Ответ: сравнение не имеет решений.
3. Решить сравнение: 6х º 4 (mod 8).
Решение.
Так как здесь (6; 8) = d = 2 и 4 2, то сравнение имеет d = 2 классов решений по модулю 8 или 1 класс решений по модулю т : d = 8 : 2, т.е. по модулю 4.
1) Разделим обе части сравнения и модуль на число 2, получим: 3х º 2 (mod 4). Здесь (3; 4) = 1, поэтому сравнение имеет один класс решений по модулю 4:
3х º 2 + 4 (mod 4) Þ 3х º 6(mod 4). Так как (3; 4) = 1, то обе части сравнения разделим на 3. Тогда х º 2 (mod 4) – получили 1 класс решений по модулю 4. Запишем этот класс так: x = 2 + 4q, qÎZ. Дадим параметру q два значения (так как d = 2): q = 0 и q = 1. При q = 0 x1 º 2(mod 8); при q = 1 x2 º 6(mod 8) – получили два класса решений по начальному модулю 8.
Ответ: х º2(mod4) или x º 2; 6 (mod 8).
4. Решить в целых числах неопределённое уравнение 5х – 9у = 7.
Решение.
1) 5х – 7 = 9у Þ (5х – 7) 9 Þ 5х º 7(mod 9) Þ 5х º 7 + 2×9 º 25 (mod 9) Þ
Þ х º 5(mod 9), откуда х = 5 + 9q, qÎZ.
2) Подставим это выражение для х в данное уравнение:
Þ Þ (qÎZ) –бесконечное множество решений.
Ответ: (5; 2), (14; 7), (23; 17) и так далее.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Определите, имеет ли решение данное сравнение; если решение есть, то установите, сколько классов вычетов (сколько решений) имеет данное сравнение.
173. 3 х º 5 (mod 8). 174. 9 х º 3 (mod 16). 175. 9 х º 15 (mod 27).
176. 15 х º 24 (mod 21). 177. 15 х º 24 (mod 25). 178. 15 х º 10 (mod 25). 179. 25 х º 15 (mod 50). 180. 50 х º 20 (mod 10). 181. 63 х º 42 (mod 210).
182. 100 х º 25 (mod 200). 183. 10 х º 2 (mod 24). 184. 36 х º 24 (mod 25).
Решите сравнения способом перебора соответствующих классов вычетов.
185. 2 х º 1 (mod 3). 186. 3 х º 5 (mod 4 ). 187. 3 х º 2 (mod 6). 188. 2 х º 3(mod7 ).
189. 4 х º 2 (mod 6). 190. 4 х º 1 (mod 5 ). 191. 3 х º 0 (mod 9). 192. 6 х º9(mod10).
Решите сравнения, используя теоремы равносильности сравнений.
193. 5 х º 8 (mod 12). 194. 7 х º – 3 (mod 17). 195. 8 х º 13 (mod 9). 196. 37 х 2 + 9 х – 1 º 0 (mod 37 ). 197. 54 х º 3 (mod 37). 198. 27 х º – 21(mod29).
199. 58х3 –29х2+21х º – 5(mod29).200. 35 х º 4 (mod 39). 201.32х4+23х º–41(mod32)
Установите, имеет ли решение данное сравнение, и если имеет, то найдите это решение.
202. 2 х º 5 (mod 3). 203. 3 х º 4 (mod 5). 204. 5 х º 2 (mod 8).
205. 7 х º 1 (mod 12). 206. 4 х º – 2 (mod15). 207. 4 х º 3 (mod 8).
208. 5 х º 8 (mod 7). 209. 17 х º 11 (mod 7). 210. 11 х º 2 (mod 12).
211. 18 х º 9 (mod 8). 212. 18 х º 12 (mod 6). 213. 18 х º 10 (mod 4).
214. 6 х º 9 (mod 3). 215. 6 х º 9 (mod 12). 216. 6 х º 3 (mod 9).
217. 8 х º 20 (mod 12). 218. 12 х º 15 (mod 21). 219. 45х º 31 (mod 100).
220. 7 х º 2 (mod 13). 221. 17 х º 50 (mod 9). 222.140х+36º8–3х(mod15)
223. 72 х º 2 (mod 10). 224. 29 х º 1 (mod 17). 225. 7 х º 15 (mod 9).
226. 12 х º 24 (mod 16). 227. 8 х º 27 (mod 12). 228. 10 х º 15 (mod 35).
