Исследование электрических цепей

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ

Учебное пособие

Часть III

Челябинск

Издательство ЮУрГУ

УДК 621.3.01(075.8)

Н535

Одобрено

учебно-методической комиссией

энергетического факультета

Рецензенты:

А.С. Знаев, А.С. Карандаев

    Н535   Непопалов, В.Н. Исследование электрических цепей: учебное пособие к лабораторным работам / В.Н. Непопалов, В.И. Сафонов, Ю.И. Хохлов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – Ч. 3. – 48 с.   Учебное пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Теоретические основы электротехники» студентами энергетических и приборостроительных специальностей. Учебное пособие состоит из трех частей и содержит методические указания для выполнения лабораторных работ на стенде ТЕЦ-НР. Третья часть пособия содержит лабораторные работы по темам «Длинные линии» и «Нелинейные цепи».     УДК 621.3.01(075.8)  

© Издательство ЮУрГУ, 2008

Лабораторная работа № 17
Цепь с распределенными параметрами

Целью работы является экспериментальное исследование распределения напряжения и тока вдоль однородной линии при различных режимах работы.

Общие сведения

При передаче энергии или сигнала на расстояния, соизмеримые с длиной волны исследование электрических цепей - student2.ru , необходимо учитывать, что электрическая емкость, индуктивность и сопротивление распределены по всей длине цепи. В связи с этим используют погонные параметры цепи: индуктивность L0 исследование электрических цепей - student2.ru ; емкость С0 исследование электрических цепей - student2.ru ; активное сопротивления R0 исследование электрических цепей - student2.ru ; активная проводимость утечки G0 исследование электрических цепей - student2.ru . Линии, в которых погонные параметры сохраняются неизменными по длине линии, называются однородными. На рис. 17.1 показан участок линии.

Задача изучения электромагнитных процессов в цепях с распределенными параметрами упрощается, если считать линию идеальной, т. е. не имеющей потерь (R0 = G0 = 0). исследование электрических цепей - student2.ru
Рис. 17.1

Напряжения и токи в длинной линии без потерь при установившемся синусоидальном режиме работы связаны уравнения:

исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru + исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru ; исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru + исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru .

Здесь исследование электрических цепей - student2.ru , исследование электрических цепей - student2.ru комплексные действующие значения напряжения, тока в конце

линии; исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru – коэффициент фазы, рад/км, исследование электрических цепей - student2.ru – волновое сопротивление; исследование электрических цепей - student2.ru , исследование электрических цепей - student2.ru комплексные действующие значения напряжения, тока на расстоянии исследование электрических цепей - student2.ru от конца линии (рис. 17.2). Распределения действующих исследование электрических цепей - student2.ru Рис. 17.2

значений напряжения исследование электрических цепей - student2.ru в линии зависит от нагрузки линии:

· при холостом ходе исследование электрических цепей - student2.ru ;

· при коротком замыкании исследование электрических цепей - student2.ru ;

· при согласованной нагрузке исследование электрических цепей - student2.ru : исследование электрических цепей - student2.ru .

Графики исследование электрических цепей - student2.ru в режимах холостого хода, короткого замыкания и согласованной нагрузки показаны на рис. 17.3.



исследование электрических цепей - student2.ru
Рис. 17.3

При холостом ходе и коротком замыкании в линии возникает режим стоячих волн. Точки, в которых напряжение равно нулю, называют узлами. Точки, в которых напряжение максимально, называют пучностями.

Режим работы линии, при котором сопротивление нагрузки равно волновому сопротивлению линии, называется натуральным.

Полагая в уравнениях линии исследование электрических цепей - student2.ru , получаем

исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru + исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru , исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru + исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru .

Эти уравнения представляют собой уравнения симметричного четырехполюсника в А-параметрах: исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru , исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru , исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru .

Разделив линию на отрезки равной длины и заменив каждый отрезок симметричным четырехполюсником, можно создать модель линии.

