Для специальности 230103 « Автоматизированные системы обработки информации и управления» (230103.01 «Защита информации в автоматизированных системах обработки информации и управления»)
дисциплины
РАЗРАБОТКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Методические указания для студентов по выполнению курсового проектадля специальности 230103 Автоматизированные системы обработки информации и управления (230103.01 Защита информации в автоматизированных системах обработки информации и управления) дисциплины «Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем»
Составитель: Зиманина Т.Н. - преподаватель Краснодарского
колледжа электронного приборостроения
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания предназначены для студентов специальности 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (230103.01 «Защита информации в автоматизированных системах обработки информации и управления») в помощь при выполнении курсового проекта по дисциплине «Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем».
Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. №1168, курсовой проект по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов.
В методических указаниях приводятся требования к курсовому проекту, его содержанию, тематике, объёму, выполнению отдельных разделов и оформлению согласно требованиям ЕСПД и другим нормативным документам.
Выполнение студентом курсового проекта осуществляется в процессе изучения учебной дисциплины «Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем».
Курсовой проект проводится с целью:
· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам («Операционные системы и среды», «Основы алгоритмизации и программирования», «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем», «Базы данных», «Автоматизированные информационные системы») а также практики по эксплуатации программных средств информационных систем;
· углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
· формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
· формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
· развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· подготовки к итоговой государственной аттестации.
Курсовой проект выполняется в сроки, определённые учебным планом специальности 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (230103.01 Защита информации в автоматизированных системах обработки информации и управления).
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Предисловие
Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсового проекта осуществляет преподаватель дисциплины «Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем».
Курсовой проект состоит из теоретической и практической частей. Соответственно выделяются следующие стадии проектирования:
· предпроектные исследования (изучение и описание предметной области);
· разработка технического задания;
· разработка автоматизированной информационной системы (АИС), в которую входит постановка задачи, создание моделей данных, разработка программного обеспечения, выбор технического обеспечения, разработка эксплуатационной документации к АИС;
· проверка функционирования АИС (предварительные испытания).
Законченный курсовой проект состоит из пояснительной записки, в которой отражены все этапы проектирования и приводится разработанная программная и эксплуатационная документация, а также разработанной базы данных с программным приложением для обработки информации (программно-информационный компонент системы).
На время выполнения курсового проекта составляется расписание консультаций, утверждаемое замдиректора по учебно-методической работе ККЭП. Консультации проводятся за счёт объёма времени, отведённого в рабочем учебном плане на выполнение курсового проекта. Группа делится на подгруппы (каждая из подгрупп не менее восьми человек). Консультации проводятся отдельно для каждой подгруппы.
В ходе консультаций преподавателем разъясняются назначение и задачи, структура и объём, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсового проекта, даются ответы на вопросы студентов. Время, отведенное на консультации, делится приблизительно в следующей пропорции:
· десять часов на консультации по содержанию пояснительной записки;
· двадцать часов на консультирование и контроль выполнения практической части курсового проекта.
Основными функциями руководителя курсового проекта являются:
· консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсового проекта;
· оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;
· контроль хода выполнения курсового проекта;
· подготовка письменного оценочного отзыва на курсовой проект.
Письменный оценочный отзыв должен включать (приложение 3):
· заключение о соответствии курсового проекта заявленной теме;
· оценку качества выполнения пояснительной записки курсового проекта, где каждый раздел имеет соответствующий рейтинг, оценку содержания, оценку правильности оформления текстового документа, оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости каждого раздела пояснительной записки курсового проекта;
· оценку качества выполнения программно-информационного ядра АИС;
· оценку качества защиты проекта (доклад, ответы на вопросы);
· общую оценку проекта.
По завершению студентом курсового проекта руководитель проверяет пояснительную записку и вместе с заполненной частью оценочного отзыва, касающегося качества пояснительной записки, передаёт студенту для ознакомления.
При положительном отзыве на представленную пояснительную записку студент допускается к демонстрации программно-информационного ядра АИС и защите курсового проекта.
Защита курсового проекта является обязательной и проводится за счёт объёма времени, предусмотренного на изучение дисциплины. Форма защиты выбирается преподавателем. Она может проходить публично в виде семинарского занятия или во время демонстрации функционирования разработанной автоматизированной информационной системы, т.е. её программно-информационного ядра.
