Обзор основной рекомендованной литературы
1. Высшая математика и математическая статистика : учеб. пособие / ред. Г.И. Попов. - 2-е изд. - М. : Физическая культура, 2007. - 368 с.
В учебном пособии изложены основные разделы линейной алгебры, аналитической геометрии, математического анализа, теории вероятностей и математической статистики; рассмотрены примеры решения типовых задач по всем разделам курса. Особое внимание в пособии уделено непараметрическим критериям статистики, которое получили интенсивное развитие в плане выработки новых критериев за последние годы. Содержание пособия соответствует государственному образовательному стандарту и программе по дисциплине «Математика»
Учебное пособие предназначено для студентов ВУЗов физической культуры.
2. Алексеева И.В. Элементы аналитической геометрии и векторной алгебры: методическое пособие для студентов вузов. Великие Луки, 2010. – 80 с.
В методическом пособии рассматриваются следующие темы: «Аналитическая геометрия на плоскости и в пространстве», «Векторная алгебра». В книге изложен теоретический материал, рассмотрены примеры решения основных типов задач, приведены задачи для самостоятельного решения, две расчетно-графические работы по темам «Аналитическая геометрия на плоскости» и «Элементы векторной алгебры и аналитической геометрии в пространстве», тесты для контроля знаний студентов. Изложение материала ведется методически строго и последовательно. Методическое пособие соответствует государственному стандарту.
Пособие предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений физической культуры и спорта.
23. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб.пособие для бакалавров/В.Е.Гмурман.-12-е изд. – М.: Изд.Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 479 с.: ил. – Серия: Бакалавр
Пособие содержит в основном весь материал программы по терии вероятностей и математической статистике. Большое внимание уделено статистическим методам обработки экспериментальных данных. В конце каждой главы есть задачи с ответами для контроля знаний.
Для студентов вузов и лиц, использующих вероятностные и статистические методы при решении практических задач.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень необходимых технических средств, оборудования, приборов для проведения основных форм учебного процесса:
для проведения лекционных занятий - специально оборудованная лекционная аудитория с мультимедийным проектором, экраном, ноутбуком, колонками (для демонстрации учебных видеороликов);
для проведения практических занятий - аудитория с доской
11. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН лекций и практических занятий по дисциплине «Математика»
Первый курс, первый семестр
№ п/п | Дата проведения | Темы лекций и практических занятий | Перечень необходимого оборудования, наглядные пособия | Количество часов и вид занятия |
Прямоугольная и полярная системы координат. Простейшие задачи на плоскости. Прямая линия на плоскости | Мультимед | Лекция 1, 2ч | ||
Линии второго порядка | Мультимед | Лекция 2, 2ч | ||
Определение координат точки в разных системах координат. Переход от полярной системы координат к декартовой и наоборот. Решение простейших задач на плоскости, вычисление площадей треугольников. Различные виды уравнений прямой на плоскости. | Калькулятор, Справочник, материалы для граф.работ | Практич.1, 2ч | ||
Матрицы, определители 2-го и 3-го порядка. Решение систем линейных уравнений | Мультимед | Лекция 3, 2ч | ||
Угол между двумя прямыми,условия параллельности и перпендикулярности прямых, расстояние от точки до прямой. | Калькулятор, Справочник, материалы для граф.работ | Практич.2, 2ч | ||
Функция. Предел и непрерывность функции | Мультимед | Лекция 4, 2ч | ||
Приведение уравнений кривых второго порядка к каноническому виду и определение типа кривых, их основные характеристики и изображение этих кривых графически | Калькулятор, Справочник, материалы для граф.работ | Практич.3 2ч | ||
Производная и дифференциал | Мультимед | Лекция 5, 2ч | ||
Построение матриц. Вычисление определителей по схеме треугольников, по формуле Лапласа. Матричная запись системы линейных уравнений. Решение систем линейных уравнений методом Крамера. | сборник задач. Калькулятор | Практич.4, 2ч | ||