В лабораторной работе десятью П-образными четырехполюсниками (звеньями) моделируется коаксиальная кабельная линия длиной l =10 км. Погонные параметры кабельной линии: исследование электрических цепей - student2.ru 0,25 исследование электрических цепей - student2.ru , исследование электрических цепей - student2.ru 0,09 исследование электрических цепей - student2.ru . Потерями в кабеле можно пренебречь R0 = G0 = 0.

Содержание и порядок выполнения работы

В лабораторной работе источником синусоидального напряжения является модуль ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР. Измерительные приборы расположены в блоке МОДУЛЬ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ. Модель линии представлена модулем ЦЕПЬ С РАСПРЕДЕЛЕННЫМИ ПАРАМЕТРАМИ.

· Собрать электрическую цепь по схеме на рис. 1П протокола измерений.

· Проверить собранную электрическую цепь в присутствии преподавателя.

· Записать заданную преподавателем частоту f в протокол измерений. Рекомендуемые значения частоты f от 12 до 16 кГц.

· Выполнить предварительные расчеты, указанные в протоколе измерений.

· Установить регулятор Амплитуда модуля ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОРв положение 0. Включить тумблер Сеть. Переключатель Форма установить в положение исследование электрических цепей - student2.ru . Регулятором Частота установить на выходе модуля заданную частоту f.

· Подключить вольтметр PV блока МОДУЛЬ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ к клеммам Uвх модуля ЦЕПЬ С РАСПРЕДЕЛЕННЫМИ ПАРАМЕТРАМИ. Регулятором Амплитуда модуля ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР установить напряжение исследование электрических цепей - student2.ru = 7 В.

· Холостой ход. Поочередно подключая вольтметр PV блока МОДУЛЬ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ к клеммам 0 км, 1 км, … 10 км измерить распределение напряжения исследование электрических цепей - student2.ru вдоль модели линии в режиме холостого хода. Измеренные значения занести в табл. 1П протокола измерений. Указанный порядок применять в других режимах.

· Короткое замыкание. Закоротить клеммы ZC. Измерить распределение напряжения исследование электрических цепей - student2.ru вдоль модели линии в режиме короткого замыкания и занести значения в табл. 1П. Измерить и записать в протокол входное напряжение источника исследование электрических цепей - student2.ru .

· Натуральный режим. Подключить к клеммам ZC волновое сопротивление линии. Для этого рекомендуется из блока МОДУЛЬ РЕЗИСТОРОВдва резистора по 100 Ом соединить параллельно. Измерить распределение напряжения исследование электрических цепей - student2.ru вдоль модели линии в режиме близком к натуральному. Измеренные значения занести в табл. 1П.

· Разомкнуть клеммы ZC и подключить к ним вольтметр PV блока МОДУЛЬ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ. Установить регулятор Амплитуда модуля ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОРв положение 0.

· Регулятором Частота, установить на выходе модуля ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР частоту исследование электрических цепей - student2.ru . Регулятором Амплитуда модуля установить на клеммах ZC напряжение исследование электрических цепей - student2.ru = 5…7 В.

· Подключить вольтметр PV блока МОДУЛЬ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ к клемме U1 (клемма 10 км) модуля ЦЕПЬ С РАСПРЕДЕЛЕННЫМИ ПАРАМЕТРАМИ. Убедиться, что напряжение исследование электрических цепей - student2.ru @ 0.

· Измерить распределение напряжения исследование электрических цепей - student2.ru вдоль модели линии в режиме холостого хода четверть волновой линии. Измеренные значения занести в табл. 1П.

· Протокол измерений утвердить у преподавателя.

· Выключить тумблер Сеть модуля ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР.

Содержание отчета

1. Нарисовать схему электрической цепи. Перенести данные из протокола.

2. Рассчитать зависимости действующих значений напряжения в линии от координаты исследование электрических цепей - student2.ru для каждого режима.

3. Построить графики расчетных функций напряжения. Сравнить их с данными, полученными экспериментально.

Режим холостого хода

Напряжение в конце линии исследование электрических цепей - student2.ru _____ В взято из табл. 1П.

Распределение действующих значений напряжения при расчете исследование электрических цепей - student2.ru от конца линии: исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru или исследование электрических цепей - student2.ru В.

