весь жизненный цикл проекта
· СДР не позволяет достичь всех заявленных целей проекта
· недостаточная (излишняя) детализация
· неправильная кодировка (нумерация) работ
· использование неточных терминов
1. Определите первый уровень СДР (полный перечень этапов) вашего проекта:
Название проекта ____________________________________________________________
№ этапа | Название этапа | Руководители этапа |
Комментарий: название этапа должно позволять идентифицировать выходной результат этапа и давать представление о границах этапа. Назначенные руководители этапа должны определить работы СДР до 3 уровня (пакеты и единичные работы).
Определите СДР до третьего уровня на примере одного из этапов своего проекта:
№ работы | Название работы |
Комментарий: номер пакета работ – двухпорядковый (1.1), номер единичной работы – трехпорядковый (1.1.1). Нижестоящие работы должны находиться в технологических границах вышестоящей работы.
Управление сроками
Основной документ- график проведения работ (диаграмма Ганта).
Составьте фрагмент графика проведения работ (диаграммы Ганта) своего учебного проекта
№СДР | ||||||||||||||||||||
Ошибки в построении ДГ:
- неверная структуризация работ
- Игнорирование влияния рисков
- Риски включаются в плановую продолжительность работ
- Не учтена нагрузка исполнителей в других проектах
- Не определены логические связи между работами
- Неверное определение логических связей
- Отсутствие временных резервов
- Не используется метод сценариев
- Не идентифицируются исполнители
- Не указаны объекты контроля качества работ
- Не указаны руководители этапов
- Не указана интенсивность нагрузки исполнителя
Контрольная веха – работа нулевой продолжительности, к моменту наступления которой получен значимый для проекта (заказчика) результат.
Определите перечень контрольных вех с участием заказчика своего учебного проекта:
СДР | наименование работы | результат | примечание |
Управление качеством
Понятие качества проекта включает в себя:
качество результата проекта, как степень достижения заявленных показателей
и качество проекта, как процесса.
Планирование качества предполагает определение объектов и параметров контроля качества на базе диаграммы Ганта.
Определите объекты и параметры контроля качества, а также контрольные мероприятия проекта на основе выбранного фрагмента диаграммы Ганта.
Перечень мероприятий контроля качества проекта
№ СДР | 6.1.1 Сварка труб | ||
Объект контроля | Сварной шов | ||
Параметр контроля | Толщина шва, дефекты | ||
Нормативное значение | Гост ХХХ | ||
Вид контроля | Инспекция | ||
Дата проведения | Ежедневно, выборочно | ||
Специалист контроля | Прораб Елкин П.А. | ||
Документ | Акт инспекции |
Ошибки:
- Контроль качества не охватывает весь процесс создания продукта
- Не выделяется ответственный за организацию контроля качества на протяжении всех этапов проекта
- Не систематизируются параметры контроля
- Не детализируются мероприятия контроля
- Не определяется система качества (методы, средства)
- Исполнители не ознакомлены с требованиями качества до начала работ
- Перегрузка несущественными параметрами контроля
- Не отделена ответственность исполнителей от системы контроля
- Подмена контроля качества контролем сроков, стоимости, объемов выполненных работ и т.д.
Стоимость качества включает в себя:
2. Стоимость соответствия: а) предотвращение (анализ тенденций, обучение, планирование качества); б) тестирование (инспекции, экспертизы, обзоры).
3. Стоимость несоответствия: а) внутреннее устранение ошибок (переделка, корректирующие действия, ремонт, простои): б) внешнее устранение ошибок (возвраты от Заказчика, компенсации, гарантийный ремонт).
Игнорирование управления качеством приводит к появлению неоправданной стоимости несоответствия в проекте, увеличению сроков проекта, снижению удовлетворенности участников.
Планирование материальных ресурсов
Проект _________________________________________________________________
Заявка на поставку материальных ресурсов в проект (___ этап)
№ СДР | Код | Полное наимен. | Количество МР | Класс (А,В,С) | Аналог | Период участия | Дата поставки | Отв. | Договор |
Более полная информация о движении материальных ресурсов в проекте может включать в себя следующую информацию:
пул или приобретение, источник оплаты, стоимость МР, куратор ресурса, условие поставки или высвобождения ресурса, % амортизации, собственник МР, акты списания (приема-передачи), примечания по использованию.
