Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора

Планирование эксперимента в условиях дискретного дрейфа

Планирование в условиях линейного непрерывного дрейфа

ИСТОЧНИКИ НЕОДНОРОДНОСТЕЙ.
ПОНЯТИЕ ДРЕЙФА И КАЧЕСТВЕННОГО ФАКТОРА

Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru

Представление объекта исследования традиционной схемой не всегда возможно. Часто кроме управляемых входных переменных на вход влияют так называемые источники неоднородностей, т.е. некоторые воздействия, искажающие результаты эксперимента при стабильных значениях факторов планирования. При этом в отличие от шума е(t), эти источники оказывают детерминирующее воздействие на объект.

К числу источников неоднородностей относятся:

- неуправляемый дрейф;

- качественные факторы.

Дрейф - детерминированное изменение выхода объекта при стабильных значениях факторов планирования U.

Дрейф может быть дискретным и непрерывным.

Источником дискретного дрейфа могут быть колебания качества сырья, неодинаковая квалификация исследователей, различная точность приборов и т.п.

Источники непрерывного дрейфа - колебания качества сырья катализатора в химических процессах, старение аппаратуры и пр. Непрерывный дрейф может быть как линейным, так и нелинейным.

Качественные факторы - такие управляющие воздействия, которые не могут быть охарактеризованы количественно. Примерами качественных факторов являются: тип проволоки в сварочном аппарате, добавки при легировании стали и т.п.

Возможны две постановки задачи планирования эксперимента при наличии источников неоднородностей.

Подход 1.

Необходимо так спланировать эксперимент, чтобы получить модель, связывающую выход объекта с количественными факторами планирования независимо от действия источников неоднородности.

Это возможно только при первом типе источников неоднородностей. Другими словами, этот подход называется планированием ортогонально дрейфу.

Подход II .

Данный подход заключается в построении модели, учитывающей не только количественные факторы, но и источники неоднородностей.

Планирование эксперимента
в условиях дискретного дрейфа

Предположим, что надо исследовать влияние трех количественных факторов при необходимости проведения всех опытов в две серии:

n=3; число опытов - 23.

Нужно получить линейную модель: Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru

Для разбиения ПФЭ на две серии используется следующий прием: в качестве первого блока используется полуреплика Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru с генерирующим соотношением Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru , а в качестве второго блока - полуреплика Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru с генерирующим соотношением Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru .

Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru

Каждый из полученных блоков полностью ортогонален, т.е. все столбцы полностью ортогональны. Поскольку в первом блоке тройное взаимодействие равно +1, а во втором -1 , то это взаимодействие можно принять в качестве дополнительного фактора, который будем называть межблоковым дрейфом и обозначать Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru .

Покажем, что при таком планировании оценки неизвестных коэффициентов модели не зависят от дрейфа. Обозначим результаты первого блока Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru соответственно, результаты второго блока - Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru , где Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru - систематическое смещение выхода, вызванное изменением условий проведения эксперимента.

Найдем оценку коэффициентов:

Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru

Аналогично можно показать, что оценки всех остальных коэффициентов модели не зависят от дрейфа как и коэффициент Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru .

Оценим коэффициент при дрейфе Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru :

Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru

Если необходимо исследовать влияние четырех факторов и необходимо провести опыты в две серии, то блоки будут следующие:

I блок - полуреплика 24-1; ГС: Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru

II блок - полуреплика 24-1; ГС: Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru

Если необходимо разбить план на четыре блока:

I блок 1/4 реплики 24-2; ГС: Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru

II блок 1/4 реплики 24-2; ГС: Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru

III c блок 1/4 реплики 24-2; ГС: Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru

IV блок 1/4 реплики 24-2; ГС: Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru

Планирование в условиях линейного непрерывного дрейфа.

Данное планирование используется тогда, когда при стабильном входе происходит изменение выхода на одну и ту же величину.

В этом случае можно построить регрессионную модель, связывающую вход с количественными факторами планирования и описывающую дрейф. Предварительно нужно убедиться, что дрейф линейный.

Если объект подвержен линейному дрейфу, то опыты нужно проводить через одно и то же время: Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru , где Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru - время переходного процесса по i-ому каналу.

Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru

Для построения модели, ортогональной линейному дрейфу можно использовать планы типа Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru ПФЭ, если выполняется следующее условие: Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru

При этом первые L+1 столбцов матрицы базисных функций F используются для представления линейного дрейфа. Остальные столбцы матрицы F используются для планирования и задания парных взаимодействий.

Рассмотрим пример.

Необходимо построить модель вида Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru при наличии линейного дрейфа. При этом Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru

Модель дрейфа запишем в виде: Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru

Запишем матрицу базисных функций:

Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru
После реализации плана u1, u2 на объекте через одинаковые интервалы времени и определения значений выхода необходимо вычислить МНК-оценки всех неизвестных коэффициентов модели: Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru . В результате получается модель вида:

Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru

Если дрейф нелинейный, то можно использовать ту же методику планирования, если опыты проводить через неодинаковые интервалы времени при условии, что за время между двумя соседними опытами дрейф имеет одинаковые значения.

Источники неоднородностей. Понятие дрейфа и качественного фактора - student2.ru

Тема 18. Планирование эксперимента при наличии количественных и качественных факторов

18.1. Постановка задачи планирования эксперимента при наличии качественных факторов

18.2. Решение задач планирования с использованием совмещенных планов

18.3. Примеры совмещенных планов

Наши рекомендации