229. 17 х º 47 (mod 78). 230. 19 х º 15 (mod 70). 231. 15 х º 13 (mod 64). 232. 94 х º 8 (mod 58). 233. 43 х º 51 (mod 12). 234. 16 х º 8 (mod 20).
Решите неопределённые уравнения первой степени с двумя неизвестными на множестве целых чисел Z с помощью перехода к соответствующим сравнениям:
235. 4 x – 3 y = 2. 236. 17 x + 13 y = 1. 237. 2 x – 4 y = 7. 238. 5 x + 4 y = 3. 239. 6 x – 25 y = 4. 240. 6 x + 9 y = 8. 241. 17 x – 12 y = 27.
242. 15 x – 17 y = – 42. 243. 8 x – 15 y = 18. 244. 13 x – 19 y = 18.
СИСТЕМЫ ЛИНЕЙНЫХ СРАВНЕНИЙ С ОДНОЙ НЕИЗВЕСТНОЙ
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ
14. 1. Определение 1.
Системой линейных сравнений с одной неизвестной называется система вида | |
где аi , bi., xÎZ, тi Î N. тi >1, (*) ai не тi (i = 1, 2, ... , s). |
14. 2. Определение 2.
Решением системы (*) называется класс вычетов, удовлетворяющий каждому сравнению этой системы.
Если система (*) имеет хотя бы один класс решений, то она называется
совместной (и в противном случае – несовместной).
14. 3. Следствие 1.
Если хотя бы одно из сравнений системы (*) не имеет решений, то и вся система (*) не имеет решений (то есть несовместна).
14. 4. Теорема 1.
Рассмотрим систему (**)– частный случай системы (*): | |
(**) | Пусть НОД(т1; т2) = (т1; т2) = d, НОК (т1; т2) = [т1; т2] = m. |
Тогда: 1) если (b2 – b1) не d, то система (**) не имеет решений; 2) если (b2 – b1) d, то система (**) имеет 1 класс решений по модулю [т1; т2] = m. |
14. 5. Следствие 2.
Если (т1; т2) = d = 1, – то т = т1 × т2 и система (**) совместна и имеет один класс решений по модулю т = т1 × т2 .
Заметим, что теорема 1 может быть обобщена на случай, когда система (**) содер- жит произвольное (конечное) число сравнений вида x º bj (mod m j).
В частности, если т1, т2 , … , тs – взаимно простые числа, то система (**) всегда совместна и имеет 1 класс решений по модулю т1 × т2 × … × тs .
14. 6. Вернёмся к рассмотрению системы сравнений (*) вида ai x º bj (mod m j).
1) Обозначим (ai ; mi) = di (i = 1, ... , s). Если хотя бы при одном значении i bi не di,то i-е сравнение системы не имеет решений, а, значит, и вся система (*) несовместна.
2) Если же bi di для всех i, то каждое сравнение системы (*) можно решить относительно x и заменить систему (*) равносильной системой (***) :
(***) | Эта система либо несовместна, либо имеет 1 класс решений по модулю [m1: d1, ... , ms : ds] . |
14. 7. Линейные сравнения по составному модулю вида ax ºb (mod p1 × р2 ).
Так как (ах – b) (р1 × р2), то Þ
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ
1. Имеют ли решения системы: 1) 2) ?
Решение.
1) Здесь (т1; т2) = (9;6)= d =3, b2 – b1= 8–5=3.Так как 3 3, то система совместна.
2) Здесь (т1; т2) = (9;6)= d =3, b2 – b1= 3–1=2.Так как 2 не 3, то система несовместна.
2. Решить систему:
Решение.
1) Выразим х из первого сравнения и подставим во второе:
Þ Þ Þ Þ
Þ
2) Подставим t в 1-е сравнение: x = 3 + 15(1+ 8q) Þ x = 18+120q или х º 18(mod120).
3. Решить систему: (Здесь т = [7; 9; 15] = 7 ×9 ×5 = 315 ).
Решение.
1) Из (1) x = 2 + 7 t, подставим в (2):
Þ Þ Þ Þ Þ Þ
2) Подставим х из (4) в (3):
Þ Þ Þ
Þ Þ Þ х = 23 + 63 (1 + 5q) Þ x = 86 + 315 q.
Ответ: х º 86 (mod 315).
4. Решить систему: (Здесь т = [11; 35; 5] = 11×35 = 385 ).
Решение.
Упростим данные сравнения и решим каждое из них (это возможно – проверьте!).
Þ Þ Þ Þ
Þ Þ Þ Þ Þ
Þ Þ Þ Þ Þ
Þ Þ Þ х = – 9 + 77 (– 1 + 5q) Þ х = – 86 + 385 q.