Таблица определения рейтинга поставщиков
Критерии оценки | Поставщик 1 | Поставщик 2 | Поставщик 3 |
Итого: |
Примечание: Оценить значимость каждого фактора по рейтинговой шкале. Каждому фактору может быть определен весовой коэффициент.
План по управлению персоналом проекта
1. Организационная структура проекта
2. Специальные требования к ответственным исполнителям проекта*:
Заявка на участие специалиста в проекте «____________»
№ СДР | Статус исполнителя | Требования к исполнителю | Предложения (обучение/замена/поиск) | Примечание |
Заявка заполняется в случае, если требуется поиск или замена специалиста.
3. Оценка работы команды проекта:
№ СДР | Ф.И.О. | Статус | Замечания/ поощрения | Принятые меры |
Сформируйте мотивационную систему для участников проектной деятельности:
Мотивирующие факторы | Применяемые санкции |
Демотивирующие факторы | |
Управление взаимодействием
Матрица РАЗУ
Уровень СДР | Заказчик | МП | МР | РЭ | ОИ | МК |
Примечание: И - инициирует, П – планирует; И - исполняет, К - контролирует, З - завершает.
Карта контроля взаимодействия
№ СДР | Заказчик | Подрядчик | Поставщик | Юр. отдел | Дирекция | Итого дней |
Примечание: в карте фиксируется фактическое время взаимодействия команды проекта со всеми иными структурами.
Карта взаимодействия участников проекта (пример)
Уровень __________ фаза проекта: планирование
Кто \ Кому | МП | МК | РЭ | Мпп | МР |
МП | Х | Устав проекта, приказ, совещание 1.06.10 Утв. СДР до 5.06, Утв. ДГ до 10.06 Сводный план проекта, совещание 15.06.10 | |||
МК | План качества до 14.06 | Х | |||
РЭ | СДР (4) до 3.06 ДГ этапа до 7.06 | Х | Заявки на ЧР до 12.06 | Заявки на МР до 12.06 | |
Мпп | План по персоналу до 14.06 | Х | |||
МР | План поставки ресурсов до 14.06 | Х |
Карта взаимодействия участников проекта
Уровень __________ фаза проекта_____________________________
Кто \ Кому | МП | МК | РЭ | Мпп | МР |
МП | Х | ||||
МК | Х | ||||
РЭ | Х | ||||
Мпп | Х | ||||
МР | Х |
План по управлению рисками
1. Определите критические риски проекта:
2. Перечень мероприятий по предотвращению (снижению) плановых рисков:
№ СДР | 4.1.1 | ||
Рисковое событие | Котлован затопит водой | ||
Источник риска | Погодные условия | ||
Причина риска | Частые дожди | ||
Симптомы риска | Статистика, прогноз | ||
Точка включения риска | Неблагоприятный прогноз за 2 недели | ||
Вероятность наступления | 70% | ||
Мероприятия по снижению риска | Возведение дамбы Перенос сроков Предусмотреть откачку |
Примечание: Плановым считается риск, имеющий вероятность наступления более 50 %.
Методы реагирования:
Уклонение – изменение плана проекта для полного исключения риска, устранения его влияния на цели и результаты проекта.
Смягчение – снижение вероятности наступления риска за счет переноса последствий риска на третью сторону (страхование, покупка опционов).
Принятие – риск игнорируется, на покрытие возможных потерь формируются резервы.
Практическая работа: оценка риска
Информация о проекте: бюджет проекта = 60 000$, плановая длительность = 10 недель
В ходе обсуждения с экспертами были идентифицированы следующие возможные риски в проекте:
Возможный ущерб | Вероятность риска | ||
А | Непоставка оборудования | Задержка проекта на 1,5 недели | 10% |
В | Повышение цен на оборудование | Увеличение стоимости на 6 000$ | 70% |
С | Плохие погодные условия | Задержка проекта на 2,5 недели | 60% |
D | Изменения в качестве продукции, не удовлетворяет спецификациям контракта | Отказ Заказчика принимать изменения качества работы | 50% |
Используя шкалу оценки влияния риска (см. ниже) отразите миграцию указанных рисков.