Приложение производной | Мультимед | Лекция 6, 2ч | ||
Контрольная работа № 1. «Элементы аналитической геометрии на плоскости и линейной алгебры» | Калькулятор, Справочник, материалы для граф.работ | Практич.5, 2ч | ||
Неопределенный интеграл | Мультимед | Лекция 7, 2ч | ||
Функция. Нахождение области определения и значения функции. Решение задач на четность, нечетность, периодичность функций. Нахождение обратных и сложных функций. | Калькулятор, сборник задач | Практич.6, 2ч | ||
Определенный интеграл | Мультимед | Лекция 8, 2ч | ||
Нахождение пределов функции. Раскрытие неопределенностей. Нахождение пределов функции с применением первого и второго замечательных пределов. | Справочник, сборник задач | Практич.7, 2ч | ||
Дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися переменными. Линейные однородные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами | Мультимед | Лекция 9, 2ч | ||
Нахождение производных элементарных и сложных функций. Дифференциал функций. Производные и дифференциалы высших порядков. | Справочник, сборник задач | Практич.8, 2ч | ||
Элементы теории вероятности | Мультимед | Лекция 10, 2ч | ||
Составление уравнений касательной и нормали к кривой. Нахождение скорости и ускорения прямолинейно движущегося тела с помощью производной. Приближенное вычисление наращенного значения функций с помощью дифференциала. | Таблицы, справочник, сборник задач | Практич.9, 2ч | ||
Правило Лопиталя. Исследование функций с помощью производной | Таблицы, справочник, сборник задач | Практич.10, 2ч | ||
Вычисление неопределенных интегралов с помощью метода разложения, подведения под знак дифференциала, подстановки, интегрирования по частям. | Таблицы, справочник, сборник задач | Практич.11, 2ч | ||
Вычисление определенного интеграла. Способы интегрирования. | Таблицы, справочник, сборник задач | Практич.12, 2ч | ||
Нахождение площадей с помощью определенного интеграла. | Таблицы, справочник, сборник задач | Практич.13, 2ч | ||
Контрольная работа № 2 «Предел функции. Производная функции. Неопределенный и определенный интегралы. Площадь криволинейной фигуры» | калькулятор, таблицы | Практич.14, 2ч | ||
Дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися переменными. Задача Коши. Линейные однородные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами. | Калькулятор, Справочник, материалы для граф.работ | Практич.15, 2ч | ||
Решение задач с применением формул комбинаторики. Нахождение вероятностей совместных и несовместных событий, зависимых и независимых событий, появления хотя бы одного события. Нахождение условной и полной вероятности. | Таблицы, справочник, сборник задач | Практич.16, ч | ||
Случайные величины и их характеристики. Решение задач с применением формул Бернулли. Элементы мат.статистики. | Таблицы, справочник, сборник задач | Практич.17, 2ч |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Контрольные работы для студентов
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ПО МАТЕМАТИКЕ
ТЕМА: «Элементы аналитической геометрии на плоскости и линейной алгебры»
Вариант 1
1. В декартовой прямоугольной системе координат построить точку А (3; -1) и определить ее полярные координаты.
2. Определить угол между двумя прямыми , . Сделать рисунок.
3. Найти координаты центра и радиус окружности
х2 + у2 – 8х + 6у + 21 = 0
4. Построить матрицу С = 2 (А + В)·ВТ , где
А= , В=
5. Решить систему уравнений методом Крамера (Δ вычислить по формуле Лапласа; Δ1 , Δ2 , Δ3 - по схеме треугольников)
Вариант 2
1. Определить расстояние между двумя точками А (2;7) и В (6;4). Сделать рисунок.
2. Составить уравнение прямой, проходящей через данные две точки А(-2;1) и В(3;4) . Сделать рисунок.
3. Найти полуоси, координаты фокусов и эксцентриситет эллипса
х2 + 16у2 = 16
4. Построить матрицу С = (А - В)·А + 3В , где
А= , В=
5. Решить систему уравнений методом Крамера (Δ вычислить по формуле Лапласа; Δ1 , Δ2 , Δ3 - по схеме треугольников)
Вариант 3
1. Вычислить площадь треугольника, вершины которого лежат в точках А (-1;1), В (2;3), С (6;1). Сделать рисунок.
2. Составить уравнение прямой, проходящей через точку М (3;7) перпендикулярно прямой . Сделать рисунок.
