Лабораторная работа 2. Условный оператор.
Цель работы: научиться правильно использовать условный оператор if, научиться составлять программы решения задач на разветвляющиеся алгоритмы.
Теоретический материал
Условный оператор IF
Условный оператор включает в себя операторы, которые выполняются или не выполняются в зависимости от записанного в операторе условия. Оператор имеет вид:
IF (условие) оператор1; Else оператор2;
где "условие" - выражение логического типа;
"оператор1" выполняется, если условие верно ( True ),
"оператор2" выполняется, если условие не верно ( False ).
Схема выполнения условного оператора имеет вид:
|
|
|
В условном операторе может отсутствовать блок Else оператор2; т. е. условный оператор может иметь вид:
IF (условие) опертор1;
например: IF(a<0) a:=a*а;
Задание:
Написать программу и нарисовать блок-схему к ней согласно данному варианту.
Вариант 1.
Программа вводит два числа a и b, если а > b, то программа вводит третье число с и находит сумму b+c. Если а=b, то программа печатает слово «Конец». Если а<b, то программа вводит третье число с, находит сумму a+b+c, выводит на экран сумму a+b+c и слова «Новый год!».
Вариант 2.
Программа вводит два числа a и b. Если а > b, то программа вводит третье число с, находит сумму a+b+c и выводит ее на экран. Если a<b, то находит разность a-b, если разность четная, то вводит третье число c и выводит его на экран. Во всех остальных случаях программа печатает слово «Конец».
Вариант 3.
Перераспределить значения переменных X и Y так, чтобы в X оказалось меньшее из этих значений, а в Y — большее.
Вариант 4.
Программа вводит два числа a и b, если а > b, то программа вводит третье число с. Находит сумму a+b+c и выводит ее на экран. Если a<b, то находит их разность b-c. Если разность нечетная, то ввести третье число и вывести на экран a+b. Во всех остальных случаях напечатать слово "Конец".
Вариант 5.
Программа просит пользователя ввести a и b, если a>b>5, то программа выводит на экран слово ”осень”, если a=b, то выводит значение выражения
,во всех остальных случаях ввести c и вывести значение выражения .
Вариант 6.
Программа просит пользователя ввести a и b и, если a<b то просит ввестис>0и находит значение выражения , в остальных случаях выводит на экран “Конец работы”.
Вариант 7.
Даны действительные числа x, y. Если x, y отрицательны, то каждое значение заменить его модулем; если отрицательное только одно из них, то оба значения увеличить на 0.5; если оба значения не отрицательны и ни одно из них не принадлежит отрезку [0.5, 2.0], то оба значения уменьшить в 10 раз; в остальных случаях x, y оставить без изменения.
Вариант 8.
Программа вводит 2 числа a и b. Если a=b, то программа выводит на экран значение выражения sin(a2+b2), если a<b, то – выводит на экран слово ’осень’. Если a<0 и b<0, то вводит третье число с и выводит на экран слова «конец программы» и значение выражения a+b-c.
Вариант 9.
Дано число: если оно кратно 4, то печатать «нужное число»; если оно кратно 3 и 5, то также печатать «нужное число», если число четное, то печатать "постороннее число", если четное число не кратно 6, то вывести на экран сообщение « четное число не кратно 6».
Вариант 10.
Программа вводит два числа a и b, если а > b, то программа вводит третье число с. Если а=b, то программа печатает слово «Конец». Если а<b, то программа вводит третье число с, если с<8, то программа находит значение выражения ln(a2+b2)+exp(c), выводит его и слова «Новый год» на экран.
Вариант 11.
Программа вводит целое число и, если оно >0 и чётное, программа вводит второе число. Если оба числа чётные, то программа выводит на экран сумму 2-х чисел, во всех чисел остальных случаях программа выводит на экран сообщение «конец работы».
Вариант 12.
Программа вводит три числа a,b,c.Если a-b>c, то вывести слово «зима», в остальных случаях вывести на экран «конец работы».
Вариант 13.
Программа вводит два числа a и b, если а > b, то программа вводит c и выводит на экран значение выражения , иначе - выводит разность a-b и слова «конец работы».
Вариант 14.
Программа вводит целое число a, если a>5, то вывести на экран выражение a+b, в противном случае вывести на экран слова «конец работы!».
Вариант 15.
Программа вводит два числа a и b, если a=b то вывести на экран слова «моя любимая футбольная команда», если a>b, то ввести c и вывести на экран значение выражения , если a<b, то вывести на экран слова «конец работы».
Вариант 16.
Программа вводит два числа a и b, если a=b, то вывести на экран слова «скоро Новый Год!», в противном случае ввести третье число с и вывести на экран 3 строки :
-значение выражения a+b+c
-значение выражения
-«До свиданья»
Вариант 17.
Даны три действительных числа. Выбрать из них те, которые принадлежат интервалу (1, 3).
Вариант 18.
Программа вводит 2 числа a и b. Если a<b, то программа вводит третье число c и выводит значение выражения a+b+c2. Во всех остальных случаях программа выводит на экран слова «конец программы».
Вариант 19.
Ввести два числа. Меньшее заменить суммой, а большее – удвоенным произведением.
Вариант 20.
Написать программу для вывода дней недели по их номеру:
1 - понедельник
2 - вторник
...
7 - воскресенье
С клавиатуры вводится номер дня недели.
Вариант 21.
Программа вводит два числа a и b, если а > b, то программа вводит третье число с. Если а=b, то программа печатает слово "Конец". Если, а<b, то программа вводит третье число с, находит разность a-b-c, выводит на экран разность и слова "Новый год".
Вариант 22.
Даны два действительных числа. Выбрать из них те, которые принадлежат интервалу (5, 7).
Вариант 23.
Даны три переменные: X, Y, Z. Если их значения упорядочены по убыванию, то удвоить их; в противном случае заменить значение каждой переменной на противоположное.
Вариант 24.
Найти минимум из трех чисел.
Вариант 25.
Найти максимум из двух чисел.
Вариант 26.
С клавиатуры вводятся два целых числа. Сравнить эти числа. Результат вывести в виде 3<5 или 3=3, или 3>2.
Вариант 27.
Дано два целых числа А и В. Вывести на экран 'Да', если число А делится на B, 'Hет', если число А не делится на В, 'Конечно', если А равно В.
Вариант 28.
Дано четырехзначное число N. Выяснить является ли число палиндромом ("перевертышем");
Вариант 29.
Дано квадратное уравнение a*x^2+b*x+c = 0. Проверить, есть ли корни у этого уравнения и найти их.
Вариант 30.
Определить по времени варки как сварилось яйцо (2 минуты - всмятку, 3 - в мешочек, 5 - крутое).
Вариант 31.
По температуре определить состояние воды ( твердое, жидкое, газообразное).