Результаты расчета исследование электрических цепей - student2.ru и экспериментальные данные внесены в табл. 2. На рис. 4 показаны расчетная и экспериментальная зависимости исследование электрических цепей - student2.ru .

Таблица 2

исследование электрических цепей - student2.ru , км
Расчет исследование электрических цепей - student2.ru , В                      
Экспер. исследование электрических цепей - student2.ru , В                      

исследование электрических цепей - student2.ru

Рис. 4

Натуральный режим

Напряжение в конце линии исследование электрических цепей - student2.ru _____ В взято из табл. 1П.

В натуральном режиме исследование электрических цепей - student2.ru . Результаты расчета исследование электрических цепей - student2.ru и экспериментальные данные исследование электрических цепей - student2.ru внесены в табл. 3.

Таблица 3

исследование электрических цепей - student2.ru , км
Расчет исследование электрических цепей - student2.ru , В                      
Экспер. исследование электрических цепей - student2.ru , В                      

Общие сведения

Частотный спектр передаваемых по линии сигналов является ограниченным. Поэтому периодический сигнал, например, напряжение на входе линии, можно представить гармоническим рядом, содержащим ограниченное число гармоник

исследование электрических цепей - student2.ru .

Волновое сопротивление линии

исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru

и коэффициент распространения исследование электрических цепей - student2.ru линии

исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru + исследование электрических цепей - student2.ru

зависят от частоты. Величина вносимого линией затухания исследование электрических цепей - student2.ru и фазовая скорость исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru зависят от номера гармоники исследование электрических цепей - student2.ru . Условия распространения гармоник напряжения исследование электрических цепей - student2.ru по линии оказываются различными. Таким образом, формы входного и выходного сигналов также будут различными.

Линия, в которой при прохождении сигнала амплитуды гармонических составляющих затухают на частотах kw одинаковым образом, а начальные фазы yuk не зависят от частоты, не искажает форму передаваемого сигнала. Если при этом линия работает в режиме согласованной нагрузки, то она называется неискажающей. При прохождении сигнала по такой линии формы сигнала на входе и выходе линии подобны.

Для передачи сигнала без искажения необходимо выполнение трех условий:

· коэффициент амплитуды исследование электрических цепей - student2.ru не зависит от частоты;

· фазовая скорость исследование электрических цепей - student2.ru не зависит от частоты;

· характеристическое сопротивление исследование электрических цепей - student2.ru не зависит от частоты.

Указанные условия выполняются, если исследование электрических цепей - student2.ru . В частности, условия выполняются для линии с исследование электрических цепей - student2.ru и исследование электрических цепей - student2.ru , которую называют линией без потерь. Тогда исследование электрических цепей - student2.ru , исследование электрических цепей - student2.ru , исследование электрических цепей - student2.ru .

В установившемся режиме линию без потерь длиной исследование электрических цепей - student2.ru можно рассматривать как симметричный четырехполюсник с А-параметрами:

исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru , исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru , исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru .

Комплексный коэффициент передачи по напряжению при активной нагрузке исследование электрических цепей - student2.ru в конце линии:

исследование электрических цепей - student2.ru .

При согласованной нагрузке исследование электрических цепей - student2.ru коэффициент передачи

исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru .

Амплитудно-частотная характеристика исследование электрических цепей - student2.ru 1, а фазо-частотная характеристика исследование электрических цепей - student2.ru является линейной функцией частоты. В этих условиях сигнал передается без искажений.

В режиме с нагрузкой исследование электрических цепей - student2.ru амплитудно-частотная характеристика зависит от частоты, фазо-частотная характеристика не является линейной функцией частоты. Это приводит к искажению выходного сигнала.

В лабораторной работе на вход линии подается напряжение в форме знакопеременных импульсов с амплитудой исследование электрических цепей - student2.ru . Разложение этого напряжения в ряд Фурье имеет вид

исследование электрических цепей - student2.ru .

Умножая комплексные амплитуды исследование электрических цепей - student2.ru на комплексные коэффициенты передачи, вычисленные для гармоник сигнала исследование электрических цепей - student2.ru , получим комплексные амплитуды выходного сигнала исследование электрических цепей - student2.ru . По комплексным амплитудам восстанавливаем гармоники выходного сигнала исследование электрических цепей - student2.ru .

