Имитационное моделирование социально-экономических систем.
При исследовании большинства социально-экономических и политических процессов и систем в силу сложности дискретного характера функционирования отдельных подсистем, они не могут адекватно описываться с помощью только аналитических моделей. Поэтому в исследованиях возрастает роль имитационного моделирования, которое становится очень распространенным методом диагностического и прогнозного моделирования.
Идея имитационного метода состоит в том, что вместо аналитического описания взаимосвязей между входами, состояниями и выходами строят алгоритм, отображающий последовательность развития процессов внутри исследуемого объекта, а затем «проигрывают» поведение на ЭВМ.
Имитационная модель- вычислительная процедура, формализовано описывающая изучаемый объект и имитирующая его поведение.
Различают два вида имитационных моделей:
Детерминированные – модели с фиксированными входными параметрами и параметрами модели
Статистические, в которых входные параметры и параметры модели имеют случайные значения.
Имитационные модели как подкласс математических моделей можно классифицировать на статистические, динамические, стахостические, дискретные и непрерывные.
Порядок построения имитационной модели и ее исследование включают следующие этапы:
- Определение системы – установление границ, ограничений и измерителей эффективности системы, подлежащей изучению.
- Формирование модели- переход модели от реальной системы к некоторой логической схеме.
- Подготовка данных – отбор данных, необходимых для построения модели, и представление их в соответствующей форме.
- Трансляция модели – описание модели на языке, приемлемом для использования ЭВМ
- Оценка адекватности – повышение до приемлемого уровня степени уверенности, с которой можно судить о корректности выводов, полученных на основании модели о реальной системы.
- Стратегическое планирование и планирование эксперимента, который должен дать необходимую информацию.
- Тактическое планирование- определение способа проведения каждой серии испытаний, предусмотренных планом эксперимента
- Экспериментирование – процесс осуществления имитации с целью получения желаемых данных и анализа чувствительности
- Интерпретация – построение выводов по данным, получение путем имитации.
- Реализация – практическое использование модели и (или) результатов моделирования.
- Документирование – регистрация хода осуществления проекта и его результатов, а также документирование процесса создания и использование модели
38. Метод построения дерева взаимосвязей:
Термин дерева подразумевает использование при построении иерархической структуры путем разделения элементов 1 уровня на их составляющие, которые в последующем будут разделены на составляющие более низкого уровня.
Правила построения дерева взаимосвязей:
- Правило соподчиненности. Оно предполагает, что элементы нижнего уровня подчиняются элементами более высокого уровня, вытекают из них и обеспечивают их реализацию.
- Правило сопоставимости. Оно требует рассмотрения на каждом уровне элементов, сопоставления по своей значимости и полученных результатов детализации по одному признаку декомпозиции.
- Правило полноты. Оно требует, чтобы на каждом уровне дерева взаимосвязей были представлены все элементы, вытекающие из более высокого уровня исследования.
- Правило определенности. Оно предполагает, чтобы формулировка целей и других элементов дерева взаимосвязей позволяла оценить степень их достижения в количественной или порядковой форме.
- Возможность внесения корректировок. Изменение как состава элементов, так и возможностей их реализации.
- Требование непересекаемости. Оно предполагает независимость элементов одного уровня и их логическую невыводимость друг у друга.
При построении дерева взаимосвязей используется признак дерева декомпозиции:
1. Предметный признак декомпозиции предполагает, что элементы той же природы, только дробные
2. Функциональный признак. Применяется только для раскрытия детализированного содержания компонента.
3 логики построения:
- Логика «и», которая предполагает, что каждый элемент на более низком уровне представляет сумма детализации его элементов исключает альтернативность в выборе элементов
- Логика «или» предполагает наличие альтернативности в выборе элементов, предполагает, что и реализация применяется только один из возможных элементов. Детализированный элемент более высокого уровня, как правило, это должен быть наиболее эффективный элемент
- Логика «и» и «или» предполагает наличие частичной альтернативности при построении дерева взаимосвязей. Такая логика характеризуется представлением на одном уровне элементов, которые удовлетворяют требованиям состоятельности.