Исследование однофазной цепи с последовательным
Лабораторная работа №1
ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОФАЗНОЙ ЦЕПИ С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ
СОЕДИНЕНИЕМ РЕЗИСТОРА, КАТУШКИ ИНДУКТИВНОСТИ И
КОНДЕНСАТОРА
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Исследование явления резонанса напряжений и условий его возникновения в неразветвленной цепи переменного тока с последовательным соединением Р, L,С.
При этом необходимо:
- снять показания приборов при изменении значения емкости в цепи;
- рассчитать параметры электрической цепи до резонанса и в момент резонанса;
- построить кривые I,ν0, νL, cosφ=f(C)
- составить отчет.
2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Известно, что при подключении к зажимам цепи с последовательным соединением элементов R,L,С (рис. 1.1) синусоидального напряжения в ней потечет синусоидальный ток, мгновенное значение которого равно i =Im∙ sinω∙t. Для простоты начальная фаза тока Ψi=0$
ω=2π∙f,
где f- частота источника питания промышленной частоты. f=50 Гц.
Реактивные сопротивления цепи определятся как
ΧL= ω∙L=2π∙f;Χc= = ; Χ= ΧL- ΧC.
Если ХL > ХС, то в цепи преобладает индуктивная нагрузка, а угол сдвига фаз между током в цепи и напряжением
будет положительным, т.е. напряжение, подведенное к цепи, будет опережать ток в цепи.
Если ХС> ХL , то в цепи преобладает емкостная нагрузка и угол сдвига фаз между током в цепи и приложенным напряжением будет отрицательным, т.е. приложенное напряжение будет отставать по фазе от тока в цепи.
В частности, когда ХL= ХСсдвига фаз между током и напряжением цепи будет равен нулю,т.е. ток в цепи и приложенное напряжение совпадает по фазе.
Равенство этих сопротивлений может быть достигнуто изменением емкости или индуктивности. В данной работе явление резонанса достигается изменением емкости конденсатора до резонансного значения Срез. Резонанс в цепи с последовательным соединением элементов R,L,C называют резонансом напряжения.
Действующее значение тока в цепи определяется законом Ома:
;где = =Ζ
Ζ -полное сопротивление цепи; U - действующее значение напряжения, прикладываемое к цепи.
Напряжения на элементах цепи:
UR=I∙R; UL=I∙ω∙L=I∙XL ; UС=I =I∙XС
Когда реактивные сопротивления становятся равными друг другу
ХL = ХCили 2π∙f∙L = наступает взаимная компенсация ХL и ХC(по фазе они противоположны) и возникает явление резонанса напряжений. В этом случае ток в цепи достигает своего максимального значения, определяемого Imax= , где R-активное сопротивление цепи.
Из условия резонанса можно определить резонансную частоту ωp:
ωp∙L=1/ωp∙С
Делаем преобразование LC=1; отсюда получаем ωp= = , или fp=
Напряжения на реактивных элементах UL и UС могут оказаться больше напряжения U, приложенного к цепи. Это будет тогда, когда реактивные сопротивления ХL= ХCпревышают активное R, то есть
R<XLp=ωp∙L=L = =ρ.
Величина ρ= называется волновым характеристическим сопротивлением цепи.
Отношение напряжения на реактивных элементах цепи к напряжению на входе называется добротностью контура (цепи):
Qk= =
Явление резонанса напряжений достаточно опасно для электрической цепи. Если заранее не учитывать явление резонанса напряжений, то это мелет привести к авариям или повреждениям приборов и элементов цепи из-за резких "бросков" тока.
При анализе электрических цепей принято строить векторные диаграммы токов и напряжений ( рис.1.2;1.3,а,б,в ).
Если по горизонтали направить вектор общего для всех элементов цепи тока I, то напряжение на активном сопротивлении R будет совпадать по фазе с током, и его мгновенное значение будет определяться соотношением
UR=i·R
Если ток изменяется по синусоидальному закону I=Im·sinω·t ,то UR=R·Im·sinω·tили для действующего значения в комплексной форме:
К=R∙
Напряжение на катушке индуктивности
UL=L =ω·L·Im·sin(ωt+ или L=jωLI,
а напряжение на конденсаторе
UC= = Im·sin(ω·t- или L=-j I.