Ответ: х º – 86 (mod 385).
5. Решить линейное сравнение по составному модулю: 5х º 8 (mod 21).
Решение.
Так как здесь модуль 21 = 7×3, то сравнение равносильно системе Þ
Þ Þ Þ откуда х = 3 + 7(1 + 3q) Þ
Þ х = 10 + 21q, или х º 10 (mod 21).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Установите, совместна ли данная система сравнений; если она совместна, то определите, по какому модулю должны быть получены решения системы, а затем найдите эти решения.
Решите системы сравнений:
257. 258. 259. 260.
Глава 5. КОНЕЧНЫЕ ЦЕПНЫЕ ДРОБИ
§ 16. ПОНЯТИЕ КОНЕЧНОЙ ЦЕПНОЙ ДРОБИ
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ
16. 1. Определение 1.
Конечной цепной дробью называется число Ап вида | |
Ап = , | где а0Î Z, аi Î N ( i = 1, 2, . . . , n), аn ¹ 1, n – длина цепной дроби. Обозначение: |
Пример конечной цепной дроби: Ап = = [4; 3, 1, 2], где n = 3.
16. 2. Отметим, что: 1) всякая конечная цепная дробь преобразуется в рациональное
число вида .
Например: А3 = [4; 3, 1, 2] = .
2) обратно: всякое рациональное число вида может быть представлено в виде конечной цепной дроби, причём единственным образом..
16. 3. Алгоритм преобразования несократимой дроби в конечную цепную дробь.
Пример. Дробь = преобразовать в конечную цепную дробь.
Решение.
1) Делим числитель 47 на знаменатель 11, остаток r1 = 3; 2) делим знаменатель 11 на 1-й остаток, r1 = 3; 3) делим 1-й остаток r1 = 3 на 2-й остаток, r2 = 2; 4) делим 2-й остаток r2 = 2 на 3-й остаток, r3 = 1; 5) выписываем частные а0 = 4, а1 = 3, а2 = 1, а3 = 2. Ответ: дробь = = [4; 3, 1, 2], где n = 3. | 47 | 11_ 44 4 = а0 11 | 3 = r1 9 3 = a1 3 | 2 = r2 2 1 = a2 2 | 1 = r3 2 2 = a3 0 |
16. 4. Рассмотрим конечные цепные дроби:
= А3 = [4; 3, 1, 2] = = 4 ; А2 = [4; 3, 1] = 4 ; А1 = [4;3] = 4 ; А0 = [4] = 4.
Числа последовательности А0, А1, А2, А3,… всё ближе подходят к данному числу Ап = а/b. Причём Аi с чётными номерами – слева от Ап, Aj с нечётными номерами – справа от Ап. |
В общем случае:
Последовательность А0, А2, А4,…возрастает, Последовательность А1, А3, А5,… убывает; члены каждой последовательности всё ближе подходят к исходному числу Ап = а/b. | |
16. 5. Определение 2. Подходящей дробью k -го порядка данной конечной цепной дроби Ап = а/b называется конечная цепная дробь Аk = [ a0; a1, a2, … , ak] (k £ n), полученная из данной цепной дроби Аn = [ a0; a1, a2, … , ak, …, an] отбрасыванием последних n – k чисел. |
Пусть – несократимая дробь. Если = Аn = [ a0; a1, a2, …, an], то
А0 = [ a0] – подходящая дробь 0-го порядка;
А1 = [ a0; a1] – подходящая дробь 1-го порядка;
А2 = [ a0; a1, a2] – подходящая дробь 2-го порядка;
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Аn = [ a0; a1, a2, …, an] – подходящая дробь п-го порядка.
Обозначение k-й подходящей дроби: , где Pk – числитель k-й подходящей дроби,
Qk – знаменатель k-й подходящей дроби.
16. 6. Алгоритм вычисления Pk и Qk.
= [ a0] Þ P0 = а0; Q0 = 1.
= [a0; a1] Þ P1 = а1 × P0 + 1; Q1 = а1.
= [a0; a1, а2] Þ P2 = а2 × P1 + P0; Q2 = а2 × Q1 + Q0.
¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼
= [a0; a1, а2 , … , ak] Þ Pk = аk × Pk – 1 + Pk – 2; Qk = аk × Qk – 1 + Qk – 2
и так далее.
Пример, демонстрирующий технику нахождения Pk и Qk .