Курсовой проект оценивают по пятибалльной системе, учитывая качество пояснительной записки и соответствия функциональных возможностей системы (программно-информационного ядра) требованиям технического задания.
Положительная оценка по дисциплине «Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем» выставляется только при условии успешной защиты курсового проекта на оценку не ниже «удовлетворительно».
Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовому проекту, предоставляется право выбора новой темы курсового проекта или, по решению преподавателя, доработки прежней темы и определяется новый срок для её выполнения.
Тематика курсовых проектов
Тематика курсового проекта разрабатывается преподавателем ККЭП, рассматривается цикловой комиссией АСУ, утверждается замдиректора по учебно-методической работе ККЭП в рабочей программе дисциплины.
Темы курсовых проектов должны соответствовать рекомендуемой примерной тематике курсовых проектов, изложенной в рабочей программе дисциплины «Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем».
Тема курсового проекта может быть предложена самим студентом при условии обоснования им целесообразности разработки.
В отдельных случаях допускается выполнение курсового проекта по одной теме группой студентов.
Тема курсового проекта для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, может быть связана с их непосредственной работой.
Курсовой проект выполняется в рамках раздела «Стадия «Разработка проекта» дисциплины «Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем», ему предшествуют предпроектные исследования и изучение предметной области, разработка технического задания и формализация задач (практические работы для очной формы обучения, контрольные работы для заочной формы обучения). На выполнение курсового проекта отводится 30 часов учебного времени и 18 часов самостоятельной работы студента.
Соответственно тематика курсового проекта имеет направленность на разработку информационно-поисковых систем, систем контроля, анализа и учёта на производстве, обучающих и контролирующих программ.
Курсовой проект может стать составной частью (разделом) выпускной квалификационной работы.
Примерные темы курсовых проектов:
- АИС «Учёт товара на складе микросхем памяти ПЗУ»;
- автоматизированная система регистрации и контроля заявок на ремонт аудио и видеоаппаратуры;
- АИС складского учёта;
- - автоматизированное рабочее место менеджера;
- автоматизированное рабочее место сотрудника отдела медстатистики ;
- автоматизированное рабочее место библиотекаря;
- автоматизированная система учёта заявок в отделе АСУ предприятия «Краснодарские электросети»;
- автоматизированная система учёта литературы для муниципального учреждения средней школы;
- автоматизированная система учёта горюче-смазочных материалов на складе МУП «Автотранс»;
- автоматизированная система учёта и контроля заявок по ремонту компьютерной техники ГУВД Краснодарского края;
- автоматизированная система мониторинга сигналов управления и взаимодействия в цифровой АТС Кореновского узла связи;
- автоматизированная система обеспечения политики безопасности предприятия ИМИС РФ Кавказского района;
- автоматизированная система учёта персональных компьютеров и сетевых устройств в ОАО «РЖД»;
- автоматизированная система учёта лизинга с/х техники в ОАО «Краснодарагропромснаб автоматизированная система учёта»;
- автоматизированная система тарификации сотрудников гимназии №36;
- автоматизированная система учёта отчётов геодезических разведочных работ для ООО «Ингеосейс»;
- автоматизированное рабочее место врача-фтизиатра центральной районной больницы г.Тимашевска;
- автоматизированная система отдела комплектации выездных бригад скорой медицинской помощи медикаментами;
- автоматизированная система учёта заказов и расчёта материалов для пошива одежды;
- автоматизированная система учёта актов транспортных нарушений;
- автоматизированное рабочее место менеджера выставочной кампании ООО «ДЕС»; и т.д.
Требования к объёму курсового проекта
Объём пояснительной записки курсового проекта должен быть не менее 15-20 страниц печатного текста или 20-25 страниц рукописного текста.
Типовая структура пояснительной записки курсового проекта:
- титульный лист;
- задание на курсовой проект;
- аннотация;
- содержание;
- введение;
- основные разделы, предусмотренные заданием;
- заключение;
- список использованной литературы (список использованных источников);
- приложение.
Титульный лист является первым листом пояснительной записки и должен быть оформлен на печатном бланке ККЭП (приложение 1).
