Имитационное моделирование социально-экономических систем.

При исследовании большинства социально-экономических и политических процессов и систем в силу сложности дискретного характера функционирования отдельных подсистем, они не могут адекватно описываться с помощью только аналитических моделей. Поэтому в исследованиях возрастает роль имитационного моделирования, которое становится очень распространенным методом диагностического и прогнозного моделирования.

Идея имитационного метода состоит в том, что вместо аналитического описания взаимосвязей между входами, состояниями и выходами строят алгоритм, отображающий последовательность развития процессов внутри исследуемого объекта, а затем «проигрывают» поведение на ЭВМ.

Имитационная модель- вычислительная процедура, формализовано описывающая изучаемый объект и имитирующая его поведение.

Различают два вида имитационных моделей:

Детерминированные – модели с фиксированными входными параметрами и параметрами модели

Статистические, в которых входные параметры и параметры модели имеют случайные значения.

Имитационные модели как подкласс математических моделей можно классифицировать на статистические, динамические, стахостические, дискретные и непрерывные.

Порядок построения имитационной модели и ее исследование включают следующие этапы:

  1. Определение системы – установление границ, ограничений и измерителей эффективности системы, подлежащей изучению.
  2. Формирование модели- переход модели от реальной системы к некоторой логической схеме.
  3. Подготовка данных – отбор данных, необходимых для построения модели, и представление их в соответствующей форме.
  4. Трансляция модели – описание модели на языке, приемлемом для использования ЭВМ
  5. Оценка адекватности – повышение до приемлемого уровня степени уверенности, с которой можно судить о корректности выводов, полученных на основании модели о реальной системы.
  6. Стратегическое планирование и планирование эксперимента, который должен дать необходимую информацию.
  7. Тактическое планирование- определение способа проведения каждой серии испытаний, предусмотренных планом эксперимента
  8. Экспериментирование – процесс осуществления имитации с целью получения желаемых данных и анализа чувствительности
  9. Интерпретация – построение выводов по данным, получение путем имитации.
  10. Реализация – практическое использование модели и (или) результатов моделирования.
  11. Документирование – регистрация хода осуществления проекта и его результатов, а также документирование процесса создания и использование модели

38. Метод построения дерева взаимосвязей:

Термин дерева подразумевает использование при построении иерархической структуры путем разделения элементов 1 уровня на их составляющие, которые в последующем будут разделены на составляющие более низкого уровня.

Правила построения дерева взаимосвязей:

  1. Правило соподчиненности. Оно предполагает, что элементы нижнего уровня подчиняются элементами более высокого уровня, вытекают из них и обеспечивают их реализацию.
  2. Правило сопоставимости. Оно требует рассмотрения на каждом уровне элементов, сопоставления по своей значимости и полученных результатов детализации по одному признаку декомпозиции.
  3. Правило полноты. Оно требует, чтобы на каждом уровне дерева взаимосвязей были представлены все элементы, вытекающие из более высокого уровня исследования.
  4. Правило определенности. Оно предполагает, чтобы формулировка целей и других элементов дерева взаимосвязей позволяла оценить степень их достижения в количественной или порядковой форме.
  5. Возможность внесения корректировок. Изменение как состава элементов, так и возможностей их реализации.
  6. Требование непересекаемости. Оно предполагает независимость элементов одного уровня и их логическую невыводимость друг у друга.

При построении дерева взаимосвязей используется признак дерева декомпозиции:

1. Предметный признак декомпозиции предполагает, что элементы той же природы, только дробные

2. Функциональный признак. Применяется только для раскрытия детализированного содержания компонента.

3 логики построения:

  1. Логика «и», которая предполагает, что каждый элемент на более низком уровне представляет сумма детализации его элементов исключает альтернативность в выборе элементов
  2. Логика «или» предполагает наличие альтернативности в выборе элементов, предполагает, что и реализация применяется только один из возможных элементов. Детализированный элемент более высокого уровня, как правило, это должен быть наиболее эффективный элемент
  3. Логика «и» и «или» предполагает наличие частичной альтернативности при построении дерева взаимосвязей. Такая логика характеризуется представлением на одном уровне элементов, которые удовлетворяют требованиям состоятельности.


Наши рекомендации