Шкала оценки влияния риска
Таблица для оценки влияния рисков на наиболее значимые области проекта. | |||||
Объект влияния | Очень Низкое | Низкое | Умеренное | Высокое | Очень Высокое |
0.05 | 0.1 | 0.2 | 0.4 | 0.8 | |
Увеличение стоимости | менее 1% | 3-5% | 6-10 % | 11-20 % | > 20 % |
Увеличение сроков | менее 1% | 3-5% | 6-10 % | 11-20% | > 20 % |
Содержание | Изменения незаметны | Незначительные изменения | Значительные изменения приемлемы для клиента | Неприемлемое для клиента изменение | Достижение конечных результатов невозможно |
Качество | Изменения незаметны | Незначительные изменения | Изменение требует согласия клиента | Неприемлемое для клиента изменение | Достижение конечных результатов невозможно |
После двух недель были проведен повторный анализ рисков, результаты которого представлены ниже:
Возможный ущерб | Вероятность риска | ||
А | Непоставка оборудования | Задержка проекта на 4 недели | 50% |
В | Повышение цен на оборудование | Увеличение стоимости на 3 000$ | 30% |
С | Плохие погодные условия | Задержка проекта на 1 неделю | 15% |
D | Изменения в качестве продукции, не удовлетворяет спецификациям контракта | Отказ Заказчика принимать изменения качества работы | 20% |
Отобразите на шкале величины рисков их миграцию.
Примечание: анализу подлежит риск, имеющий вероятность наступления более 50 %.
Шкала миграции рисков
Вероятность, % | 0,05 | 0,10 | 0,15 | 0,20 | 0,25 | 0,30 | 0,35 | 0.40 | 0.45 | 0.50 | 0,55 | 0.60 | 0,65 | 0,7 | 0,75 | 0,80 | 0.85 | 0.90 | 0,95 | 1.00 | |
0,05 | 0,10 | 0,14 | 0,19 | 0,24 | 0,29 | 0,33 | 0.38 | 0 43 | 0,48 | 0,52 | 0,57 | 0 62 | 0,07 | 0.71 | 0.76 | 0.81 | 0,86 | 0.90 | 0,95 | ||
0,05 | 0,09 | 0,14 | 0,18 | 0,23 | 0,27 | 0,32 | 0,36 | 0.41 | 0,45 | 0,50 | 0.54 | 0.59 | 0,63 | 0,68 | 0,72 | 0.77 | 0,81 | 0.85 | 0.90 | ||
0,04 | 0,09 | 0,13 | 0,17 | 0,21 | 0,26 | 0,30 | 0,34 | 0.38 | 0,43 | 0 47 | 0 51 | 0 55 | 0 60 | 0,64 | 0,68 | 0.72 | 0,77 | 0,81 | 0,85 | ||
0,04 | 0,08 | 0,12 | 0,16 | 0,20 | 0,24 | 0,28 | 0,32 | 0.36 | 0,40 | 0,44 | 0,48 | 0.52 | 0,56 | 0,60 | 0.64 | 0.68 | 0.72 | 0,76 | 0,80 | ||
0,04 | 0,08 | 0,11 | 0,15 | 0,19 | 0,23 | 0,26 | 0,30 | 0.34 | 0,38 | 0,41 | 0.45 | 0.49 | 0,53 | 0.56 | 0 60 | 0.64 | 0,68 | 0,71 | 0,75 | ||