Задание на курсовой проект как лист утверждения не входит в общее количество листов пояснительной записки и оформляется на печатном бланке ККЭП (приложение 2). В задании указываются:
- дисциплина «Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем»;
- отделение, группа, имя, отчество студента;
- тема курсового проекта;
- исходные данные для разработки (техническое задание, аппаратные средства, операционная система, возможно имеющаяся среда программирования, нормативно-справочная и производственная документация, классификаторы и другая, относящаяся к разработке информация);
- в разделе "Пояснительная записка" перечисляются наименования разделов и подразделов;
- дата выдачи и срок окончания курсового проекта;
- фамилия, имя, отчество преподавателя-руководителя.
Аннотацию размещают на отдельной пронумерованной странице с заголовком "АННОТАЦИЯ" и не нумеруют как раздел. В аннотации кратко излагают назначение, содержание и другие особенности курсового проекта. Аннотация носит пояснительный и рекомендательный характер.
Содержание пояснительной записки размещают на отдельной пронумерованной странице (страницах) после аннотации, снабжают заголовком «СОДЕРЖАНИЕ», не нумеруют как раздел и включают в общее количество страниц документа.
В содержание включают номера разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, имеющих заголовок, их наименование и номера страниц; номера и наименование (при наличии) приложений и номера страниц; прочие наименования (перечень рисунков, таблиц и т.п.) и номера страниц.
Наименования, включённые в содержание, записывают строчными буквами. Прописными должны печататься заглавные буквы и аббревиатуры.
Практическая часть курсового проекта представляет собой программно-информационный компонент системы, т.е. базу данных и программные модули, реализующие пользовательский интерфейс для выполнения поставленных перед разработчиком задач.
Основы проектирования
Общие сведения об АИС
Автоматизированная информационная система представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.
Информационная система - это средство организации информационного обеспечения процесса управления, способствующее своевременному поступлению необходимой и достоверной информации во все звенья системы управления, нуждающиеся в ней. К информационным системам относятся и автоматизированные системы управления технологическим процессом, предприятием или организацией и информационно-поисковые системы.
Классификация АИС:
- по видам процессов управления:
АИС управления технологическим процессом;
АИС управления организационно-технологическими процессами;
АИС организационного управления;
АИС научными исследованиями;
Обучающие АИС
- по уровню в системе государственного управления:
отраслевые АИС;
территориальные АИС;
межотраслевые
- по степени централизации обработки информации:
централизованные системы обработки информации;
распределенные системы обработки информации;
- по характеру производства:
АСУ непрерывными производствами;
АСУ производствами с дискретным технологическим циклом;
АСУ непрерывно-дискретным производством.
АИС относятся к большим системам и требуют деления на отдельные части и элементы: подсистемы, набор задач, отдельные задачи. Подсистема - относительно самостоятельная часть системы, выделенная по определенному признаку. Подсистемы могут выделяться по функциональному или структурному признаку.
Принято выделять две группы подсистем в структуре АИС: функциональные подсистемы и обеспечивающие подсистемы.
Функциональные подсистемы составляют содержательную часть автоматизированной системы. Именно в функциональных подсистемах сосредотачиваются задачи, реализующие конкретные функции системы управления. Задачи управления объединяются в функциональные подсистемы исходя из принципа однотипности относительно функции управления. Так в рамках АСУ предприятием чаще всего выделяют следующие функциональные подсистемы: технической подготовки производства, технико-экономического планирования, оперативного планирования и управления, материально-технического снабжения, бухгалтерского учета, управления сбытом, управления кадрами, управления качеством, управления финансами, управления вспомогательным производством. В рамках функциональных подсистем, как правило, выделяют подсистемы более низкого уровня. Таким образом, реализуется иерархичность системы управления.
Обеспечивающие подсистемы создают условия для работы функциональных подсистем. Выделяют следующие обеспечивающие подсистемы: информационное обеспечение, математическое обеспечение, техническое обеспечение, программное обеспечение, лингвистическое обеспечение, правовое обеспечение.
Таким образом, можно сказать, что функциональные подсистемы представляют комплекс экономико-математических моделей для решения задач управления, а обеспечивающие подсистемы представляют собой комплекс технических средств, носителей информации, программ и различных инструктивно-методических документов, необходимых для реализации соответствующих функциональных подсистем.