Для комплексных значений токов и напряжений векторная диаграмма на комплексной плоскости будет иметь вид, показанный на рис.1.2. А для действующих значений напряжений при различных соотношениях реактивных элементов L и С векторные диаграммы представлены на рис 1.3,а,б,в.
3. ПРОГРАММА РАБОТЫ
1. Произвести измерение тока в цепи и напряжений на элементах R,L,C при изменении емкости конденсатора.
2. Отметить значения электрических величин при достижении в цепи явления резонанса, когда ток достигает максимальной величины.
3. Построить векторные диаграммы тока и напряжений до резонанса, когда преобладает индуктивная нагрузка, при наступлении резонанса и после резонанса, когда преобладает емкостная нагрузка.
4. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Электрическая схема лабораторной установки приведена на рис.1.4
1. Установить движок ЛАТРа в крайнее левое положение.
2. Подать питание на лабораторный стенд, установив переключатель В1 в положение "Вкл."'. Движком ЛАТРа установить входное напряжение на схему U=80 В.
3. Последовательно, набирая тумблерами на магазине емкостей значение C=0,2,4... Мкф, снять показания приборов и занести их в табл.1.1.
4. Настроить электрическую цепь в резонанс путем изменения емкости цепи. Определить значение резонансной емкости Срез. Измеренные величины при резонансе занести в табл.1.1. Момент резонанса, определить по достижению значения Imax - максимального тока в цепи.
5. Установку привести в исходное положение.
6. Рассчитать величины, указанные в табл. 1.1.
Расчеты производить по формулам;
а) емкостное сопротивление конденсатора
XC= = ,где f=50Гц; Xcp= ;
б) сопротивление R1= ;
в) индуктивное сопротивление цепи находится из условия резонанса
XL= Xcp= = ;
г) полное сопротивление катушки индуктивности
Ζk= ;
д) активное сопротивление катушки индуктивности
Rk= ;
е) активное сопротивление цепи
R=R1+Rk ;
ж) индуктивность цепи
L= = ;
з) угол сдвига фаз между током и напряжением в цепи
φ=arc tg ;
и) напряжение на индуктивности
UL=I∙XL ;
7. Построить векторные диаграммы для случаев:
1. ХL > ХC
2. ХL = ХC
3. ХL < ХC
8. Построить графики зависимостей:
I,UL,UC, φ=f(c)
5. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
1. Цель работы
2. Электрическая схема лабораторной установки
3. Таблица с результатами измерений и вычислений
4. Расчетные формулы вычислений
5. Векторные диаграммы для трех режимов работы цепи
6. Графики зависимости I,UL,UC,φ=f(C)
7. Краткие выводы
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Сформулировать закон Ома для цепи с последовательным соединением R,L,C,
2. По каким формулам определяются величины цепи?
3. Назовите условие резонанса напряжений в цепи.
4. Как определить резонансную частоту?
5. Почему при резонансе напряжений ток в цепи достигает максимального значения?
6. Чему равны угол сдвига фаз между напряжением и током и коэффициент мощности цепи при резонансе?
Лабораторная работа №2
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЗВЕЗДОЙ
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Исследование трехфазной цепи при соединении потребителей звездой в различных режимах ее работы.
При этом необходимо:
- произвести измерения токов и напряжений в цепи при подключении симметричной и несимметричной активной нагрузки;
- проверить соответствие между фазными и линейными величинами при подключении симметричной активной нагрузки;
- построить по опытным данным векторные диаграммы токов и напряжений при симметричной и несимметричной нагрузке фаз;
- установить влияние обрыва нулевого и линейного провода на работу трехфазной цепи.
2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
При соединении трехфазных приемников звездой концы фаз соединены в один узел и образуют нулевую или нейтральную точку О' (рис.2.1). Если источник (генератор) трехфазной ЭДС тоже соединен звездой, то у него концы фаз также соединены в один узел и образуют нейтральную или нулевую точку 0 генератора.