Для данной конечной цепной дроби А3 = [4; 3, 1, 2] составьте все подходящие дроби.
Решение.
P0=a0=4, P1=4×3+1=13, P2=1×13+4=17, P3= 2×17+13=47.
Q0= 1, Q1=a1=3, Q2=1×3+1= 4, Q3 = 2×4 + 3 = 11.
Ответ: подходящие дроби А0 = 4/1, А1 =13/3, А2 = 17/4, А3 = 47/11 = а / b.
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ
1. Преобразовать конечную цепную дробь А4 = [4; 1, 1, 3, 12] в число вида .
Решение.
А4 = [4; 1, 1, 3, 12] = .
2. Преобразовать данную дробь вида в конечную цепную дробь: а) ; б) ; в) .
Решение.
а) 53 | 17_ 51 3 17 | 2 16 8 2 | 1 2 2 | б) 26 | 11_ 22 2 11 | 4 8 2 4 | 3 3 1 3 | 1 3 3 0 | в) 916 | 171_ 855 5 171 | 61_ 122 2 61 | 49 49 1 49 | 12 48 4 12 | 1_ 12 12 |
Ответ: а) = [3; 8, 2]; б) = [2; 2, 1, 3]; в) = [5; 2, 1, 4, 12].
3. Для данной конечной цепной дроби составить все подходящие дроби:
а) А3 = [3; 2, 1, 2]; б) А4 = [4; 1, 1, 3, 12].
Решение.
а) k | 0 1 2 3 | б) k | 0 1 2 3 4 | Ответ: а) А0 = ; А1 = ; А2 = ; А3 = ; б) А0 = ; А1 = ; А2 = ; А3 = ; А4 = . | |
ak | 3 2 1 2 | ak | 4 1 1 3 12 | ||
Pk Qk | 3 7 10 27 1 2 3 8 | Pk Qk | 4 5 9 32 393 1 1 2 7 86 | ||
Проверка: | Проверка: |
.4. Для данной цепной дроби Ап найти числитель Pп – 1 и знаменатель Qп – 1 предпоследней подходящей дроби: а) А3 = [5; 2, 3, 1]; б) А4 = [2; 1, 1, 2, 4]. Сделать проверку.
Решение.
а) k | 0 1 2 3 | б) k | 0 1 2 3 4 | Проверка:: а) А2 = 5 + ; б) А3 = . | |
ak | 5 2 3 1 | ak | 2 1 1 2 4 | ||
Pk Qk | 5 11 38 1 2 7 | Pk Qk | 2 3 5 13 1 1 2 5 | ||
Ответ: P2 = 38, Q2 = 7; | Ответ: P3 = 13, Q3 = 5. |
5. С помощью подходящих дробей сократите дроби: а) ; б) .
Решение.
Преобразуем данную дробь в цепную дробь и составим п-ю подходящую дробь Ап .
Тогда получившаяся подходящая дробь Ап совпадёт с видом сокращённой заданной дроби.
а) = [0; 1, 6, 1, 2, 2] | б) = [2; 8, 1, 2] | Ответ: а) = ; б) = . | |
ak | 0 1 6 1 2 2 | ak | 2 8 1 2 |
Pk Qk | 0 1 6 7 20 47 1 1 7 8 23 54 | Pk Qk | 2 17 19 55 1 8 9 26 |
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
306. Данную конечную цепную дробь преобразуйте в рациональное число вида :
а) А3 = ; б) А3 = [2; 2, 1, 5]; в) А3 = [3; 11, 2, 4]; г) А4 = [– 2; 1, 2, 1, 2].
307. Данное рациональное число вида преобразуйте в конечную цепную дробь:
а) ; б) ; в) ; г) .
308. Для данной конечной цепной дроби составьте все подходящие дроби:
а) А3 = [ 4; 2, 1, 3]; б) А4 = [3; 2, 1, 5, 3]; в) А6 = [1; 3, 4, 1, 2, 1, 3];
г) А3 = [0; 3, 3, 2]; д) А3 = [– 4; 1, 3, 2].
309. Для данной конечной цепной дроби составьте Pn – 1 и Qn – 1 – числитель и знаменатель предпоследней подходящей дроби:
а) А3 = [ 5; 1, 3, 2]; б) А4 = [1; 2, 3, 4, 5]; в) А3 = [– 3; 2, 1, 4]; г) А3 = [ 0; 4, 3, 2].
310. Для данной дроби найдите предпоследнюю подходящую дробь:
а) = ; б) = ; в) = ; г) = ; д) = .
