Основные геометрические и аэродинамические характеристики крыла конечного размаха
В течение последних 30 ¸ 40 лет основным типом крыла для дозвуковых магистральных самолетов являлось стреловидное (c = 30 ¸ 35°) крыло с удлинением , выполненное с сужением h =3 ¸ 4. Перспективные пассажирские самолеты, представленные на авиасалоне ²МАКС - 2007² (Ту - 334, Sukhoy Superjet 100) имели удлинение . Прогресс в увеличении удлинения крыла достигнут, в основном, за счет использования композиционных материалов в конструкции крыла.
Рис. 4. Однопанельное крыло
Сечение крыла в плоскости симметрии называется корневым профилем, а его хорда - корневой; на концах крыла, соответственно, концевой профиль и концевая хорда . Расстояние от одного концевого профиля до другого называется размахом крыла . Хорда профиля крыла может изменяться вдоль его размаха. Отношение корневой хорды к концевой называется сужением крыла h. Отношение называется удлинением крыла. Здесь S - площадь проекции крыла на плоскость, перпендикулярную плоскости симметрии крыла и содержащую корневую хорду. Если по ходу полета концы отклонены относительно корневого сечения, говорят о стреловидности крыла. На рис. 4 показан угол между перпендикуляром к плоскости симметрии и передней кромкой крыла определяющий стреловидность по передней кромке. Говорят также об угле стреловидности по задней кромке, но важнее всего - угол (или просто c) стреловидностипо линии фокусов, т.е. по линии, соединяющий фокусы профилей крыла вдоль его размаха. При нулевой стреловидности по линии фокусов у крыла с ненулевым сужением кромки крыла не перпендикулярны плоскости симметрии крыла. Тем не менее, принято считать его прямым, а не стреловидным крылом. Если концы крыла отклонены относительно корневого сечения назад, то говорят о положительной стреловидности, если вперед - об отрицательной. Если передняя и задняя кромки крыла не имеют изломов, то стреловидность не меняется вдоль размаха. В противном случае, стреловидность может изменять свое значение и даже знак.
Современные стреловидные крылья с углом стреловидности c= 35° дозвуковых магистральных самолетов, рассчитанных на крейсерские скорости, соответствующие = 0,83 ¸ 0,85, имеют среднюю относительную толщину крыла % = 10 ¸ 11%, а сверхкритические крылья с углом стреловидности c = 28 ¸ 30° (для перспективных самолетов) около % = 11 ¸ 12%. Распределение толщины по размаху крыла определяется из условий реализации заданного полезного объема и минимального волнового сопротивления. С целью реализации эффекта скольжения в бортовых сечениях стреловидных крыльев применяют профили с "более передним" расположением точки максимальной толщины ,по сравнению с остальной частью крыла.
Геометрия крыла сложной формы (рис. 5) задается набором из n панелей, для каждой из которых известны , , , , , , , . Кроме того, для каждой из панелей задаются соответствующие аэродинамические характеристики профиля. От многопанельного крыла переходят к эквивалентному однопанельному крылу.
Площадь S эквивалентного однопанельного крыла определяется выражением , удлинение и сужение по формулам
, , где .
Остальные геометрические и аэродинамические параметры крыла и профиля определяются в соответствии с формулой
,
где - параметр панели, y - параметр крыла.
Например, относительная толщина эквивалентного однопанельного крыла определяется выражением ( ; ):
.
Рис. 5. Двухпанельное крыло
Если корневая и концевая хорды расположены не в одной плоскости, то крыло имеет геометрическую крутку (рис. 6), характеризующую углом j.
Рис. 6. Концевой и корневой профили крыла при наличии геометрической крутки
Исследования аэродинамических моделей самолетов показали, что применениесверхкритических профилей в сочетании с геометрической круткой позволяют обеспечить [1]. В данной работе используется приближенная методика определения аэродинамических характеристик крыла, основанная на использовании экспериментальных данных. Расчет аэродинамических коэффициентов и крыла проводится в несколько этапов. Исходными данными для расчета являются некоторые геометрические и аэродинамические характеристики профиля. Эти данные могут быть взяты, в частности, из атласа профилей.
По результатам расчета аэродинамических коэффициентов строится зависимость и поляра - зависимость . Типичный вид этих зависимостей для малых дозвуковых скоростей представлен, соответственно, на рис. 7 и рис. 8.
Рис. 7. Зависимость | Рис. 8. Поляра |
Исходные данные для расчета
Исходные данные для расчета определяются следующими характеристиками профиля и крыла. Аэродинамические характеристики обычных профилей можно найти в работах [4, 6, 7, 8]. Некоторые сведения по аэродинамическому проектированию крыльев современных дозвуковых самолетов изложены в работах [1, 3, 9]. Метод расчета аэродинамических характеристик сверхзвуковых самолетов можно найти в учебных пособиях [10, 11].
Переход от аэродинамических характеристик крыла к характеристикам самолета можно выполнить, используя методику [1, 3, 11].
1. Параметры профиля задаются следующими величинами (при числе Маха = 0,2 и некотором значении числа Рейнольдса Re¥ = Re1):
- тип профиля (обычный, суперкритический);
- относительная кривизна или % ;
- относительная толщина или %;
- угол нулевой подъемной силы , град;
- критический угол атаки , град;
- максимальный коэффициент подъемной силы ;
- минимальный коэффициент лобового сопротивления ;
- производная коэффициента подъемной силы по углу атаки .
Например, для профиля NACA 4412 имеем % = 12%; % =30%; % = 4%; ; ; =5,5 1/рад; =1,52; = 0,0068; =13°.
2. Параметры крыла:
- корневая хорда крыла , м;
- концевая хорда крыла , м;
- удлинение крыла ;
- сужение крыла ;
- угол крутки концевого сечения крыла , град;
- угол стреловидности , град;
- размах крыла , м.
Параметры потока задаются на режиме крейсерского полета величинами:
- число Маха Мкрейс;
- скорость звука a, м/с;
- коэффициент кинематической вязкости n, м2/с;
- высота полета Н.
3. С помощью формулы (по заданному углу ) определяются углы стреловидности по линии 0,5 хорды (m = 0,5) и по линии максимальных толщин (m = = (%)/100). Расчет этих углов производится после определения угла
.
5. Задаются числа Маха, например,
= 0,2; 0,85.
6. Вычисляются значения чисел Рейнольдса
,
где , [м];
, 1/м; H - высота полета в км. Формула справедлива при км.
7. Расчет зависимостей и производится для серии заданных углов атаки a в диапазоне , град, где - угол нулевой подъемной силы крыла, - критический угол атаки крыла. Величины и - определяются в процессе расчета (см. п.3.2 и п.3.3).
Шаг по углу атаки определяется выражением
,
где - число расчетных точек. Таким образом, расчет производится при следующих значениях угла атаки
- угол атаки в градусах .
При расчетах без использования компьютера минимальное количество углов атаки, для которых задается расчет, равно трем: , , (определение угла в п.3.5).