Автоматизированные информационно-поисковые системы должны удовлетворять некоторым системным требованиям:
· АИС должны иметь четко поставленную цель, решать задачи более высокого уровня, чем в ранее существующей системе, автоматизированная система должна не только обеспечивать автоматизированный режим решения задач системы, но обеспечивать новый более эффективный режим функционирования системы в новых условиях автоматизации;
· АИС должна иметь критерий эффективности, согласуемый с вышестоящими системами;
· система должна быть построена на базе общей алгоритмической модели;
· в системе должен быть реализован принцип минимизации и стандартизации элементов, максимизации использования типовых проектных решений;
· система строится на единой информационной базе;
· наличие единой технической базы;
· процесс сбора, передачи и контроля первичных данных должен быть автоматизирован;
· система должна иметь устойчивую основную структуру и обладать способностью к эволюционному развитию;
· структура аппарата управления должна быть приведена в соответствие с новой технической базой информационного обеспечения.
Принципы проектирования АИС:
1) принцип решения новых задач - необходимо использовать средства автоматизации не только для решения традиционно сложившихся задач и приемов управления, но и перестраивать эти методы в соответствии с новыми возможностями. На практике это означает, что при анализе объекта управления выявляются потери, происходящие из-за недостатков организационного управления. И этот анализ ложится в основу определения состава задач автоматизации и их постановки;
2) принцип экономической целесообразности - данный принцип предполагает получение экономического или социального эффекта от создания АИС;
3) принцип системного подхода - проектирование АИС должно основываться на системном анализе как объекта, так и системы управления. При проектировании должны быть определены и критерии функционирования объекта системы управления и проведен структурный анализ, вскрывающий весь комплекс вопросов, который необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям. В рассмотрение также включаются экономические и организационные вопросы;
4) принцип первого руководителя;
5) принцип иерархичности - АИС для достаточно сложных объектов создаются по иерархическому принципу. Под иерархией понимается наличие нескольких уровней управления. Иерархическое построение АС предполагает: - последовательное вертикальное расположение подсистем, составляющих систему; право вмешательства (приоритет) подсистем верхнего уровня в деятельность подсистем низшего уровня; зависимость действий верхнего уровня от фактического использования своих функций низшими уровнями. Иерархические системы достаточно легко обеспечивают процессы интеграции и децентрализации;
6) принцип непрерывного развития системы - по мере развития объекта и системы управления возникают новые задачи, совершенствуются старые. Все это требует включения в структуру и функции АС средств, обеспечивающих эволюцию различных компонентов АС, т.е. реализации системы на принципах полиформизма (обеспечения многовариантности проектных решений с тем, чтобы обеспечить их применение в различных конкретных АС) и субоптимальности (предусматривает такую организацию проектных решений, при которых при объединении отдельных проектных решений в систему общая эффективности системы не снижается);
7) принцип стандартизации и типизации - стандартизация и типизация элементов АС является комплексным мероприятием, в значительной мере определяет успех разработки системы и зависит от того, насколько точно и полно разработчикам системы удалось определить и описать состав элементов, ввести основные понятия, определяющие состав и границы данной АС на различных этапах исследования и разработки, обеспечить возможность планирования и управления разработкой системы с точностью до отдельных элементов; обеспечить выбор готовых типовых проектных решений (ТПР) и определить направления типизации новых проектных решений, создать исходную базу для разработки методики описания ТПР. Использование ТПР как составных частей и блоков при проектировании АС для конкретных объектов позволяет значительно сократить трудоемкость разработки и время внедрения, получить большое разнообразие проектных решений.
Проектирование базы данных
Начнём с определения объектов. Объектом называется элемент информационной системы, информацию о котором мы сохраняем. В реляционной теории баз данных объект называется сущностью.
Объект может быть реальным (например, человек, какой-либо предмет или населенный пункт) и абстрактным (например, событие, счет покупателя или изучаемый студентами курс). Так, в области продажи недвижимости примерами объектов могут служить ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ, КЛИЕНТ и СЧЕТ. На товарном складе – это ПОСТАВЩИК, ТОВАР, ОТПРАВЛЕНИЕ и т. д. Каждый объект обладает определенным набором свойств, которые запоминаются в информационной системе. При обработке данных часто приходится иметь дело с совокупностью однородных объектов, например таких, как служащие, и записывать информацию об одних и тех же свойствах для каждого из них.
Классом объектов называют совокупность объектов, обладающих одинаковым набором свойств.
Таким образом, для объектов одного класса набор свойств будет одинаков, хотя значения этих свойств для каждого объекта, конечно, могут быть разными. Например, класс объектов ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ будет иметь одинаковый набор свойств, описывающих характеристики объектов недвижимости, и каждый объект недвижимости будет иметь различные значения этих характеристик.