311. Сократите данную дробь (если это возможно), с помощью подходящих дробей:
а) = ; б) = ; в) = ; г) = ; д) = ; е) = .
§ 17. РЕШЕНИЕ СРАВНЕНИЙ ВИДА ах º b (mod m)
С ПОМОЩЬЮ КОНЕЧНЫХ ЦЕПНЫХ ДРОБЕЙ
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ
17. 1. Алгоритм решения сравнений ах º b (mod m), где (а; т) = 1 (18)
В этом случае сравнение (18) имеет 1 класс решений. Для его нахождения нужно:
1) составить дробь и преобразовать её в конечную цепную дробь: = [a0; a1, a2,…, an]
2) найти числитель Pп – 1 предпоследней подходящей дроби;
3) применить формулу х º ( – 1) п × b × Рп – 1 (mod m) (19)
(см. ниже, типовые задачи, пример 1 ).
17. 2. Алгоритм решения сравнений ах º b (mod m), где (а; т) =d >1, b d (20)
В этом случае сравнение (20) имеет d классов решений по модулю т. Для их нахождения нужно:
1) сократить a, b и m на число d и получить сравнение (а:d)x º b:d (mod (m:d)) (*)
(чùсла а:d, b:d, m:d – целые!);
2) по алгоритму из пункта 17. 1 решить сравнение (*), имеющее один класс решений по mod (m:d). Получим: x º х0 (mod (m:d)), или x = х0 + (m:d) × t, где tÎZ .
3) полагая число t = 0, 1, 2, … , d – 1, получим d классов решений сравнения (20) по модулю m: x º х0; х0 + (m:d) ×1; х0 + (m:d) ×2; … ; х0 + (m:d) × (d – 1) (mod m) (см. ниже, типовые задачи, пример 2 ).
17. 3. Напомним, что сравнение ах º b (mod m), где (а; т) = d > 1, b не d, – не имеет решений.
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ
1. С помощью конечных цепных дробей решить сравнение 171 x º3(mod916).
Решение. (См. выше – алгоритм решения – в пункте 17. 1 ).
1) Так как (171;916) = 1 (проверьте!), то сравнение имеет 1 класс решений. Найдём его.
2) Составим дробь = и преобразуем её в цепную дробь: = =[5; 2, 1, 4, 12]
(см. § 16, типовые задачи, пример 2, в) ).
3) Найдём Pn – 1 – числитель предпоследней подходящей дроби (для проверки вычис-
лений найдём и Pn ): | ak | 5 2 1 4 12 | Pn – 1 = 75. |
Pk | 5 11 16 75 916 |
4) Воспользуемся формулой (24) (при п = 4, b = 3, Pn – 1 = 75, т = 916):
х º ( – 1) 4 ×3× 75 (mod916) Þ х º 225 (mod916).
2. С помощью конечных цепных дробей решить сравнение: 42 x º57(mod75).
Решение. (См. выше – алгоритм решения – в пункте 17. 2 ).
1) Так как (42;75) = d =3 (проверьте!) и 57 3, то сравнение имеет 3 класса решений. Сократив a, b и т на d =3, получим сравнение: 14 x º19(mod25). Решим его.
2) Составим дробь = и преобразуем её в цепную дробь: = = [1; 1, 3, 1, 2]
(проверьте! ); п = 4.
3) Найдём Pn – 1 – числитель предпоследней подходящей дроби (для проверки вычис-
лений найдём и Pn ): | ak | 1 1 3 1 2 | Pn – 1 = 9. |
Pk | 1 2 7 9 25 |
4) Воспользуемся формулой ( 24 ) (при п = 4, b = 19, Pn – 1 = 9, т = 25 ):
х º ( – 1) 4 ×19× 9 (mod25) Þ х º 171 º – 4 (mod25), или x = – 4 + 25t,tÎZ.
5) При t =0,1, 2 получим 3 класса решений данного сравнения: х º – 4; 21; 46(mod75).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Решите сравнения 1-й степени с одной неизвестной с помощью конечных цепных дробей:
312. 37 х º 73 (mod 91). 313. 54 х º 3 (mod 37). 314. 65 х º 111(mod 113).
315. 64 х º 5 (mod 235). 316. 55 х º 37 (mod 87). 317. 37 х º 32 (mod 54).
318. 76 х º 98 (mod 225). 319. 24 х º 34 (mod 62). 320. 34 х º 48 (mod 84).
321. 273 х º 42 (mod 369). 322. 84 х º 72 (mod 234). 323. 285 х º 177(mod 924).