В лабораторной работе расчет выполняется для первой, третьей и пятой гармоник входного сигнала. Выходной сигнал по принципу наложения получается в виде

исследование электрических цепей - student2.ru .

Содержание и порядок выполнения работы

В лабораторной работе источником напряжения является модуль ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР. Для наблюдения зависимостей от времени используют осциллограф. Измерительные приборы расположены в блоке МОДУЛЬ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ переменного тока. Электрическая цепь представлена модулем ЦЕПЬ С РАСПРЕДЕЛЕННЫМИ ПАРАМЕТРАМИ. Погонные параметры: исследование электрических цепей - student2.ru 0,25 исследование электрических цепей - student2.ru , исследование электрических цепей - student2.ru 0,09 исследование электрических цепей - student2.ru , R0 = G0 = 0. Нагрузку линии собирают из пассивных элементов блоков МОДУЛЬ РЕЗИСТОРОВ.

· Собрать электрическую цепь по схеме, показанной на рис. 1П протокола.

· Рассчитать сопротивление согласованной нагрузки.

· Проверить собранную электрическую цепь в присутствии преподавателя.

Содержание отчета

1. Нарисовать схему исследуемой цепи.

2. Для сопротивлений исследование электрических цепей - student2.ru Ом и исследование электрических цепей - student2.ru Ом рассчитать АЧХ и ФЧХ четырехполюсника, эквивалентного длинной линии. Сравнить расчетные и экспериментальные значения АЧХ. Результаты расчета представить в таблице.

3. Для входного напряжения исследование электрических цепей - student2.ru в форме знакопеременных импульсов прямоугольной формы частотой исследование электрических цепей - student2.ru рассчитать зависимость выходного напряжения исследование электрических цепей - student2.ru . При расчете представить входное напряжение в виде ряда Фурье. Данные для расчета амплитудно-фазовой характеристики (АФХ) исследование электрических цепей - student2.ru четырехполюсника взять из п.2.

4. Построить и сравнить расчетные и экспериментальные зависимости исследование электрических цепей - student2.ru .

Частотная характеристика

Длинная линия может быть заменена четырехполюсником с А-параметрами:

исследование электрических цепей - student2.ru =________________;

исследование электрических цепей - student2.ru ___________________ Ом;

Комплексная передаточная функция по напряжению для четырехполюсника:

исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru ;

исследование электрических цепей - student2.ru ; исследование электрических цепей - student2.ru ;

исследование электрических цепей - student2.ru ; исследование электрических цепей - student2.ru ;

исследование электрических цепей - student2.ru

АЧХ и ФЧХ четырехполюсника представлены в табл. 1.

Таблица 1

исследование электрических цепей - student2.ru , Гц
исследование электрических цепей - student2.ru Ом
Расчет исследование электрических цепей - student2.ru , град          
Расчет исследование электрических цепей - student2.ru          
Эксперимент исследование электрических цепей - student2.ru          
исследование электрических цепей - student2.ru Ом
Расчет исследование электрических цепей - student2.ru , град          
Расчет исследование электрических цепей - student2.ru          
Эксперимент исследование электрических цепей - student2.ru          

Выходное напряжение

Входное напряжение исследование электрических цепей - student2.ru в форме знакопеременных импульсов прямоугольной формы частотой исследование электрических цепей - student2.ru =500 Гц и амплитудой исследование электрических цепей - student2.ru = 5 В представлено усеченным рядом Фурье. Комплексные амплитуды гармоник:

исследование электрических цепей - student2.ru =______ В; исследование электрических цепей - student2.ru =________В; исследование электрических цепей - student2.ru =________В.

Расчет функции выходного напряжения проведен в табл. 2.