Объекты и их свойства являются понятиями реального мира. В мире информации, существующем в представлении программиста, говорят об атрибутах объектов.
Атрибут — это информационное отображение свойств объекта. Каждый объект характеризуется рядом основных атрибутов.
Например, сотрудник характеризуется фамилией, именем, табельным номером т. д. Клиент магазина, продающего автомобили, имеет такие атрибуты, как фамилию, имя, отчество, адрес и, возможно, идентификационный номер. Каждый атрибут в модели должен иметь уникальное имя – идентификатор. Атрибут при реализации информационной модели на каком-либо носителе информации часто называют элементом данных, полем данных или просто полем. В нашем случае объектами будут являться:
· объекты недвижимости;
· клиенты;
· сотрудники;
· заказы.
Список объектов и их атрибутов приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Перечень объектов и их атрибутов
Объект | Атрибуты |
Объект недвижимости | Наименование |
Категория | |
Адрес | |
Страна | |
Владелец | |
Стоимость | |
Клиент | Организация |
Адрес | |
Индекс | |
Телефон | |
Заказ | Клиент |
Сотрудник | |
Владелец | |
Заказанные объекты | |
Дата размещения заказа | |
Дата оплаты | |
Сумма заказа | |
Сотрудник | Фамилия |
Имя | |
Отчество | |
Адрес | |
Телефон |
Определим взаимосвязи между объектами. Исходя из задачи, выделим следующие сущности:
· Владелец;
· Недвижимость;
· Клиент;
· Продавец;
· Заказ;
· Продажа;
· Счет.
Определим для включенных в модель сущностей взаимосвязи. Полученная после этого модель представлена на рисунке 1.
Взаимосвязь выражает отображение или связь между двумя множествами данных. Различают взаимосвязи типа «один к одному», «один ко многим» и «многие ко многим».
В рассматриваемой задаче по автоматизации управления работой дилера по продаже
недвижимости, если клиент производит заказ на покупку впервые, осуществляется первичная регистрация его данных и сведений о сделанном заказе. Если же клиент производит заказ повторно, осуществляется регистрация только данного заказа. Вне зависимости от того, сколько раз данный клиент производил заказы, он имеет уникальный идентификационный номер (уникальный ключ клиента). Информация о каждом клиенте включает наименование организации клиента, адрес, телефон, факс и примечание. Таким образом, атрибутами объекта КЛИЕНТ являются «УНИКАЛЬНЫЙ КЛЮЧ КЛИЕНТА», «НАИМЕНОВАНИЕ КЛИЕНТА», «АДРЕС КЛИЕНТА» и т. д.
Следующий представляющий для нас интерес объект – ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОСТИ. Этот объект имеет атрибуты «УНИКАЛЬНЫЙ КЛЮЧ ОБЪЕКТА», «НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТА» и т. д.
Третий рассматриваемый объект — ЗАКАЗ. Его атрибутами являются «НОМЕР ЗАКАЗА», «КЛЮЧ КЛИЕНТА» и «КЛЮЧ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ».
И четвертый рассматриваемый объект — СОТРУДНИК. Его атрибутами являются «УНИКАЛЬНЫЙ КЛЮЧ СОТРУДНИКА», «ИМЯ СОТРУДНИКА», «ФАМИЛИЯ» и «ОТЧЕСТВО».
Схема взаимосвязей между атрибутами в модели приведена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Схема взаимосвязей между атрибутами в модели
Зададим атрибуты, первичные и альтернативные ключи объектов. При переходе к проектированию базы данных основные объекты будут описывать следующие атрибуты (информация, хранимая в таблицах):
Сущность «Клиенты»:
· код клиента (ключевое поле);
· организация;
· адрес;
· индекс;
· телефон;
· город;
· регион;
· страна;
· описание счета;
· факс.
Сущность «Объекты недвижимости»:
· код объекта недвижимости (ключевое поле);
· наименование;
· категория;
· физический адрес;
· страна;
· код владельца;
· описание;
· стоимость.
Сущность «Заказы»:
· код заказа (ключевое поле);
· код клиента;
· наименование;
· код сотрудника;
· сумма заказа;
· дата размещения;
· дата оплаты.