3. Найти полуоси, координаты фокусов и эксцентриситет гиперболы
4х2 - у2 = 16
4. Построить матрицу С = В· (В - А) +2А , где
А= , В=
5. Решить систему уравнений методом Крамера (Δ вычислить по формуле Лапласа; Δ1 , Δ2 , Δ3 - по схеме треугольников)
Вариант 4
1. Найти координаты точки, делящей отрезок АВ, где А(3;5) и В(1;-4), в отношении λ = . Сделать рисунок.
2. Составить уравнение прямой, проходящей через точку М (2;1) параллельно прямой 2x + 3y + 4 = 0. Сделать рисунок.
3. Найти координаты фокусов и уравнение директрисы параболы
а) у2 = 6х ; б) х2 = - 16у
4. Построить матрицу С = А·(2А + В) - В , где
А= , В=
5. Решить систему уравнений методом Крамера (Δ вычислить по формуле Лапласа; Δ1 , Δ2 , Δ3 - по схеме треугольников)
Вариант 5
1. В декартовой прямоугольной системе координат построить точку А (7; -3) и определить ее полярные координаты.
2. Определить угловой коэффициент k и отрезок b , отсекаемый на оси Оу прямой 5x + 3y + 2 = 0. Сделать рисунок.
3. Найти координаты центра и радиус окружности
х2 + у2 - 2х + 4у – 20 = 0
4. Построить матрицу С = 2А – (А + В)·В , где
А= , В=
5. Решить систему уравнений методом Крамера (Δ вычислить по формуле Лапласа; Δ1 , Δ2 , Δ3 - по схеме треугольников)
Вариант 6
1. Найти координаты точки, делящей отрезок АВ, где А(2;-4) и В(6;3), в отношении λ = . Сделать рисунок.
2. Найти расстояние от точки М (-1; 2) до прямой 4x -3y + 6 = 0. Сделать рисунок.
3. Найти полуоси, координаты фокусов и эксцентриситет эллипса
9х2 + 25у2 = 225
4. Построить матрицу С = А·(В + А)– 3А , где
А= , В=
5. Решить систему уравнений методом Крамера (Δ вычислить по формуле Лапласа; Δ1 , Δ2 , Δ3 - по схеме треугольников)
Вариант 7
1. Определить расстояние между двумя точками А (-3;4) и В (4;-3). Сделать рисунок.
2. Составить уравнение прямой, проходящей через точку М (-2;4) параллельно прямой . Сделать рисунок.
3. Найти полуоси, координаты фокусов и эксцентриситет гиперболы
х2 - 4у2 = 16
4. Построить матрицу С = А(А – В) –2 (А + В) , где
А= , В=
5. Решить систему уравнений методом Крамера (Δ вычислить по формуле Лапласа; Δ1 , Δ2 , Δ3 - по схеме треугольников)
Вариант 8
1. Вычислить площадь треугольника, вершины которого лежат в точках А (-2;1), В (3;4), С (1;2). Сделать рисунок.
2. Составить уравнение прямой, проходящей через точку М (-2;3) перпендикулярно прямой 6x -2y -1 = 0. Сделать рисунок.
3. Найти координаты фокусов и уравнение директрисы параболы
а) у2 = -16х ; б) х2 = 4у
4. Построить матрицу С = (А + В)·(2В – А) , где
А= , В=
5. Решить систему уравнений методом Крамера (Δ вычислить по формуле Лапласа; Δ1 , Δ2 , Δ3 - по схеме треугольников)
Вариант 9
1. В декартовой прямоугольной системе координат построить точку А (5; -6) и определить ее полярные координаты.
2. Определить угол между двумя прямыми , . Сделать рисунок.
3. Найти координаты центра и радиус окружности
х2 + у2 + 10х - 18у + 70 = 0
4. Построить матрицу С = 2 (А + В)·ВТ , где
А= , В=
5. Решить систему уравнений методом Крамера (Δ вычислить по формуле Лапласа; Δ1 , Δ2 , Δ3 - по схеме треугольников)
Вариант 10
1. Определить расстояние между двумя точками А (1;3) и
В (-2;6). Сделать рисунок.
2. Составить уравнение прямой, проходящей через точку
М (-1;5) перпендикулярно прямой . Сделать рисунок.