Таблица 2

Частота исследование электрических цепей - student2.ru , Гц АФХ 4-полюсника исследование электрических цепей - student2.ru Комплексная амплитуда выходного сигнала исследование электрических цепей - student2.ru , В Мгновенное значение исследование электрических цепей - student2.ru , В
исследование электрических цепей - student2.ru Ом
     
     
     
исследование электрических цепей - student2.ru Ом
     
     
     
Мгновенное значение исследование электрических цепей - student2.ru
Для исследование электрических цепей - student2.ru Ом: исследование электрических цепей - student2.ru
Для исследование электрических цепей - student2.ru Ом: исследование электрических цепей - student2.ru

Результаты расчета исследование электрических цепей - student2.ru с шагом исследование электрических цепей - student2.ru 0,2 мс представлены в табл. 3.

Таблица 3

исследование электрических цепей - student2.ru , мс 0,2 0,4 0,6 0,8 1,2 1,4 1,6 1,8
исследование электрических цепей - student2.ru                      
исследование электрических цепей - student2.ru                      

На рис. 4, 5 построены экспериментальные и расчетные графики выходного напряжения исследование электрических цепей - student2.ru для сопротивлений нагрузки 10 и 50 Ом, соответственно. На этих рисунках также показаны графики исследование электрических цепей - student2.ru .

исследование электрических цепей - student2.ru

Рис. 4

исследование электрических цепей - student2.ru

Рис. 5

Выводы по расчету:_____________________________________________

______________________________________________________________

Работу выполнил: ______________________________________

Работу принял: _____________________________________

Лабораторная работа № 19
Нелинейная цепь постоянного тока

Целью работы является экспериментальное получение характеристик нелинейных резистивных элементов, расчет нелинейной электрической цепи постоянного тока и экспериментальная проверка результатов расчета.

Общие сведения

Нелинейным называется резистивный элемент электрической цепи, сопротивление которого R зависит от напряжения и тока. Нелинейной является электрическая цепь, в которой есть хотя бы один нелинейный элемент.

Зависимость напряжения от тока в резисторе называется его вольт-амперной характеристикой (ВАХ). ВАХ элемента зависит от условий, в которых проводился эксперимент. Если измерения проводились при постоянных токе и напряжении, то характеристика нелинейного элемента называется статической.

Для получения статических характеристик нелинейных элементов необходимо измерить ряд значений постоянного напряжения и постоянного тока в цепи со схемой замещения по рис. 19.1.

Характеристики нелинейных элементов исследование электрических цепей - student2.ru или исследование электрических цепей - student2.ru определяют экспериментально и задают в виде таблиц или графиков, что предопределяет широкое использование графических (графоаналитических) методов расчета. В лабораторной работе исследуется цепь со схемой замещения рис. 19.2. Уравнения Кирхгофа имеют вид: исследование электрических цепей - student2.ru ; исследование электрических цепей - student2.ru ; исследование электрических цепей - student2.ru . исследование электрических цепей - student2.ru Рис. 19.1
исследование электрических цепей - student2.ru
Рис. 19.2

Уравнения Кирхгофа решают графически. Участки с токами I2 и I3 соединены параллельно. Характеристика исследование электрических цепей - student2.ru при графическом методе решения получается в результате суммирования характеристик н.э.2 и резистивного R при одинаковых значениях напряжения. Участки с напряжениями исследование электрических цепей - student2.ru и исследование электрических цепей - student2.ru соединены последовательно. Характеристика исследование электрических цепей - student2.ru – сумма характеристик н.э.1 и исследование электрических цепей - student2.ru при одинаковых значениях тока (рис. 19.3).

исследование электрических цепей - student2.ru

Рис. 19.3

Содержание работы и порядок выполнения работы

В лабораторной работе используется источник напряжения U = 0…12 В из блока МОДУЛЬ ПИТАНИЯ UZ4 с регулируемым по величине напряжением. Измерительные приборы расположены в блоке МОДУЛЬ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ постоянного тока. Нелинейные элементы электрической цепи выбирают из модуля НЕЛИНЕЙНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

· Собрать цепь по схеме, показанной на рис. 1П протокола измерений.

· Проверить собранную электрическую цепь в присутствии преподавателя.

· Включить автоматический выключатель QF блока МОДУЛЬ ПИТАНИЯ и тумблер SA3 источника МОДУЛЬ ПИТАНИЯ UZ40…12 В. Установить напряжение U = 0.

