Защиты электропривода, обеспечиваемые станцией
РЭН 2СТ:
токовая от перегрузки двигателя;
обрыва фазы в нагрузке;
КЗ в нагрузке;
КЗ в силовой части;
недопустимого снижения или превышения напряжения питающей сети;
перегрева силовой части;
неисправностей в системе управления и силовой части.
Автоматизированный стенд для испытания оборудования пассажирских вагонов АСИВ-02ПМ (рис. 1.66) предназначен для испытания электрооборудования вагонов с генераторами мощностью 28–32 кВт при деповском, текущем ремонтах и послеремонтных испытаний.
Проверка электрооборудования вагона (генератора) предусматривает измерение параметров системы электроснабжения вагона в статическом и динамическом (при запущенном приводе подвагонного генератора) режимах. Контролируется также скорость, на которой генератор включается в работу при разгоне и скорость, на которой он отключается при торможении.
Измерения параметров производятся автоматически, обрабатываются в информационно-измерительном комплексе. Данные, полученные во время испытаний, сравниваются с оптимальными значениями и документируются на современном техническом уровне. По результатам сравнения определяется качество работы всех узлов вагонного электрооборудования и формируется итоговый протокол.
Применение системы направлено на повышение безопасности движения, обеспечение устойчивости электроснабжения вагонов и комфорта пассажиров, снижение трудозатрат и эксплуатационных издержек при деповском и капитальных ремонтах пассажирских вагонов, повышение культуры производства и качества ремонта.
Стенд АСИВ-02 ПМ позволяет производить:
испытания генераторов большой мощности;
поддержание эквивалентных скоростей движения от 0 до 160 км/ч через ременную передачу;
вращение вала генератора в обе стороны;
работа с переносного блока внутри вагона.
Управление процессами испытания, обеспечение возможности аварийного останова осуществляется с универсального переносного блока, помещенного в служебном купе вагона.
Измеряемые параметры: напряжение и ток генератора, ток заряда батареи, напряжения сети и напряжения преобразователя для люминесцентного освещения; измерение эквивалентной скорости движения вагона; измерение скорости включения генератора при разгоне и его выключения при торможении.
Мобильное исполнение стенда позволяет использовать его вне специально оборудованного участка для проведения испытаний. Транспортировка к требуемому месту осуществляется с помощью погрузчика.
Управление процессом испытаний осуществляется оператором с пульта переносного блока в ручном либо автоматическом режимах, или в ручном режиме с пульта шкафа управления АСИВ-02ПМ-ШУ (ШУ).
Для испытания комплексов электрооборудования вагонов с энергосистемами напряжением 50 В и 110 В применяется стенд АСИВ-2001М.
Универсальность стенда заключается в возможности испытания комплексов электрооборудования вагонов со следующими подвагонными генераторами;
DCG-4435/24/2a – трехфазный генератор переменного тока; номинальное напряжение 116 В, номинальный ток 170... 175 А; рабочая частота вращения 1000...3400об/мин;
DUGG-28B двигатель-генератор постоянного тока; номинальное напряжение 138 В, номинальный ток 203 А, мощность 28 кВт, рабочая частота вращения 700... 3000 об/мин;
ЭГВ.08.У1 трехфазный генератор переменного тока; номинальное напряжение 116 В, номинальный ток 174 А, мощность 35 кВА, рабочая частота вращения 750...3450 об/мин;
2ГВ.003 трёхфазный генератор переменного тока; частота вращения 950–4000 об/мин, номинальная мощность 9,45/0,75 кВт, напряжение 45/24 В, ток 121/31,5 А;
2ГВ.008 трёхфазный генератор переменного тока; частота вращения 7002500 об/мин, номинальная мощность 8,95/1,05 кВт, напряжение 45/30 В, ток 115/35 А;
Стенд обеспечивает плавное управление разгоном и торможением с использованием обрезиненных катков при вращении в обе стороны в диапазоне эквивалентных скоростей движения вагона от 0 до 160 км/ч.
Технические характеристики стенда АСИВ-2001М:
вращение колесной пары в обе стороны;
поддержание эквивалентных скоростей движения от 0 до 160 км/ч через обрезиненные катки;
работа с пульта и переносного блока внутри вагона;
испытания энергосистемы с напряжением 50 В (ГММ) и 110 В (ГБМ);
полный цикл испытаний, 100 % автоматизация, аварийная пороговая защита.
