Общие принципы оценки точности функции измеренных величин.
Норма́льное распределе́ние, также называемое распределением Гаусса или Гаусса — Лапласа
Это появление случайных погрешностей при многократном повторениях измерений и появлением случайных событий.
Из теории вероятностей известно, что для случайных величин, в нашем случае погрешностей прибора или измерения , необходимо определить их закон распределения.
В теории случайных погрешностей формулируются две аксиомы.
Аксиома случайности - при очень большом числе измерений случайные погрешности, равные по величине, но различные по знаку, встречаются одинаково часто.
Аксиома распределения - чаще всего встречаются меньшие погрешности, а большие погрешности встречаются тем реже, чем они больше
Случайные ошибки, индивидуальные значения которых не подчиняются какой-либо определенной закономерности; величина этих ошибок всегда лежит в известных пределах, между которыми они могут принимать различные значения. Они происходят главным образом от ограниченной возможности наших органов чувств, неизбежных погрешностей инструментов, предельной точности отсчета шкал и делений и от внешних причин, как, например, качка и вибрация корпуса
Систематические ошибки происходят от какой-нибудь не принятой в расчет постоянной или меняющейся по определенному закону причины. К такому роду причин можно отнести неточность определения поправок приборов и непостоянство их, нарушение методики пользования приборами,
В общем виде оценка точности любой функции производится в следующей последовательности:
1) берут полный дифференциал от функции (или производную);
2) переходят от производных к средним квадратическим погрешностям;
3) почленно возводят все в квадрат.
Навигационные функции,
Навигационные параметры
Навигационные изолинии, получаемые при измерениях: пеленга, расстояния, разности расстояний, горизонтального угла.
Градиенты навигационных функций.
Навигационные параметры- величины, зависящими от взаимного расположения судна и ориентира, которые измеряют для обсерваций:
направление на ориентир;
расстояние до ориентира;
скорость изменения расстояния до ориентира;
горизонтальный угол между направлениями на два ориентира;
разность расстояний до двух ориентиров;
угловая высота наземного ориентира;
угловая высота небесного светила и др.
Навигационная изолиния – это линия на поверхности Земли, в каждой точке которой навигационный параметр имеет одно и то же значение.
Навигационные изолинии, получаемые при измерениях
1. для пеленга изолиния – изоазимута.
2. для расстояния изолиния – изостадия (окружность)
3. для горизонтального угла изолиния – изогона.
4.для разность расстояний – измеряется разность расстояний до 2 ориентиров. Изолиния – гипербола.
Любые измерения содержат ошибки, поэтому измерив навигационный параметр и проложив на карте соответствующую изолинию нельзя быть уверенным в месте судна. Вычислить смещение изолинии можно при помощи градиента.
Градиентом назыв. MAX скорость изменения навигац. функц. заданной точки..
Градиент направлен перпенлик. навигац. изолинии в сторону движения навигац. параметра.
Навигационные параметры могут быть измерены непосредственно (визуальный пеленг, горизонтальный угол, высота светила)
Расчет географических координат места судна аналитическим способом с использованием 2-х измерений. (60)
Оценка точности обсервованного места судна по 2-м линиям положения, понятие геометрического фактора. (60) (8)
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ФАКТОР это: характеристика влияния взаимного расположения спутников на небосводе на точность вычисляемого по измеряемым параметрам местоположения точки
Геометрический фактор – коэффициент, характеризующий увеличение погрешности измерений, обусловленное неоптимальной геометрией взаимного расположения НКА и потребителя.
Расчёт координат места судна аналитическим способом при избыточном числе измерений.
Метод наименьших квадратов.