Глава 3. Развитие основных компонентов математическогомышления дошкольников

Лекция 14. Формирование и развитие конструктивногомышления как средство развитияпространственного мышленияи математических способностейдошкольника

Лекция 15. Формирование и развитие логическойсферы дошкольника

Глава 4. Профессиональная подготовка воспитателяк проведению занятия по математике

Лекция 16. Подготовка педагога к проведению занятия и планирование курса математического

развития в ДОУ

Лекция 17. Методический анализ занятияпо математике

Глава 5. Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в процессе математического развитияребенка дошкольного возраста

Лекция 18. Индивидуальная работа с ребенкомкак основа развития его личности

Лекция 19. Работа со способными к математикедошкольниками как методическая проблема

Лекция 20. Функции диагностики в дошкольномматематическом образовании

Лекция 21. Математика как средство коррекциинедостатков развития ребенкадошкольного возраста

Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

Необходимость систематической подготовки детей в дошко­льных учреждениях к усвоению школьного курса математики явилась причиной введения обязательного курса «Формирова­ние элементарных математических представлений дошкольни­ков» в систему подготовки будущих педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Традицион­ная методика формирования элементарных математических представлений у детей, созданная А.М. Леушиной1 и реализо­ванная в пособии Л.С. Метлиной2, а затем дополненная автор­ским коллективом под руководством А. А. Столяра3, была разра­ботана в соответствии с типовой программой воспитания и обучения ребенка в детском саду.

1 См.: Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974. 2 См.: Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. М., 1985. 3 См.: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. М., 1988.

Учебное пособие А.М. Леушиной имело целью подготовить педагога к обучению детей первоначальным математическим знаниям и умениям, к пониманию математических взаимосвя­зей и взаимозависимостей, к формированию простейших мате­матических понятий. Основной целью этого обучения являлась подготовка дошкольника к школьному обучению. «Работа по формированию у дошкольников элементарных математиче­ских представлений — важнейшая часть их общей подготовки к школе. В связи с переходом к обучению детей с шести лет внимание к этой работе должно быть усилено. Она начинается со второй младшей группы... Воспитатель заботится и о проч­ном усвоении детьми знаний, предусмотренных програм­мой, и, что особенно важно, о развитии у них интересак математическим знаниям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умения делать про­стейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи»1.

Учебное пособие под редакцией А. А. Столяра имело целью углубление теоретической математической подготовки воспи­тателя. «Педагог должен знать, не только как обучать дошко­льников, но и то, чему он их обучает, т. е. ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей»2. Основной целью методики формирова­ния элементарных математических представлений являлась «помощь в подготовке детей дошкольного возраста к воспри­ятию и усвоению математики — одного из важнейших учеб­ных предметов в школе»3.

Необходимость в разработке новых учебных пособий для студентов факультета дошкольной педагогики и педагогов — воспитателей по проблеме обучения дошкольников математи­ке обусловлена принципиальными изменениями в подходах к воспитанию и обучению ребенка в ДОУ, происходящих как в теории, так и в практике работы воспитателя в современных условиях. В настоящее время в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» отмечается, что характерной чертой системы дошкольного об­разования является широкое распространение вариативных программ, целью которых является реализация идей разви­вающего обучения.

1 Метлина Л.С. Указ. изд. С. 3. 2 Формирование элементарных математических представлений... Указ. изд. С. 3. 3 Там же. С. 4.

При этом как выбор вариативной образовательной програм­мы, так и задача ее реализации в русле идей развивающего обучения возлагаются непосредственно на воспитателя. В этой связи в «Концепции...» отмечается, что «происходящие в системе образования изменения показали неготовность зна­чительной части педагогических кадров к осознанному выбо­ру вариативной образовательной программы и ее адекватной реализации с учетом возможностей и потребностей детей».

Данная ситуация закономерна, поскольку в свое время бу­дущие воспитатели прошли целенаправленную подготовку к работе по типовой программе обучения и воспитания ребен­ка в детском саду.