Обычно нулевые точки генератора и приемника соединяются "нулевым" (его еще называют "нейтральным") проводом, в общем случае обладающим сопротивлением .
Начала фаз генератора соединяются с началами фаз приемника линейными проводами. При таком соединении фазные токи равны соответственно линейным токам, а ток в нулевом проводе
= +
Фазные напряжения генератора сдвинуты по фазе относительно друг друга на угол или на 1/3 периода.
Комплексы линейных напряжений выражаются через комплексы фазных напряжений:
; = - ; = - (2.1)
Линейные напряжения (2.1) всегда сохраняют симметричный характер и практически всегда остаются постоянными, т.к. мощность генератора практически всегда больше мощности, потребляемой приемником электрической анергии.
В такой трехфазной системе нагрузка может быть симметричной, когда = =
и несимметричной, когда ≠ ≠
При таком соединении фаз интересно рассмотреть следующие случаи.
Лабораторная работа №3
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТРЕУГОЛЬНИКОМ
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Исследование трехфазной цепи типа треугольник в различных режимах ее работы. При этом необходимо:
- провести измерения токов и напряжений в трехфазной цепи при соединении потребителей электроэнергии треугольником;
- проверить соответствие между линейными и фазными токами при подключении симметричной активной нагрузки;
- по опытным данным построить векторные диаграммы напряжений и токов при симметричной и несимметричной нагрузке фаз;
- установить влияние обрыва линейного провода на работу потребителей.
2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
При соединении потребителей треугольником конец одной фазы соединяют с началом другой так, что все три фазы образуют замкнутый треугольник (рис. 3.1).
При включении потребителей электроэнергии треугольником в трехфазную сеть обеспечивается полная независимость работы отдельных фаз друг от друга, так как к фазам подводятся напряжения, равные линейным. Эти напряжения можно считать равными и симметричными при разных токах в фазах потребителя ≠ ≠ в пределах нормальной нагрузки (нормальная нагрузка устанавливается в определенных пределах относительно номинальной). Поэтому даже значительные изменения тока в одной из фаз практически не отражаются на напряжениях и токах в других фазах, В случае, если нагрузка всех фаз одинакова = = (при = = ), то система фазных токов являемся симметричной.
Втрехфазной сети типа треугольник линейные (фазные) напряжения приемника также образуют симметричную систему. Поэтому они могут быть представлены на векторной диаграмме равносторонним треугольником (рис.3.2).
Токи в фазах нагрузки могут быть определены:
= ; = ; = (3.1)
Линейные токи определяются по первому закону Кирхгофа для узлов А, В, С:
= - ; = - ; = - ; (3.2)
При симметричной нагрузке фаз фазные сопротивления приемника равны:
= = ,
следовательно, по (3.1) и фазные токи одинаковы по величине (см.рис.3.2, а) :
= = =
Видно, что векторы линейных токов образуют симметричную систему, и токи в линии равны друг другу
= = =
Численное значение линейного и фазного токов связано между собой как
=
При несимметричной нагрузке фаз приемника фазные сопротивления не равны друг другу
≠ ≠
В связи с этим фазные токи (3.1) не будут образовывать симметричную систему. У них разные модули ≠ ≠ и разные углы сдвига фаз между током и напряжением
≠ ≠
Значения линейных токов (3.2) тоже будут различны (см.рис.3.2,б):
≠ ≠
В практике эксплуатации трехфазных цепей бывают случаи обрыва одного из линейных проводов. При таком обрыве две фазы нагрузки, к которым подходил этот линейный провод, окажутся соединенными последовательно и под действием линейного напряжения. То есть при условии симметричной нагрузки фаз
= =
каждая из них окажется под напряжением, равным половине линейного. Режим же работы третьей фазы останется без изменений. Таким образом, соединение в треугольник исключает опасность появления повышенных напряжений на фазах потребителя при обрыве одного из линейных проводов.