Стенд АСИВ-2001М позволяет:
осуществлять управление процессами испытания, обеспечение возможности аварийного останова с универсального переносного блока, помещенного в служебном купе вагона;
производить измерение с использованием универсального переносного блока основных параметров АКБ;
отображать в удобном виде основные режимы работы комплекса, информацию об измеряемых физических величинах и параметрах на индикаторах шкафа управления и переносных блоках;
протоколировать результаты испытаний.
Измеряемые параметры: напряжение и ток генератора, ток заряда батареи, напряжения сети и напряжения преобразователя для люминесцентного освещения; измерение эквивалентной скорости движения вагона; измерение скорости включения генератора при разгоне и его выключения при торможении.
Автоматизированный стенд АСИГ-5 (модернизированный АСИГ-ЗМ) предназначен для проведения испытаний вагонных генераторов DUGG, DCG, 2ГВ-003, 2ГВ-008, ГСВ и др. после деповского ремонта в соответствии с требованиями нормативных документов.
Стенд представляет собой автоматизированную информационно-измерительную и управляющую систему, способную работать в автоматическом и ручном режимах.
Стенд обеспечивает проведение испытаний генераторов в полном соответствии с требованиями нормативных документов (ОАО «РЖД», «Генераторы пассажирских вагонов». «Руководство по ремонту 037ПКБЦЛ-04РД.» и др.).
При проведении испытаний контролируются напряжение и ток генератора, напряжение и ток дополнительной обмотки (для генераторов малой мощности), линейные напряжения генератора по трем фазам, параметры цепей возбуждения, частота вращения вала генератора, температура корпуса генератора в трех точках, уровень вибраций на переднем и заднем подшипнике в полуавтоматическом режиме.
В соответствии с методикой испытаний результаты измерений записываются в файл протокола, который по окончании испытаний распечатывается на принтере. Информация обо всех проведенных испытаниях хранится в базе данных.
Обеспечивается возможность автоматического обновления программного обеспечения по сетям сотовой связи в течение гарантийного срока эксплуатации стенда.
Отображение информации об измеряемых физических величинах и параметрах, характеризующих состояние стенда, осуществляется на приборной панели и на мнемосхеме, выводимой на экран монитора.
В автоматическом режиме формирование команд, измерение параметров и отображение информации выполняется в реальном времени под управлением ЭВМ.
Технические характеристики АСИГ-5:
максимальная мощность генераторов 32 (48) кВт;
максимальная частота вращения вала генераторов 4000 (4800) об/мин;
максимальный ток генератора 1,5 Iном ген;
максимальное напряжение генератора 1,3 Uном ген;
полный цикл испытаний, 100 % автоматизация, аварийная пороговая защита.
В ручном режиме управление испытаниями производится оператором с использованием манипулятора «мышь» и органов управления на пульте оператора.
Стенд оснащен системой аварийной защиты, которая автоматически прекращает испытания при выходе контролируемых параметров за установленные пределы. Срабатывание защиты сопровождается звуковой и световой сигнализацией с индикацией вида аварийного параметра.
Автоматически диагностируется недопустимый перекос фаз генератора, недопустимая вибрация подшипников генератора и станины стенда.
Существует несколько вариантов комплектации стенда – стенд может быть оснащен модулем для испытания машин постоянного тока и электромашинных преобразователей.
Основные структурные элементы стенда АСИГ-5:
станина с асинхронным электодвигателем Рном = 55 кВт и элементами крепления генераторов;
шкаф ввода силового трехфазного напряжения 380 В;
шкаф управления электордвигателем;
генераторные шкафы;
шкаф нагрузки;
датчики (температуры, частоты вращения, тока, напряжения);
пульт оператора.
Комплексная автоматизированная система диагностики и обслуживания аккумуляторных батарей пассажирских вагонов предназначена для заряда, разряда, технической диагностики состояния кислотных и щелочных аккумуляторных батарей (тип ВНЖ-300М-У2, ВНЖ-300-У2, КМ300, PzS(M)350P, KL250P) в автоматическом режиме в соответствии с техническим описанием на аккумуляторы и регламентом технического обслуживания вагонных аккумуляторов. Система обеспечивает автоматическую защиту от аварийных ситуаций, возникающих в процессе обслуживания батарей, режим энергосбережения.