Появление вариативных образовательных программ, значи­тельно отличающихся от типовой программы как содержатель­но, так и концептуально, потребовало от воспитателя умения ра­ботать с новым, непривычным содержанием (часто не входящим в объем математической подготовки воспитателя в вузе и пед­училище), а также знания современных развивающих методик обучения математике в применении к дошкольному возрасту.

Главной целью подготовки педагога на современном этапе являются формирование и развитие у педагога творческого методического мышления, формирование самостоятельной аналитической деятельности, позволяющей провести теоре­тический анализ при выборе адекватной альтернативной про­граммы в соответствии с учетом возможностей и потребностей своих детей, а также методологический анализ программы и ее дидактического обеспечения.

Не менее важной задачей является совершенствование зна­ний педагога об общих способах методической деятельности, которыми он может пользоваться при организации изучения различных математических понятий детьми дошкольного воз­раста, и знаний о специфике использования различных разви­вающих технологий при обучении математике дошкольников.

Данное пособие имеет целью познакомить студентов фа­культета дошкольной педагогики и психологии с возможными способами решения тех методологических задач, с которыми они неизбежно столкнутся в процессе практической работы по освоению различных уже имеющихся и тех, что будут появ­ляться в дальнейшем, альтернативных программ дошкольно­го образования.

Так, в тексте «Концепции...» обозначено: «...серьезной проблемой является игнорирование создателями программ и учебных пособий закономерностей психического развития ребенка — сензитивности разных возрастных периодов к ста­новлению тех или иных психических функций и новообразо­ваний, роли ведущей деятельности в их формировании». В свя­зи с этим значительное место в пособии отведено обоснованию концепции математического развития ребенка дошкольного возраста.

За отправное положение данной концепции принята мысль о том, что целью дошкольной математической подготовки долж­но, главным образом, являться формирование и развитие мате­матических способностей ребенка дошкольного возраста. Этот вопрос в традиционной методике формирования элементарных математических представлений является дискуссионным. Дале­ко не все педагоги сегодня считают необходимым реализовывать развивающее обучение уже на дошкольном этапе работы с ре­бенком. Целью же развивающего обучения является не столько формирование у ребенка определенного списка знаний, умений и навыков предметного характера, сколько развитие высших психических функций, его способностей и раскрытие внутрен­него потенциала ребенка.

Нам представляется полезным познакомить студентов с не­которыми наиболее разработанными областями теории и прак­тики математического развития ребенка младшего возраста, а также с опытом практической реализации рассмотренных теоретических идей.

Методика математического образования — развивающая­ся наука, особенно бурным является ее прогресс в последние десятилетия, поэтому педагог должен уметь анализировать и осознавать свой опыт и необходимость его совершенствова­ния в соответствии с обогащением науки и практики новыми теориями и методическими разработками.

Автор не ставил задачу дать исчерпывающую детальную ха­рактеристику той или иной методической проблеме с точки зре­ния классической методики обучения математике детей млад­шего возраста.

Существуют крайне разнородные взгляды не только на са­му концепцию математического развития ребенка младшего возраста, но и на возможность построения этой концепции, на само понятие «математические способности», а также на про­блему взаимоотношений теории и практики в образовательном процессе.

Один из возможных вариантов построения методической концепции математического развития ребенка — на основе имеющихся теоретических психологических концепций раз­вивающего обучения — представлен в данном пособии.

Автор считает чрезвычайно важным очертить наиболее существенные аспекты поднятых проблем и вопросов с пози­ции развивающего обучения и личностно-деятельностногопреемственного подхода к построению образовательного про­цесса в ДОУ.

Предлагаемое пособие будет содействовать улучшению ка­чества методической подготовки студентов факультета до­школьной педагогики и психологии к осуществлению матема­тического развития ребенка.

Пособие может быть использовано также преподавателями и слушателями ФПК и ИПК в их совместной работе по повыше­нию качества профессиональной подготовки воспитателя ДОУ.

Наши рекомендации