3. ПРОГРАММА РАБОТЫ
1. Провести опыт при одинаковой активной нагрузке в фазах приемника (определить токи и напряжения при симметричной нагрузке).
2. Провести опыт при неодинаковой нагрузке фаз приемника (определить токи и напряжения при несимметричной нагрузке).
3. Определить соотношения между линейными и фазными параметрами цепи (для токов и напряжений).
4. Провести опыт при отключении (обрыве) одного из линейных проводов (исследовать влияние обрыва линейного провода на режим работы трехфазной цепи).
4. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Схема лабораторной установки представлена на рис.3.3.
1. Пакетный выключатель В1 поставить в положение “Вкл.”. На все три фазы приемника будет подано напряжение.
2. Выключателями ламп (активная нагрузка) Kl...К5 установить одинаковые показания амперметров АAB, ABC, АCA, т.е. сделать нагрузку фаз приемника симметричной (одинаковой).
3. Переносным вольтметром V контролировать (при равенстве токов фаз) фазные (линейные) напряжения.
4. Замеренные данные занести в табл.3.1 в графу "Активная симметричная нагрузка".
5. Выключателями ламп нагрузки установить в фазах приемника разные нагрузки, включив произвольное количество ламп, т.е. сделать разные показания амперметров в фазах. Переносным вольтметром замерить фазные (линейные) напряжения. Показания приборов записать в графу 3 табл.3.1.
6. Выключателями ламп К1...К5 установить одинаковые токи в фазах нагрузки (активная, симметричная нагрузка). Размыканием ключа К отключить линейный провод от нагрузки. Переносным вольтметром контролировать фазные и линейные напряжения нагрузки. Показания приборов записать в табл.3.1 в графу "Активная нагрузка с обрывом линейного провода".
7. Привести лабораторную установку в исходное положение.
8. По полученным данным проверить соотношение между линейными и фазными величинами.
9. В выбранном масштабе построить векторные диаграммы токов и напряжений.
10. Составить отчет о проделанной работе.
5. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
1. Цель работы.
2. Электрическая схема лабораторной установки.
3. Таблица наблюдаемых величин.
4. Векторные диаграммы для исследованных режимов работы схемы.
5. Краткие выводы.
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие соотношения существуют между линейными токами и напряжениями при соединении фаз приемника треугольником в случае симметричной нагрузки?
2. Как изменяются значения линейных и фазных токов при обрыве одного из линейных проводов при равномерной нагрузке?
3. Как измерить активную мощность приемника, фазы которого соединены треугольником при симметричной и несимметричной нагрузках?
Лабораторная работа №4
Лабораторная работа №5
С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Исследование способов регулирования скорости двигателя постоянного тока параллельного возбуждения; снятие рабочих характеристик двигателя.
При этой необходимо:
- снять механическую характеристику двигателя;
- экспериментально подтвердить возможность регулирования скорости вращения двигателя путем изменения тока возбуждения и изменения подводимого напряжения питания.
2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Цепи якоря и обмотка возбуждения у двигателя с параллельным возбуждением соединены между собой параллельно (рис.5.1). Обмотка возбуждения ОВ двигателя с параллельным возбуждением имеет большое число витков из тонкого провода и, благодаря этому, обладает значительным сопротивлением.
В этом случае ток возбуждения IB во много раз меньше тока якоря IЯ (IВ = (0,05-0,01) IЯ), а подводимое напряжение питания U одно и то же.
Следовательно, ток возбуждения IВ такого двигателя не зависит от тока якоря IЯи от нагрузки двигателя (механического момента на валу двигателя).
Двигатели постоянного тока с параллельным возбуждением обладает весьма ценными качествами, основными из которых является следующие:
- значительный пусковой момент, позволяющий осуществлять ток двигателя при полной нагрузке;
- жесткая скоростная характеристика, то есть практически постоянная скорость при изменении нагрузки в широких пределах;
- возможность широкого и плавного регулирования скорости.