Диагностируемые параметры батарей:
выходное напряжение разомкнутой цепи;
выходное напряжение под нагрузкой;
внутреннее сопротивление;
зарядная/разрядная емкость батареи;
зарядный/разрядный ток;
температура электролита;
плотность электролита.
Автоматические системы защиты:
защита от превышения температурного порога электролита;
защита от повышенного газообразования (гремучий газ);
защита от перегрузки по току;
защита от неверного подключения батареи к ЗРУ;
защита от некорректных действий с пульта оператора.
Одной из систем диагностирования электрооборудования пассажирских вагонов при всех видах ремонта и обслуживания является станция СДПВ.
1.10.2. Станция диагностирования пассажирских вагонов
(СДПВ)
Станция диагностирования пассажирских вагонов постройки КВЗ и ГДР, разработанная ООО «ОмИНВЕСТ» [22], предназначена для оценки технического состояния систем электроснабжения, электропневматических тормозов (ЭПТ), которые являются основными потребителями электроэнергии на вагоне, штатных контрольно-измерительных приборов, изоляции электрических цепей низковольтных и высоковольтных систем электроснабжения, ходовых частей вагона и подвагонных генераторов, аккумуляторных батарей при деповских, капитальных ремонтах КР-1 и КР-2, техническом обслуживании ТО-3 и текущем ремонте. Общий вид и схема привода СДПВ приведены на рис. 1.67.
Конструктивно СДПВ состоит из следующих узлов:
шкаф управления;
ЭВМ;
катковое устройство;
стенд для вращения колесной пары;
стенд для испытания электропневматического тормоза;
измерительно-коммутационные устройства;
источники тестовых воздействий;
информационно-управляющее вычислительное устройство;
мини-связь для передачи измерительной и управляющей информации.
СДПВ обеспечивает следующие измерения:
напряжения входных сигналов постоянного тока в диапазоне от 5 мВ до 200 В;
сопротивления в цепях электровоздухораспределителя в диапазоне от 100 Ом до 400 Ом;
сопротивления в диапазоне от 0,1 Мом до 200 Мом при высоковольтных испытаниях;
сопротивления рабочего и контрольного провода в диапазоне от 0,5 Ом до 10 Ом.
Технические характеристики СДПВ:
1. Напряжение питания – трехфазное 220/380 В частотой 50 Гц.
2. Потребляемая мощность, не более 60 КВ.
3. Сопротивление изоляции между токоведущими частями и корпусом шкафа управления, не менее 20 Мом.
4. Рабочая температура, от плюс 10 до плюс 50 ºС.
5. Относительная влажность при температуре +25 ºС, 40–80 %.
6. Срок службы СДПВ, не менее 10 лет.
7. Класс точности измерительных устройств постоянного тока – не ниже 1,5.
8. Относительная погрешность блока высоковольтных измерений сопротивления не превышает: для диапазона выше 1 Мом – ±4 %, для диапазона ниже 1 Мом – ±5 %.
9. Относительная погрешность измерения частоты вращения не превышает в каждой точке ±5 %.
10. Предел допускаемой абсолютной погрешности датчика выхода штока в диапазоне от 50 до 300 мм не превышает 1,0 мм.
Описание схемы СДПВ
Электрическая схема СДПВ приведена на рис. 1.68 а, б, в. Напряжение питания с входных клемм А0, В0, С0, N поступает на вход частотного привода через автоматический выключатель SF1, на магнитные пускатели К7-К14 управления электровинтовыми домкратами U15-U18 через автоматические выключатели SF3-SF4, на узел питания (блоки питания U19, U7 и U8) через автоматический выключатель SF2 и фильтр FC1. Наличие питающего напряжения показывает индикатор HL3. В зависимости от положения переключателя S5 «Выбор КУ» с помощью пускателей К1 и К2 тяговые электродвигатели соответствующего каткового устройства U10 или U11 подключаются к выходным клеммам U, Y, W частотного привода.