3. Найти полуоси, координаты фокусов и эксцентриситет эллипса
4х2 + 9у2 = 25
4. Построить матрицу С = (А - В)·А + 3В , где
А= , В=
5. Решить систему уравнений методом Крамера (Δ вычислить по формуле Лапласа; Δ1 , Δ2 , Δ3 - по схеме треугольников)
Вариант 11
1. Вычислить площадь треугольника, вершины которого лежат в точках А (3;-1), В (4;4), С (-5;2). Сделать рисунок.
2. Составить уравнение прямой, проходящей через данные две точки А(3;-4) и В(2;6) . Сделать рисунок.
3. Найти полуоси, координаты фокусов и эксцентриситет гиперболы
4х2 - у2 = 16
4. Построить матрицу С = В· (В - А) +2А , где
А= , В=
5. Решить систему уравнений методом Крамера (Δ вычислить по формуле Лапласа; Δ1 , Δ2 , Δ3 - по схеме треугольников)
Вариант 12
1. Найти координаты точки, делящей отрезок АВ, где А(2;6) и
В(-4;8), в отношении λ = . Сделать рисунок.
2. Составить уравнение прямой, проходящей через точку М (-5;8) параллельно прямой 7x -2y +5 = 0. Сделать рисунок.
3. Найти координаты фокусов и уравнение директрисы параболы
а) у2 = 6х ; б) х2 = - 16у
4. Построить матрицу С = А·(2А + В) - В , где
А= , В=
5. Решить систему уравнений методом Крамера (Δ вычислить по формуле Лапласа; Δ1 , Δ2 , Δ3 - по схеме треугольников)
Вариант 13
1. В декартовой прямоугольной системе координат построить точку А (2; -8) и определить ее полярные координаты.
2. Определить угловой коэффициент k и отрезок b , отсекаемый на оси Оу прямой 3x - 2y + 9 = 0. Сделать рисунок.
3. Найти координаты центра и радиус окружности
х2 + у2 + 10х + 2у - 10 = 0
4. Построить матрицу С = 2А – (А + В)·В , где
А= , В=
5. Решить систему уравнений методом Крамера (Δ вычислить по формуле Лапласа; Δ1 , Δ2 , Δ3 - по схеме треугольников)
Вариант 14
1. Определить расстояние между двумя точками А (4;6) и
В (-2;5). Сделать рисунок.
2. Составить уравнение прямой, проходящей через точку М (4;-5) перпендикулярно прямой 2x -7y +10 = 0. Сделать рисунок.
3. Найти полуоси, координаты фокусов и эксцентриситет эллипса
9х2 + 25у2 = 225
4. Построить матрицу С = А·(В + А)– 3А , где
А= , В=
5. Решить систему уравнений методом Крамера (Δ вычислить по формуле Лапласа; Δ1 , Δ2 , Δ3 - по схеме треугольников)
Вариант 15
1. Вычислить площадь треугольника, вершины которого лежат в точках А (5;-1), В (2;6), С (-3;-5). Сделать рисунок.
2. Составить уравнение прямой, проходящей через точку М (6;2) параллельно прямой . Сделать рисунок.
3. Найти полуоси, координаты фокусов и эксцентриситет гиперболы
х2 - 4у2 = 16
4. Построить матрицу С = А(А – В) –2 (А + В) , где
А= , В=
5. Решить систему уравнений методом Крамера (Δ вычислить по формуле Лапласа; Δ1 , Δ2 , Δ3 - по схеме треугольников)
Вариант 16
1. Найти координаты точки, делящей отрезок АВ, где А(-4;2) и
В(-3;6), в отношении λ = . Сделать рисунок.
2. Найти отрезки, отсекаемые на осях координат прямой
2x + 7y + 4 = 0. Сделать рисунок.
3. Найти координаты фокусов и уравнение директрисы параболы
а) у2 = -16х ; б) х2 = 4у
4. Построить матрицу С = (А + В)·(2В – А) , где
А= , В=
5. Решить систему уравнений методом Крамера (Δ вычислить по формуле Лапласа; Δ1 , Δ2 , Δ3 - по схеме треугольников)
Контрольная работа № 2
ТЕМА: «Предел функции. Производная функции. Неопределенный и определенный интегралы. Площадь криволинейной фигуры»
Вариант 1
1. Вычислить пределы функций:
а) , где а = 4; . б) .