В тех случаях, когда авиационный электрический привод, где электродвигатель является исполнительным элементом, должен обладать указанными качествами, применение двигателей постоянного тока с параллельным возбуждением становится весьма желательным (например, в электролебедке вертолета, работающего с внешней подвеской, при выпуске (уборке) шасси, закрылков, интерцепторов, тормозных щитков и т.д.).
Важной характеристикой, позволяющей оценить технические возможности электродвигателя, является его механическая характеристика, представляющая собой зависимость скорости вращения якоря двигателя n от вращающего момента Мн при постоянном питающем напряжении (U = const):
n = f (МН).
Данная зависимость позволяет также определить мощность на валу двигателя при изменении момента нагрузки от нуля при холостом ходе до предельно допустимой величины (рис.5.2) .
Ток якоря при работе двигателя равен IЯ= ( U – ЕЯ )/ RЯ.
Так как электродвижущая сила ЕЯ=СЕΦN, то чистота вращения двигателя
где Се - постоянный для данного электродвигателя коэффициент;
Ф - магнитный поток полюсов статора электродвигателя (создается обмоткой возбуждения О.В.)
Rя- активное сопротивление якорной обмотки (на рис.5.1 обозначена " М ").
Вращающий момент на валу двигателя можно определить по формуле:
МН = СМ IЯ Ф,
где СМ – СЕ·60/2π - величина постоянная для данного электродвигателя.
Так как
,
формулу скорости двигателя можно записать в следующем виде:
.
Если принять, что Ф=const, уравнение скорости можно представить в следующем упрощенном виде: n=А-В·МН, где А и В постоянные коэффициенты, введенные для упрощения записи уравнения для n.
;
Полученное упрощенное уравнение для скорости вращения двигателя показывает, что механическая характеристика n = f (МН) в виде n = А - В·МН графически представляет собой прямую, несколько наклоненную к оси абсцисс МН (рис.5.2). Угол наклона механической характеристики будет тем больше, чем больше значение сопротивления, включенного в цепь якоря. Такой вид механической характеристики свидетельствует о том, что она имеет жесткий характер, то есть скорость вращения якоря двигателя практически остается постоянной от холостого хода двигателя (без нагрузки на валу) до предельно допустимой нагрузки. Очевидно, что указанные двигатели с параллельным возбуждением целесообразно применять в тех системах ВС и аэропорта, где по условиям работы необходимо добиваться постоянства скорости отработки механизма (выпуск шасси и других взлетно-посадочных средств ВС, подъемные устройства и транспортеры в аэропорту и т.п.).
Важным качеством электродвигателя является возможность регулирования скорости в широком диапазоне. Регулирование скорости вращения якоря двигателя осуществляется тремя способами:
- изменением тока возбуждения IВ;
- изменением подводимого напряжения U;
- изменением сопротивления в цепи якоря двигателя RЯ (изменением величины тока в цепи якоря IЯ).
Изменение указанных параметров меняет вид механической характеристики, то есть наклон характеристики по отношению к осям координат. Если, например, уменьшить ток возбуждения IВ (т.е. изменить магнитный поток, создаваемый ОВ в сторону уменьшения), то механическая характеристика становится менее жесткой (рис.5.3 , характеристика 2).
Если изменять напряжение, например, в сторону уменьшения, то характеристики (рис.5.4) будут идти параллельно основной 1, но пойдут, ниже ее (характеристики 2...4).
Если изменить сопротивление цепи якоря, например, в сторону увеличения (тем самым уменьшить ток в цепи якоря IЯ), характеристика становится менее жесткой (рис 5.6).
Исследование способов регулирования скорости вращения якоря двигателя n сводится к тому, чтобы при неизменном моменте на валу двигателя (например МН = М1) изменить один из параметров (IВ или U), который приводит к изменению скорости вращения.
Из графиков, приведенных на рисунках (5.3...5.5) видно, что изменение магнитного потока вызывает изменение скорости вращения якоря (то есть при уменьшении -
тока возбуждения IВ = Ф, как показано на рис.5.3, замедляются обороты двигателя). При уменьшении подводимого напряжения скорость вращения якоря двигателя уменьшается (рис.5.4). Увеличение сопротивления IВ цепи якоря двигателя приводит к уменьшению скорости вращения n (рис.5.5).
