Глава 3. Развитие основных компонентов математическогомышления дошкольников
Лекция 14. Формирование и развитие конструктивногомышления как средство развитияпространственного мышленияи математических способностейдошкольника
Лекция 15. Формирование и развитие логическойсферы дошкольника
Глава 4. Профессиональная подготовка воспитателяк проведению занятия по математике
Лекция 16. Подготовка педагога к проведению занятия и планирование курса математического
развития в ДОУ
Лекция 17. Методический анализ занятияпо математике
Глава 5. Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в процессе математического развитияребенка дошкольного возраста
Лекция 18. Индивидуальная работа с ребенкомкак основа развития его личности
Лекция 19. Работа со способными к математикедошкольниками как методическая проблема
Лекция 20. Функции диагностики в дошкольномматематическом образовании
Лекция 21. Математика как средство коррекциинедостатков развития ребенкадошкольного возраста
Литература
ПРЕДИСЛОВИЕ
Необходимость систематической подготовки детей в дошкольных учреждениях к усвоению школьного курса математики явилась причиной введения обязательного курса «Формирование элементарных математических представлений дошкольников» в систему подготовки будущих педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Традиционная методика формирования элементарных математических представлений у детей, созданная А.М. Леушиной1 и реализованная в пособии Л.С. Метлиной2, а затем дополненная авторским коллективом под руководством А. А. Столяра3, была разработана в соответствии с типовой программой воспитания и обучения ребенка в детском саду.
1 См.: Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974. 2 См.: Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М., 1985. 3 См.: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. М., 1988. |
Учебное пособие А.М. Леушиной имело целью подготовить педагога к обучению детей первоначальным математическим знаниям и умениям, к пониманию математических взаимосвязей и взаимозависимостей, к формированию простейших математических понятий. Основной целью этого обучения являлась подготовка дошкольника к школьному обучению. «Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений — важнейшая часть их общей подготовки к школе. В связи с переходом к обучению детей с шести лет внимание к этой работе должно быть усилено. Она начинается со второй младшей группы... Воспитатель заботится и о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой, и, что особенно важно, о развитии у них интересак математическим знаниям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умения делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи»1.
Учебное пособие под редакцией А. А. Столяра имело целью углубление теоретической математической подготовки воспитателя. «Педагог должен знать, не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, т. е. ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей»2. Основной целью методики формирования элементарных математических представлений являлась «помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе»3.
Необходимость в разработке новых учебных пособий для студентов факультета дошкольной педагогики и педагогов — воспитателей по проблеме обучения дошкольников математике обусловлена принципиальными изменениями в подходах к воспитанию и обучению ребенка в ДОУ, происходящих как в теории, так и в практике работы воспитателя в современных условиях. В настоящее время в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» отмечается, что характерной чертой системы дошкольного образования является широкое распространение вариативных программ, целью которых является реализация идей развивающего обучения.
1 Метлина Л.С. Указ. изд. С. 3. 2 Формирование элементарных математических представлений... Указ. изд. С. 3. 3 Там же. С. 4. |
При этом как выбор вариативной образовательной программы, так и задача ее реализации в русле идей развивающего обучения возлагаются непосредственно на воспитателя. В этой связи в «Концепции...» отмечается, что «происходящие в системе образования изменения показали неготовность значительной части педагогических кадров к осознанному выбору вариативной образовательной программы и ее адекватной реализации с учетом возможностей и потребностей детей».
Данная ситуация закономерна, поскольку в свое время будущие воспитатели прошли целенаправленную подготовку к работе по типовой программе обучения и воспитания ребенка в детском саду.
Появление вариативных образовательных программ, значительно отличающихся от типовой программы как содержательно, так и концептуально, потребовало от воспитателя умения работать с новым, непривычным содержанием (часто не входящим в объем математической подготовки воспитателя в вузе и педучилище), а также знания современных развивающих методик обучения математике в применении к дошкольному возрасту.
Главной целью подготовки педагога на современном этапе являются формирование и развитие у педагога творческого методического мышления, формирование самостоятельной аналитической деятельности, позволяющей провести теоретический анализ при выборе адекватной альтернативной программы в соответствии с учетом возможностей и потребностей своих детей, а также методологический анализ программы и ее дидактического обеспечения.
Не менее важной задачей является совершенствование знаний педагога об общих способах методической деятельности, которыми он может пользоваться при организации изучения различных математических понятий детьми дошкольного возраста, и знаний о специфике использования различных развивающих технологий при обучении математике дошкольников.
Данное пособие имеет целью познакомить студентов факультета дошкольной педагогики и психологии с возможными способами решения тех методологических задач, с которыми они неизбежно столкнутся в процессе практической работы по освоению различных уже имеющихся и тех, что будут появляться в дальнейшем, альтернативных программ дошкольного образования.
Так, в тексте «Концепции...» обозначено: «...серьезной проблемой является игнорирование создателями программ и учебных пособий закономерностей психического развития ребенка — сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании». В связи с этим значительное место в пособии отведено обоснованию концепции математического развития ребенка дошкольного возраста.
За отправное положение данной концепции принята мысль о том, что целью дошкольной математической подготовки должно, главным образом, являться формирование и развитие математических способностей ребенка дошкольного возраста. Этот вопрос в традиционной методике формирования элементарных математических представлений является дискуссионным. Далеко не все педагоги сегодня считают необходимым реализовывать развивающее обучение уже на дошкольном этапе работы с ребенком. Целью же развивающего обучения является не столько формирование у ребенка определенного списка знаний, умений и навыков предметного характера, сколько развитие высших психических функций, его способностей и раскрытие внутреннего потенциала ребенка.
Нам представляется полезным познакомить студентов с некоторыми наиболее разработанными областями теории и практики математического развития ребенка младшего возраста, а также с опытом практической реализации рассмотренных теоретических идей.
Методика математического образования — развивающаяся наука, особенно бурным является ее прогресс в последние десятилетия, поэтому педагог должен уметь анализировать и осознавать свой опыт и необходимость его совершенствования в соответствии с обогащением науки и практики новыми теориями и методическими разработками.
Автор не ставил задачу дать исчерпывающую детальную характеристику той или иной методической проблеме с точки зрения классической методики обучения математике детей младшего возраста.
Существуют крайне разнородные взгляды не только на саму концепцию математического развития ребенка младшего возраста, но и на возможность построения этой концепции, на само понятие «математические способности», а также на проблему взаимоотношений теории и практики в образовательном процессе.
Один из возможных вариантов построения методической концепции математического развития ребенка — на основе имеющихся теоретических психологических концепций развивающего обучения — представлен в данном пособии.
Автор считает чрезвычайно важным очертить наиболее существенные аспекты поднятых проблем и вопросов с позиции развивающего обучения и личностно-деятельностногопреемственного подхода к построению образовательного процесса в ДОУ.
Предлагаемое пособие будет содействовать улучшению качества методической подготовки студентов факультета дошкольной педагогики и психологии к осуществлению математического развития ребенка.
Пособие может быть использовано также преподавателями и слушателями ФПК и ИПК в их совместной работе по повышению качества профессиональной подготовки воспитателя ДОУ.