Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию IAMSAR

В 1998 году Международная морская организация (ИМО) совместно c Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) подготовила трехтомное Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (International Aeronautical and Maritime Search and Rescue Manual — IAMSAR).

Основная цель Руководства заключается в оказании содействия государствам в удовлетворении ими своих собственных потребностей в области поиска и спасания (SAR) и выполнении принятых ими на себя обязательств по Конвенции о международной гражданской авиации, Международной конвенции по поиску и спасанию на море и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS). В указанных томах содержатся рекомендации, позволяющие выработать единый подход к организации и обеспечению авиационных и морских служб SAR.

Государствам предлагается развивать и совершенствовать свои службы SAR, сотрудничать с соседними государствами и рассматривать свои службы SAR как часть глобальной системы.

Том I «Руководство по организации и управлению»:

обзор концепции SAR, включая потребности, возникающие в связи с обеспечением служб SAR, и причины, определяющие необходимость и полезность таких служб. Система SAR рассматривается с глобальной, региональной и национальной точек зрения;

использование процесса обучения

потребности организации SAR в связи для приема аварийных оповещений

общие вопросы управления системой SAR;

Том II «Координация операций» предназначается в помощь сотрудникам, планирующим и координирующим операции и учения SAR, и содержит:

ключевые компоненты системы SAR, такие, как координационные центры поиска и спасания (RCC).

вопросы обеспечения связи в системе SAR. К ним относятся аварийная связь, аварийные маяки.

Виды типичных этапов мер реагирования в связи с происшествиями SAR — подробно описаны три стадии аварийности (стадии неопределенности, тревоги и бедствия

Изложенные процедуры позволяют планирующему поиск сотруднику определить оптимальный район поиска, с тем, чтобы максимально увеличить шансы на успех;

методы поиска и поисковые операции, включая выбор поисковых средств, оценку условий поиска, выбор схемы поиска.

Во второй том включено большое число добавлений, в которых содержится: полезная информация, формы документов, контрольные перечни, поэтапное изложение порядка действий, стандартные формы, таблицы и графики, которые могут использоваться персоналом RCC в повседневной работе.

Том III «Подвижные средства» должен находиться на борту поисково-спасательных средств, воздушных и морских судов и использоваться в качестве пособия по вопросам, связанным с осуществлением функций поиска, спасания или координатора на месте проведения операции, а также при решении связанных с SAR задач в случае собственных аварийных ситуаций.

Цель данного документа — обеспечить руководством тех, кто в аварийных ситуациях в море может запросить помощь или может ее оказать. В частности, он предназначен для помощи капитану любого судна, которое может быть вызвано для принятия участия в операциях по поиску и спасанию.

Руководство IAMSAR включает в себя следующую информацию:

координация поисково-спасательных работ;

действия судов, терпящих бедствие;

действия судов и вертолетов, оказывающих помощь;

планирование и проведение поиска;

связь;

аварийные ситуации воздушных судов в море;

стандартная форма сообщения для случая поиска и спасания;

маневры в случае «человек за бортом».

Район бедствия подразделяется на две категории:

прибрежный,в котором помощь судну, терпящему бедствие, может быть оказана с судов, самолетов, вертолетов и спасательных судов;

океанский, в котором помощь может быть оказана с самолетов и судов. Причем в наиболее отдаленных районах помощь может быть оказана только с судов, находящихся поблизости.

В океанском районе СКЦ назначает координатора поисково-спасательной операции.

Суда, следующие в район бедствия, должны сообщить судам, задействованным в поисково-спасательной операции, свое местоположение, курс, скорость и ожидаемое время прибытия.

Район поиска определяется следующим образом:

определяется наиболее вероятное местоположение судна в бедствии к моменту подхода в данный район с учетом его дрейфа; место называется «DATUM»;

площадь района поиска равна площади квадрата, описанного вокруг окружности радиусом, равным 10 милям. Центр окружности находится в «DATUM».

Существующие способы ведения поиска судна, терпящего бедствие, подробно описаны в IAMSAR.

Стандартная форма сообщения для случая поиска и спасания может быть двух типов:

Наши рекомендации