Сущность «Владельцы»:
· код владельца (ключевое поле);
· организация;
· адрес;
· индекс;
· телефон;
· город;
· регион;
· страна;
· описание счета;
· факс.
Сущность «Сотрудники»:
· код сотрудника (ключевое поле);
· фамилия;
· имя;
· отчество;
· домашний адрес;
· рабочий телефон.
Приведение модели к требуемому уровню нормальной формы является основой построения реляционной БД.
В процессе нормализации элементы данных группируются в таблицы, представляющие объекты и их взаимосвязи. Теория нормализации основана на том, что определенный набор таблиц обладает лучшими свойствами при включении, модификации и удалении данных, чем все остальные наборы таблиц, с помощью которых могут быть представлены те же данные. Введение нормализации отношений при разработке информационной модели обеспечивает минимальный объем физической, то есть записанной на каком-либо носителе БД и ее максимальное быстродействие, что впрямую отражается на качестве функционирования информационной системы. Нормализация информационной модели выполняется в несколько этапов.
Данные, представленные в виде двумерной таблицы, являются первой нормальной формой реляционной модели данных.
Первый этап нормализации заключается в образовании двумерной таблицы, содержащей все необходимые атрибуты информационной модели, и в выделении ключевых атрибутов. Очевидно, что полученная весьма внушительная таблица будет содержать очень разнородную информацию. В этом случае будут наблюдаться аномалии включения, обновления и удаления данных, так как при выполнении этих действий нам придется уделить внимание данным (вводить или заботиться о том, чтобы они не были стерты), которые не имеют к текущим действиям никакого отношения. Например, может наблюдаться такая парадоксальная ситуация. При включении в каталог продаж новой модели автомобиля нам сразу придется указать купившего ее клиента.
Отношение задано во второй нормальной форме, если оно является отношением в первой нормальной форме и каждый атрибут, не являющийся первичным атрибутом в этом отношении, полностью зависит от любого возможного ключа этого отношения.
Если все возможные ключи отношения содержат по одному атрибуту, то это отношение задано во второй нормальной форме, так как в этом случае все атрибуты, не являющиеся первичными, полностью зависят от возможных ключей. Если ключи состоят более чем из одного атрибута, отношение, заданное в первой нормальной форме, может не быть отношением во второй нормальной форме. Приведение отношений ко второй нормальной форме заключается в обеспечении полной функциональной зависимости всех атрибутов от ключа за счет разбиения таблицы на несколько, в которых все имеющиеся атрибуты будут иметь полную функциональную зависимость от ключа этой таблицы. В процессе приведения модели ко второй нормальной форме в основном исключаются аномалии дублирования данных.
Отношение задано в третьей нормальной форме, если оно задано во второй нормальной форме и каждый атрибут этого отношения, не являющийся первичным, не транзитивно зависит от каждого возможного ключа этого отношения.
Транзитивная зависимость выявляет дублирование данных в одном отношении. Если А, В и С – три атрибута одного отношения и С зависит от В, а В от А, то говорят, что С транзитивно зависит от А. Преобразование в третью нормальную форму происходит за счет разделения исходного отношения на два.
В данном случае во избежание дублирования данных выделены две таблицы-справочника – «Категории» и «Страны». После этого, как видно из схемы взаимосвязей сущностей (рисунок 3), модель находится в первой нормальной форме.
Рис.3. Схема взаимосвязей сущностей
Состав пояснительной записки
Состав пояснительной записки должен соответствовать заданию. Примерный состав пояснительной записки с возможным объемом в листах приведен ниже в таблице 2.
Таблица 2
Наименование разделов | Количество листов |
1.Введение | |
2.Назначение и цели создания системы | |
3.Управление проектом на основе анализа предметной области | |
4.Описание постановки задачи | |
5.Логическое проектирование | |
6.Разработка программно-информационного ядра системы | |
7.Инструкции по эксплуатации (организационный компонент) | |
8.Заключение | |
Список использованных источников | |
Приложение 1. Требования к системе | |
Приложение 2. Выходная информация |
Содержание разделов пояснительной записки
Введение
Необходимо раскрыть актуальность темы курсового проекта: актуальность внедрения компьютерных технологий в данной отрасли, актуальность внедрения компьютерных технологий на конкретном объекте автоматизации, возможно полученную эффективность от внедрения автоматизированной информационной системы; задачи и цели курсового проекта.