Общая характеристика содержания ФЭМП
Содержание предматематической подготовки детей дошкольного возраста определяется их практическими потребностями и необходимым уровнем готовности к школе.
Какая задача должна ставиться в той или иной группе, следует из возрастных особенностей восприятия ребенком математических представлений.
3-4 года | |||||||||||
Количественные представления | Представления о величине | Геометрические представления | Пространственные представления | Временные представления | |||||||
Представления об «один» и «много»; Сравнение двух групп предметов по количеству. | Выделение конкретных протяженностей, обозначение их правильными словами Сравнение двух предметов по конкретной протяженности. | Знакомство со свойствами следующих геометрических фигур: круг, квадрат, шар, куб. Различение этих фигур по образцу и по названию. | Различение правой и левой стороны тела. Определение положения предметов в пространстве относительно себя | Различение частей суток и времен года по деятельности детей и природным явлениям. | |||||||
4-5 лет | |||||||||||
Обучение счету в пределах 5. Знакомство с цифрами и порядковым счетом. | Сравнение двух величин с помощью условной мерки-посредника. Построение упорядоченных по величине рядов. | Знакомство со свойствами следующих фигур: прямоугольник, цилиндр, конус, овал; понимание независимости формы от других признаков. | Формирование умения двигаться в заданном направлении. Ориентировка в двухмерном пространстве. | Представления о последовательности частей суток и времен года. | |||||||
5-6 лет | |||||||||||
Обучение счету в пределах 10. Понимание отношения между числами. Понимание независимости числа от других признаков | Сравнение и измерение величин с помощью условной мерки как единицы измерения. | Знакомство со свойствами следующих фигур: трапеция, ромб, пирамида, овалоид, призма (4-угольная, 3-угольная). Представления об элементах фигур и понятии «прямой угол». Обобщение понятия «форма». | Формирование умения ориентироваться относительно других объектов. Ориентировка на плоскости. | Знакомство с названиями и последовательностью дней недели, месяцев. Формирование представлений об обобщенных единицах измерения времени «сутки», «неделя», «год». | |||||||
По разделу «Математика» содержание программы «Пралеска» очень близко к вышеприведенной таблице. В программе «Пралеска» раздел «Математика» включен в главу «Мир науки и техники» (составитель Житко И.В.)
В программе «Детство» раздел «Первые шаги в математику» (составитель Михайлова З.А.) практически не отличается от вышеизложенной программы. В программе «Детство» дополнительно формируются новые представления: об алгоритме. Весь материал разбит на следующие разделы: свойства, отношения, числа, принцип сохранения, алгоритмы. Из геометрических представлений предлагается знакомство только с кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником, овалом, трапецией, шаром, кубом и цилиндром.
В программе «Радуга» раздел «Математика» составила Соловьева Е. Содержание на разделы не поделено. В отличие от программы «Пралеска» задачи делятся на 3 уровня: обязательные задачи для всех детей; зона ближайшего развития; задачи, которые дети пока не в состоянии усвоить, но им интересно об этом узнать.
Во всех трех программах есть задачи по развитию логического мышления, но в большем объеме они присутствуют в программе «Радуга». В отличие от программы «Пралеска» и «Детство» в программе «Радуга» более сложные программные задачи. Например, в программе «Радуга» кроме геометрических фигур, имеющихся в программе «Пралеска», предлагается знакомить с внешним видом, названием и разверткой правильных многогранников. В программе «Пралеска» для детей 7 лет предлагается знакомство с разными видами линий. А в программе «Радуга» предлагают знакомить с разными видами линий с 3-х лет. Программа «Радуга» по содержанию значительно отличается от программы «Пралеска». Например, в программе «Радуга» предлагают учить детей операциям деления и умножения, знакомить с отрицательными числами.
6.2 Предлогическая подготовка
В программах до 1993 года не ставилась задача предлогической подготовки дошкольников. За рубежом Грин, Лаксон и др. в своих программах ставили задачу развития элементов логического мышления (обучение выполнению операций классификация, систематизация, обобщение и др.). В Беларуси в программе до 1993 года эта задача решалась частично, параллельно при решении других задач.
После 1993 г. в новых программах задачи по развитию логического мышления были сформулированы, но в разном объеме в разных программах. Больше всего - в программе «Радуга» (за основу была принята программа Грина и Лаксона). На 2-м месте «Детство», на 3-м «Пралеска».
Психологи определили, что элементы логического мышления можно начинать развивать с 4-х лет. Причем сенситивный период для этого заканчивается к 11 годам. Издано множество сборников игр по развитию логического мышления. Инициатор – белорусский ученый А. Столяр. Разработкой содержания и методики предлогической подготовки детей занимались Е.Носова, А.Маркушевич, Соболевский, Скобелев, Фредерик Паппи (бельгиец, книга «Дети и графы»).
Педагогами и математиками предложены серии логико-математических или обучающих игр. С помощью их предлагается формировать элементы мышления, учить выполнять логические операции, а также формировать абстрактные математические представления.
Разделы:
1. Комбинаторика.. Задачи на выявление разнообразных способов комбинирования элементов групп.
2. Математическая логика.. Построение правильных рассуждений с помощью логических связок и, или, не (отрицания).
3. Теория графов. Изображение отношений между элементами множеств с помощью стрелок.
4. Теория множеств. Представления о множестве, элементах множества, операциях над множествами.
5. Теория вероятности. Задачи на выявление возможности и вероятности наступления того или иного события.
6. Информатика.. Составление алгоритмов, кодирование информации.
(Давайте поиграем /Под ред. А.Столяра.)
6.3 Докомпьютерная подготовка
Предлагается использовать докомпьютерный (безмашинный, подготовительный) этап в старшем дошкольном возрасте, который включает в себя:
1. Игры с игрушками с пультами управления.
2. Организацию логико-математических игр.
3. Чтение и рассматривание специальных книг по ознакомлению с назначением и внешним видом компьютера, его частей, с некоторыми понятиями информатики. (Зарецкий, Труханов. «Энциклопедия профессора Фортрана»).
4. Дидактические игры по ознакомлению с внешним видом и назначением частей компьютера (например, «Угадай по описанию»).