2. Найти производные функций: а) у = arccos ln x ; б) у =
3. Найти: а) интервалы возрастания, убывания функции;
б) максимум, минимум функции;
в) интервалы выпуклости, вогнутости, точки перегиба функции.
f(x) =
4. Найти неопределённый интеграл:
5. Вычислить определённый интеграл:
6. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями: , х = -1 , х = 2 и отрезком [-1;2] оси Ох.
Вариант 2
1. Вычислить пределы функций:
а) , a = 3 ; ∞ б)
2. Найти производные функций: а) у =sin ( ) ; б) у = (x+2)(2x 3- x)
3. Найти: а) интервалы возрастания, убывания функции;
б) максимум, минимум функции;
в) интервалы выпуклости, вогнутости, точки перегиба функции.
f(x) = x + 3x - 9x – 6
4. Найти неопределённый интеграл:
5. Вычислить определённый интеграл:
6. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями: , y = х + 6
Вариант 3
1. Вычислить пределы функций:
а) , a = 5 ; ∞ б)
2. Найти производные функций: а) у =cos35x ; б) у =
3. Найти: а) интервалы возрастания, убывания функции;
б) максимум, минимум функции;
в) интервалы выпуклости, вогнутости, точки перегиба функции.
f(x) =2 x + 6x - 18x +120
4. Найти неопределённый интеграл:
5. Вычислить определённый интеграл:
6. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями: , ,y = 0
Вариант 4
1. Вычислить пределы функций:
а) , a = 2 ; ∞ б)
2. Найти производные функций: а) у =sin ( ) ; б) у =
3. Найти: а) интервалы возрастания, убывания функции;
б) максимум, минимум функции;
в) интервалы выпуклости, вогнутости, точки перегиба функции.
f(x) =
4. Найти неопределённый интеграл:
5. Вычислить определённый интеграл:
6. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями: , y = 0 , х = 3
Вариант 5
1. Вычислить пределы функций:
а) , где а = 4; . б) .
2. Найти производные функций: а) у = arccos ln x ; б) у =
3.Найти: а) интервалы возрастания, убывания функции;
б) максимум, минимум функции;
в) интервалы выпуклости, вогнутости, точки перегиба функции
f(x) =
4. Найти неопределённый интеграл:
5. Вычислить определённый интеграл:
6. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями: , х = - 4, х = - 2 , y = 0
Вариант 6
1. Вычислить пределы функций:
а) , a = 3 ; ∞ б)
2. Найти производные функций: а) у =sin ( ) ; б) у = (x+2)(2x3 - x)
3. Найти: а) интервалы возрастания, убывания функции;
б) максимум, минимум функции;
в) интервалы выпуклости, вогнутости, точки перегиба функции.
f(x) = x + 3x - 9x – 6
4. Найти неопределённый интеграл:
5. Вычислить определённый интеграл:
6. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями: , y = 0
Вариант 7
1. Вычислить пределы функций:
а) , a = 5 ; ∞ б)
2. Найти производные функций: а) у =cos35x ; б) у =
3. Найти: а) интервалы возрастания, убывания функции;
б) максимум, минимум функции;
в) интервалы выпуклости, вогнутости, точки перегиба функции.
f(x) =2 x + 6x - 18x +120
4. Найти неопределённый интеграл:
5. Вычислить определённый интеграл:
6. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями: ,
Вариант 8
1. Вычислить пределы функций:
а) , a = 2 ; ∞ б)
2. Найти производные функций: а) у =sin ( ) ; б) у =
3. Найти: а) интервалы возрастания, убывания функции;
б) максимум, минимум функции;
в) интервалы выпуклости, вогнутости, точки перегиба функции.
f(x) =
4. Найти неопределённый интеграл:
5. Вычислить определённый интеграл:
6. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями: , y = 0
Вариант 9
1. Вычислить пределы функций:
а) , где а = 4; . б) .