· Плавно изменяя регулятором напряжения ток I от нуля до 80 мА с шагом 10 мА экспериментально получить статические характеристики нелинейных элементов н.э.1, н.э.2. Для резистора R измерить напряжение U2 при токе 50 мА. Все измеренные величины занести в табл. 1П протокола измерений.

· Собрать электрическую цепь по схеме, показанной на рис. 2П.

· Проверить собранную электрическую цепь в присутствии преподавателя.

· Установить на входе цепи указанное преподавателем напряжение U. Измерить токи ветвей, напряжения исследование электрических цепей - student2.ru и исследование электрических цепей - student2.ru . Результаты измерений занести в табл. 2П.

· Утвердить протокол измерений у преподавателя.

· Выключить тумблер SA3 источника МОДУЛЬ ПИТАНИЯ UZ4и автоматический выключатель QF блока МОДУЛЬ ПИТАНИЯ.

Содержание отчета

1. Нарисовать схемы электрических цепей. Перенести данные из протокола.

2. Построить экспериментальные ВАХ элементов.

3. Выполнить графический расчет токов и напряжений. Сравнить результаты графического расчета с экспериментальными данными.

Общие сведения

Решающее влияние на характер процессов в цепях переменного тока оказывают инерционные свойства нелинейных элементов. По степени инерционности процессов нелинейные элементы разделяют на инерционные и безынерционные.

Параметры инерционных элементов не успевают измениться за период входного напряжения. Поэтому динамическая характеристика инерционного элемента остается линейной, а интегральная характеристика (обычно для действующих значений) становится нелинейной. Благодаря линейной динамической характеристике в цепи с источниками синусоидального напряжения токи и напряжения остаются синусоидальными. Для расчета можно использовать комплексный метод.

Значительно сложнее процессы в цепях с безынерционными элементами, параметры которых меняются вместе с изменением мгновенных значений токов и напряжений. Поэтому в цепи с источниками синусоидального напряжения токи и напряжения в цепи становятся несинусоидальными.

В лабораторной работе рассмотрен безынерционный элемент со слабой нелинейностью. Действующее значение возникших в результате нелинейности высших гармоник составляет не более 30 процентов от действующего значения основной гармоники.

Для определения спектрального состава тока, заданного осциллограммой (рис. 20.1), на половине периода выполняют разбиение функции тока на 10 равных участков. По значениям величин исследование электрических цепей - student2.ru коэффициенты разложения в ряд Фурье по синусам и косинусам вычисляются по выражениям: исследование электрических цепей - student2.ru , исследование электрических цепей - student2.ru . исследование электрических цепей - student2.ru Рис. 20.1

Содержание и порядок выполнения работы

Источником синусоидального напряжения частой f = 50 Гц является МОДУЛЬ ПИТАНИЯ UZ3. Измерительные приборы расположены в модуле ИЗМЕРИТЕЛЬ ФАЗЫ. Для измерения напряжения используют мультиметр РР. Нелинейные элементы электрической цепи выбирают из модуля НЕЛИНЕЙНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. Для получения зависимостей от времени используют осциллограф.

Работа состоит из двух частей. В первом части исследуется цепь с инерционным резистивным элементом. Во второй исследуется цепь с безынерционным нелинейным элементом – катушкой с ферромагнитным сердечником.

· Собрать электрическую цепь с инерционным резистивным элементом (схема рис. 1П протокола измерений).

· Проверить собранную электрическую цепь в присутствии преподавателя.

· Включить автоматический выключатель QF блока МОДУЛЬ ПИТАНИЯ и тумблер SA2 МОДУЛЬ ПИТАНИЯ UZ3. Установить напряжение U = 0.

· Плавно изменяя регулятором напряжения ток исследование электрических цепей - student2.ru от нуля до 80 мА с шагом 10 мА экспериментально получить характеристику нелинейного элемента. Измеренные величины занести в табл. 1П протокола измерений.

· Собрать электрическую цепь по схеме, показанной на рис. 2П.

· Проверить собранную электрическую цепь в присутствии преподавателя.

· Выполнить предварительные расчеты для указанного преподавателем значения тока исследование электрических цепей - student2.ru из табл. 1П.