Большую практическую ценность представляют так называемые рабочие характеристики двигателя, определяющие зависимость IЯ, МН, n от выходной мощности на РМ на валу двигателя IЯ, МН, n = f(РМ).
В зависимости от вида рабочих характеристик осуществляется выбор двигателя для авиационного привода, например, выпуска шасси, закрылков и т.п. Эти характеристики могут быть получены эмпирически (опытным путем), если известна механическая характеристика двигателя.
3. ПРОГРАММА И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Изучить схему для исследования двигателя постоянного тока параллельного возбуждения (рис.5.6). Ознакомиться с лабораторным стендом, для чего определить место установки на стенде измерительных приборов, пускорегулирующей аппаратуры электродвигателя и электромагнитного тормоза.
2. С помощью автотрансформатора (ЛАТРа) установить напряжение 70 В по вольтметру РU1(UДВ).
3. Путем регулировки реостатом R1 установить ток в обмотке возбуждения IВ = 0,4 А.
4. Убедиться визуально на установке и по показанию цифрового указателя числа оборотов о работе двигателя.
5. Снять механическую характеристику двигателя: для его с помощью реостата R2 изменять момент нагрузки двигателя от 0 до 500 г∙см через каждые 100 г∙см.
Данные измерений записать в табл.5.1.
6. Исследовать способы регулирования скорости вращения якоря двигателя при постоянном моменте (МН = 200 г∙см):
- изменением тока возбуждения от 0,4 А до 0,2 А через 0,05 А;
- изменением подводимого напряжения от 70 В до 50 В через каждые 5 В ( ток в обмотке возбуждения при этом поддерживать постоянным IВ = const = 0,4 А с помощью реостата R1).
Данные измерений записать в табл.5.2.
7. Выключить двигатель, обесточить установку.
8. Используя данные измерений в табл.5.1 вычислить полезную (выходную) мощность на валу двигателя по расчетной формуле:
Р2 = 1,082·10-5MН∙n ,
где Р2 - выходная мощность двигателя, Вт;
1,082·10-5 - постоянный коэффициент двигателя;
МН - механический момент на валу двигателя, г∙см;
n - обороты якоря двигателя, об/мин.
Рассчитать полную потребляемую мощность двигателя из электрической сети:
Р1 = U (IЯ + IВ),
где Р1 - потребляемая мощность двигателя, Вт;
U - напряжение питания двигателя, В;
IЯ - ток в обмотке якоря, А;
IВ -токвобмотке возбуждения, А;
Определить коэффициент полезного действия (КПД) двигателя:
,
где η - коэффициент полезного действия;
P2,Р1 - соответственно мощность на выходе ( на валу ) и на входе двигателя , Вт.
Данные вычислений записать в табл.5.1.
9.По данным проведенных исследований построить на графиках механическую и рабочие характеристики двигателя: n = f(МН); IЯ = f(P2); МН = f(P2); η = f(P2); n = f(P2).
10.Составить отчет о проделанной работе.
4. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
1. Цель работы.
2. Электрическая схема установки.
3. Таблицы с данными измерений и вычислений.
4. Графики механической и рабочих характеристик двигателя.
5. Выводы.
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Из каких элементов состоит электродвигатель постоянного тока.
2. Принцип работы электродвигателя постоянного тока.
3. Технические данные электродвигателя,
4. Объяснить порядок исследования двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением по принципиальной схеме лабораторной установки.
5. Почему изменяется скорость вращения двигателя при изменении тока якоря IЯ, питающего напряжения U и тока возбуждения IВ?
6. Почему механическую характеристику двигателя называют "жесткой"?
7. Можно ли изменить направление вращения якоря двигателя (осуществить "реверс") и каким образом?
8. Для каких целей применяются такие электродвигатели на воздушных судах?
9. Для чего необходимо знать механическую и рабочие характеристики электродвигателей перед их установкой на ВС?
Лабораторная работа N6
Лабораторная работа №1
ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОФАЗНОЙ ЦЕПИ С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