Программа «Математические ступеньки»
Автор Е.В. Колесникова.
В практической деятельности дошкольных учреждений нашел широкое признание математический цикл «Математические ступеньки». (Данный цикл является авторским и представлен дидактическими пособиями по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. По каждой возрастной группе автором разработано содержание обучения.
В цикле «Математические ступеньки» реализуются основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка.
В содержании программы выделены традиционные разделы: «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве». Кроме этого, выделен и раздел « Логические задачи».
Содержание процесса формирования математических представлений разработано по каждой возрастной группе.
Следует подчеркнуть, что программа для детей седьмого года жизни достаточно содержательна, предполагает формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.
Большое внимание в программе уделено обучению детей записи чисел, знаков, что, как мы уже отметили выше, отличает данную программу от других.
Работа по формированию геометрических представлений предполагает не только знакомство с геометрическими фигурами, но и их анализ, связанный с выделением их составляющих частей.
Содержание программы сопровождается методическими разработками в виде сценариев занятий и рабочих тетрадей, что создает для педагога-практика практическую модель реализации программного материала.
РАЗВИВАЮЩИЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ.
На занятиях по ФЭМП целесообразно использовать современные технологии, приёмы, средства (ТРИЗ, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, В. Воскобовича, А. Зака, Б. Никитина). Благодаря использованию развивающих игр, процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.
ИГРЫ В. ВОСКОБОВИЧА
Совершенствуют память, воображения, внимания, восприятия, логического и творческого мышления, речь. Особенностями развивающих игр Воскобовича являются:
Связь образного восприятия с логическим (через образ и сказочный сюжет, через символ и алгоритм решения)
Система постоянно усложняющихся вопросов и познавательных заданий к каждой игре.
В таких играх как «ГЕОКОНТ»развиваются сенсорные и познавательные способности. Игра погружает ребёнка в мир геометрии. Он осваивает основные понятия: луч, точка, отрезок, угол и т.д. Я использую эту игру для знакомства с предметным миром, формирование навыков, конструирование и решение творческих задач.
Очень интересная игра «Квадрат Воскобовича»(двух и четырёх цветные). Она способствует развитию тонкой моторики руки, пространственного мышления, творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять. Ребёнок, складывая геометрические фигуры разного размера, усваивает эталоны формы и величины, осознаёт структуру геометрических фигур(стороны, углы, вершины). Очень часто мы вместе с детьми придумываем и конструируем фигуры без опоры на схему, что способствует развитию творческих способностей и воображения. Квадрат интересен ещё и тем, что схемы сложения фигур различны. Это простые плоскостные(домик, конфета), сложные плоскостные(башмачок), объёмные(самолёт). Ребёнок определяет цвет фигуры, затем находит геометрические фигуры из которых она состоит. Дети конструируют геометрические фигуры, называют признаки сходства и различия этих фигур.
Игра «Прозрачный квадрат»это прозрачные пластинки, частично закрашенные. Закрашенная часть-это какая либо геометрическая фигура. В процессе игровой деятельности у ребёнка развиваются познавательные и творческие способности. Дошкольник знакомиться с эталонами формы и величины, соотношением целого и части(дроби), пространственными отношениями предметов. Дошкольник, играя с головоломками знакомиться с эталонами формы, цвета и величины. Развитию глазомера способствуют складывание фигур из частей. Головоломки развивают познавательные и творческие способности детей. В процессе игры ребёнок познаёт структуру геометрических фигур(стороны, углы) свойства симметрии, соотношение целого и части(чудо-крестик, чудо-соты, чудо-цветик).
«Игровизор»-это игровое обучающее средство, интеллектуальный тренажер.
Игровое пособие «Катя, рыжик и рыбка», знакомит детей с эталонами формы, развивает умение определять форму окружающих предметов и ориентироваться в пространстве.
Игровое пособие «лабиринты цифр»,направляет на развитие внимания, логического мышления, умению соотносить цифру и количество, пониманию принципа независимости количества предметов от их расположения в пространстве и по группам.
«Предметный мир вокруг нас» - знакомит детей с предметным миром и трудом взрослых. У ребёнка формируется представление о предметах, их строении и назначении, выделения существенных признаков объединяющих предметы в родовые обобщения(инструмент, обувь и т.д.)
Кораблик «Плюх-плюх»в этой игре развиваются сенсорные способности (раскладывание предметов в группы по одному признаку: цвету), мелкая моторика рук(нанизывание флажков на шнурок), внимание, мышление, память, речь, математические представления(ребёнок узнаёт что значит высокий и низкий, определяет мало и много, поровну, учиться считать).