2. Найти производные функций: а) у = arccos ln x ; б) у =
3.Найти: а) интервалы возрастания, убывания функции;
б) максимум, минимум функции;
в) интервалы выпуклости, вогнутости, точки перегиба функции.
f(x) =
4. Найти неопределённый интеграл:
5. Вычислить определённый интеграл:
6. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями: , y = 8
Вариант 10
1. Вычислить пределы функций:
а) , a = 3 ; ∞ б)
2. Найти производные функций: а) у =sin ( ) ; б) у = (x+2)(2x 3- x)
3. Найти: а) интервалы возрастания, убывания функции;
б) максимум, минимум функции;
в) интервалы выпуклости, вогнутости, точки перегиба функции.
f(x) = x + 3x - 9x – 6
4. Найти неопределённый интеграл:
5. Вычислить определённый интеграл:
6. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями: , y = 0 , x = 1 , x = 3
Вариант 11
1. Вычислить пределы функций:
а) , a = 5 ; ∞ б)
2. Найти производные функций: а) у =cos35x ; б) у =
3. Найти: а) интервалы возрастания, убывания функции;
б) максимум, минимум функции;
в) интервалы выпуклости, вогнутости, точки перегиба функции.
f(x) =2 x + 6x - 18x +120
4. Найти неопределённый интеграл:
5. Вычислить определённый интеграл:
6. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями: , x = 1, x = 4 , y = 0
Вариант 12
1. Вычислить пределы функций:
а) , a = 2 ; ∞ б)
2. Найти производные функций: а) у =sin ( ) ; б) у =
3. Найти: а) интервалы возрастания, убывания функции;
б) максимум, минимум функции;
в) интервалы выпуклости, вогнутости, точки перегиба функции.
f(x) =
4. Найти неопределённый интеграл:
5. Вычислить определённый интеграл:
6. Вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями: , y = 0
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Расчетно-графическая работа
1. Дан треугольник АВС с вершинами А (m +1; n + 1), B ( m; -n) и С (-m; n).
Найти:
а) длину стороны треугольника АВ;
б) уравнение стороны АВ;
в) длину и уравнение медианы СМ;
г) длину и уравнение высоты СН;
д) угол АСВ;
е) площадь треугольника АВС;
ж) уравнение прямой , проходящей через вершину С и параллельной противоположной стороне;
з) точку пересечения медиан;
и) сделать чертёж.
Расчетно-графическая работа
1. Исследовать функцию и построить её график
Расчетно-графическая работа
2. Построить схематический чертёж и найти площадь фигуры, ограниченной линиями:
y = nx, y = 0, x = m
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Тексты лекций по математике
ТЕМА ЛЕКЦИИ №1: Прямоугольная и полярная системы координат. Простейшие задачи на плоскости. Прямая линия на плоскости
Система прямоугольных декартовых координат на плоскости.
Две перпендикулярные оси на плоскости с общим началом О и одинаковой масштабной единицей образуют декартову прямоугольную систему координат на плоскости (рис.1.1). Координатную ось Ох называют осью абсцисс, ось Оу – осью ординат. Координатные оси разбивают плоскость на четыре четверти (рис. 1.2).
Прямоугольными декартовыми координатами точки М на плоскости называются расстояния от этой точки х = МL, у = МN до координатных осей Оу и Ох, взятые с соответствующими знаками. Декартовы координаты х и у точки М называются соответственно ее абсциссой и ординатой и символически обозначают так: М(х; у).
Для точек, лежащих на оси Оу, х = 0; для точек, лежащих на оси Ох, у = 0.
У У
II I
L х М
у x<0, y>0 x>0, y>0
О N Х
О Х
III IY
Рис 1.1 x<0, y<0 x>0, y<0
Рис. 1.2
Полярная система координат.
Пусть на плоскости даны некоторая точка О (назовем ее полюсом) и проходящая через нее ось ОР (назовем ее полярной осью) (рис.1.3). Положение любой точки М плоскости определяется расстоянием этой точки от полюса – радиус-вектором r и полярным углом φ между полярной осью и радиус-вектором r.
Две координаты (r, φ) определяют единственную
точку плоскости и называются ее полярными r М
координатами ( r 0, а 0 φ 2π).
Полюс О является точкой, радиус-вектор которой φ
равен нулю, а полярный угол φ не определен. О Р
рис. 1.3
Таким образом, системы координат позволяют установить
взаимно-однозначное соответствие между точками плоскости и парами чисел и наоборот.
Можно установить связь между декартовыми и полярными координатами одной и той же точки.<