0,04 | 0,07 | 0,11 | 0,14 | 0,18 | 0,21 | 0,25 | 0,28 | 0.32 | 0 35 | 0,39 | 0,42 | 0,46 | 0,49 | 0,53 | 0.56 | 0.60 | 0,63 | 0,66 | 0,70 | ||
0,03 | 0,07 | 0,10 | 0,13 | 0,16 | 0,20 | 0,23 | 0,26 | 0,29 | 0,33 | 0,36 | 0,39 | 0,42 | 0,46 | 0,49 | 0,52 | 0,55 | 0,59 | 0,62 | 0,65 | ||
0,03 | 0,06 | 0,09 | 0,12 | 0,15 | 0,18 | 0,21 | 0,24 | 0,27 | 0,30 | 0,33 | 0.36 | 0,39 | 0,42 | 0,45 | 0,48 | 0,51 | 0,54 | 0,57 | 0,80 | ||
0,03 | 0,06 | 0,08 | 0,11 | 0,14 | 0,17 | 0,19 | 0,22 | 0,25 | 0,28 | 0,30 | 0,33 | 0,36 | 0,39 | 0,41 | 0.44 | 0,47 | 0.50 | 0.52 | 0,55 | ||
0,03 | 0,05 | 0,08 | 0,10 | 0,13 | 0,15 | 0,18 | 0,20 | 0,23 | 0,25 | 0,28 | 0,30 | 0,33 | 0,35 | 0,38 | 0,40 | 0,43 | 0,45 | 0,47 | 0,50 | ||
0,02 | 0,05 | 0,07 | 0,09 | 0,11 | 0,14 | 0,16 | 0,18 | 0,20 | 0,23 | 0,25 | 0,27 | 0,29 | 0 32 | 0.34 | 0,36 | 0.38 | 0,41 | 0,43 | 0,45 | ||
0,02 | 0,04 | 0,06 | 0,08 | 0,10 | 0,12 | 0,14 | 0,16 | 0.18 | 0,20 | 0,22 | 0,24 | 0,26 | 0,28 | 0,30 | 0.32 | 0.34 | 0,36 | 0,38 | 0.40 | ||
0,02 | 0,04 | 0,05 | 0,07 | 0,09 | 0,11 | 0,12 | 0,14 | 0,16 | 0,18 | 0,19 | 0,21 | 0,23 | 0,25 | 0,26 | 0,28 | 0,30 | 0,32 | 0,33 | 0.35 | ||
0,02 | 0,03 | 0,05 | 0,06 | 0,08 | 0,09 | 0,11 | 0,12 | 0,14 | 0,15 | 0,17 | 0,18 | 0,20 | 0,21 | 0,23 | 0,24 | 0,26 | 0,27 | 0,29 | 0,30 | ||
0,01 | 0,03 | 0,04 | 0,05 | 0,06 | 0,08 | 0,09 | 0,10 | 0,11 | 0,13 | 0,14 | 0,15 | 0,16 | 0,18 | 0,19 | 0,20 | 0,21 | 0,23 | 0,24 | 0,25 | ||
0,01 | 0,02 | 0,03 | 0,04 | 0,05 | 0,06 | 0,07 | 0,08 | 0,09 | 0,10 | 0,11 | 0,12 | 0,13 | 0,14 | 0,15 | 0,16 | 0,17 | 0,18 | 0,19 | 0,20 | ||
0,01 | 0,02 | 0,02 | 0,03 | 0,04 | 0,05 | 0,05 | 0,06 | 0,07 | 0,08 | 0,08 | 0,09 | 0,10 | 0,11 | 0,11 | 0,12 | 0.13 | 0,14 | 0,14 | 0,15 | ||
0,01 | 0,01 | 0,02 | 0,02 | 0,03 | 0,03 | 0,04 | 0,04 | 0,05 | 0,05 | 0,06 | 0,06 | 0,07 | 0,07 | 0,08 | 0,08 | 0,09 | 0,09 | 0,09 | 0,10 | ||
0,00 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,03 | 0.03 | 0,03 | 0,03 | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0.05 | 0.05 | 0,05 | ||
0,05 | 0,10 | 0,15 | 0,20 | 0,25 | 0,30 | 0,35 | 0,40 | 0,45 | 0,50 | 0,55 | 0,60 | 0,65 | 0,70 | 0,75 | 0,80 | 0,85 | 0,90 | 0,95 | 1,00 | ||
Степень воздействия (в баллах). Категории рисков: значения >0,3- критические риски; >0,1 - умеренные риски; >0,05 - незначительные риски |