После подачи напряжения питания на частотный привод инициализируется в исходное состояние. Сигнал «Готов» в частотном приводе вызывает замыкание его контактов 9–10, зажигается лампа HL2 «Привод ОТКЛ».
Переключателем SA1 выбирается направление вращения двигателя каткового устройства, а переключателем S6 через реле KV1 выбирается источник управления его оборотами – переменный резистор R2 (ручной режим) или цифроаналоговый преобразователь U6 (режим управления о ЭВМ при работе в программе диагностирования).
Нажатие кнопки SB1 «Привод ВКЛ» переводит привод во включенное состояние. При этом загорается лампа HL1, когда обороты подключенного к нему двигателя определяются током, протекающим через клемму 14.
Выключить привод можно нажатием кнопки SB2, при этом загорается лампа HL2.
Вольтметры PV1 и PV2 измеряют напряжения, пропорциональные соответственно скорости вращения приводного электродвигателя и току, потребляемому приводом.
В случае возникновения в частотном приводе аварийной ситуации, замыкаются его контакты 18–20, это приводит к срабатыванию и самоблокировке реле KV3, что индицируется светодиодом VD2 на панели управления стойкой и блокировке работы привода. Заблокировать работу привода можно также кнопкой-грибком SB5. После устранения причин неисправности блокировку можно отключить кратковременным нажатием кнопки SB3.
Для того, чтобы поднять катки каткового устройства в рабочее (верхнее) положение необходимо замкнуть выключатель S1, который подаст питание на один из воздухораспределителей К19 или К20, нагнетанию воздуха в один из пневмоцилиндров и опусканию катков.
Управление работой домкратов осуществляется кнопками S7–S12 через блок управления домкратами U12, который обеспечивает управление группами реверсивных пускателей К7–К14, предотвращает одновременное включение домкратов в режим «вниз» и «вверх», что может привести к короткому замыканию.
Кроме того, обеспечивает защиту домкратов в их нижнем и верхнем предельном положении (концевые выключатели на всех домкратах соединены последовательно и подключены к клеммникам «Концевик 1 домк» и «Концевик 2 домк»). В случае срабатывания какого-либо концевого выключателя движение домкратов вверх и вниз блокируется на обоих катковых устройствах. Для разблокирования управления домкратами предусмотрена кнопка SB6, замкнув которую можно вывести домкраты из предельного положения. Домкраты СДПВ подключаются к пускателям К7–К14 через клеммники D1-1 – D4-3 и N.
Измерительная и управляющая часть СДПВ построена на базе стандартных модулей ICP. Управление периферийными устройствами (блок управления электротормозом, блок электроклапанов К15–К17 управления пневматическим тормозом) осуществляется с помощью модуля цифровых выходов U1. Выходной ток модуля цифро-аналогового преобразователя U6 определяет скорость вращения электродвигателя каткового устройства. Аналого-цифровые преобразователи U2 и U3 обеспечивают измерения аналоговых величин, причем для измерения относительно быстрых процессов используется непосредственное подключение источников сигналов к восьмиканальному АЦП U2. Измерение более медленных процессов ведется с помощью АЦП U3, циклически подключаемого к определенным программой контрольным точкам в вагоне через релейный коммутатор.
Блок высоковольтных измерений вырабатывает на испытательном шлейфе напряжения 500, 1000 или 2500 В. При подключении его к испытуемой цепи вагона фиксируется ток утечки, а, следовательно, и сопротивление изоляции испытуемой цепи относительно корпуса вагона.
Управление измерительно-управляющими модулями U1-U6 производится по интерфейсу RS-485. Для этого к СОМ-порту компьютера подключается преобразователь интерфейса U12.
Для подключения к стойке СДПВ измерительных датчиков и шлейфов, а также пульта дистанционного управления (ПДУ) у позиции диагностирования монтируется короб измерительных шлейфов с соответствующими разъемами. В этом же коробе расположен разъем подключения блока тестовых воздействий (БТВ), использующийся для проверки электрооборудования вагонов, разъем ПДУ и сигнализатор опасных режимов QZ1. Следует помнить, что при подключении ПДУ обмен данными по шине RS-485 определяется контроллером ПДУ, поэтому для нормальной работы обеспечения СДПВ пульт должен быть отключен.