· Регулятором напряжения модуля UZ3установить указанное преподавателем значения тока исследование электрических цепей - student2.ru . Измерить входное напряжение, мощность и угол сдвига фаз. Напряжения исследование электрических цепей - student2.ru и исследование электрических цепей - student2.ru измерить мультиметром РР. Результаты измерений занести в табл. 2П.

· Включить осциллограф. Подключить Вход 1 и Вход 2 осциллографа согласно рис. 2П. Срисовать на кальку с экрана осциллографа кривые зависимости исследование электрических цепей - student2.ru и исследование электрических цепей - student2.ru . На рисунке написать масштабы исследование электрических цепей - student2.ru и исследование электрических цепей - student2.ru усиления по напряжению.

· Собрать электрическую цепь с катушкой (схема рис. 3П).

· Проверить собранную электрическую цепь в присутствии преподавателя.

· Установить на входе цепи напряжение U, при котором действующее значение тока исследование электрических цепей - student2.ru = 60 – 75 мА.

· Подключить Вход 1 осциллографа согласно рис. 3П. Срисовать с экрана на кальку кривую зависимости и исследование электрических цепей - student2.ru . При исследование электрических цепей - student2.ru = 1 Ом кривая исследование электрических цепей - student2.ru тождественна зависимости исследование электрических цепей - student2.ru . На рисунке написать масштабы исследование электрических цепей - student2.ru усиления по вертикальной оси и исследование электрических цепей - student2.ru временной развертки.

· Утвердить протокол измерений у преподавателя.

· Выключить тумблер SA2 источника МОДУЛЬ ПИТАНИЯ UZ3и автоматический выключатель QF блока МОДУЛЬ ПИТАНИЯ.

Протокол измерений к лабораторной работе №20

«Инерционные и безынерционные нелинейные элементы»

Инерционный элемент

Схема для измерения характеристики инерционного элемента показана на рис. 1П. Результаты измерений представлены в табл. 1П.

исследование электрических цепей - student2.ru

Рис. 1П

Таблица 1П

исследование электрических цепей - student2.ru , В                
исследование электрических цепей - student2.ru , мА

Схема с нелинейным инерционным элементом показана на рис. 2П. Частота исследование электрических цепей - student2.ru 50 Гц; период исследование электрических цепей - student2.ru 20 мс; емкость конденсатора исследование электрических цепей - student2.ru _____ мкФ, реактивное сопротивление исследование электрических цепей - student2.ru ______ Ом.

исследование электрических цепей - student2.ru

Рис. 2П

Предварительные расчеты. Для действующего значения тока исследование электрических цепей - student2.ru ____ мА:

Напряжения исследование электрических цепей - student2.ru = ____В; исследование электрических цепей - student2.ru = исследование электрических цепей - student2.ru исследование электрических цепей - student2.ru ______= ____ В;

исследование электрических цепей - student2.ru ____________= ____В.

Экспериментальные данные представлены в табл. 2П.

Таблица 2П

исследование электрических цепей - student2.ru , В исследование электрических цепей - student2.ru , В исследование электрических цепей - student2.ru , В исследование электрических цепей - student2.ru , мА исследование электрических цепей - student2.ru , Вт исследование электрических цепей - student2.ru , град
           

Осциллограммы напряжений на источнике и инерционном элементе прикреплены к протоколу.

Безынерционный элемент

Схема цепи с безынерционным нелинейным элементом показана на рис. 3П. Сопротивление шунта исследование электрических цепей - student2.ru 1 Ом.

исследование электрических цепей - student2.ru
Рис. 3П

Напряжение исследование электрических цепей - student2.ru __ В; исследование электрических цепей - student2.ru ___ мА.

Осциллограмма напряжения на шунте прикреплена к протоколу. Напряжение исследование электрических цепей - student2.ru . Сопротивление шунта исследование электрических цепей - student2.ru 1 Ом, поэтому полученная зависимость есть исследование электрических цепей - student2.ru .

Вывод: инерционные элементы не изменяют спектр сигнала, а инерционные изменяют.

Работу

Наши рекомендации