Сущность управления, менеджмента
Предметом общей теории управления социально-экономическими системами (СЭС) выступают общественные отношения, выполняющие важную функцию оптимизации управления экономическими и социальными процессами в обществе. Управленческие отношения базируются на трёх группах норм это:
1. правовые или законодательные нормы в обществе (иерархия). Эти нормы регламентируют отношения власти-подчинения, давления на человека «сверху», с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ и т.д.;
2. нормы культуры, этики, педагогики и бизнеса, то есть вырабатываемые ценности, социальные нормы установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя определённым образом;
3. психофизиологические нормы, регулирующие поведение личности в системе управленческих отношений.
Кроме перечисленных норм в качестве инструмента управления выступает также рынок. Под рынком в теории управления понимают сеть разнообразных равноправных отношений по горизонтали, основанных на равенстве интересов сторон [1, 702 с., 2, 432 с.].
Общие закономерности систем управления исследовала кибернетика. Известно, что в мире всё системно, но как показала кибернетика, только в трёх классах систем присутствует управление это – в биологических, технических и социальных [3, 751 с.]. Кибернетика определяет управление как – «изменение состояния объекта, системы или процесса, ведущее к достижению поставленной цели». Целями или задачами управления могут являться, например, поддержание некоторого желаемого состояния объекта (системы) при воздействии на него разного рода возмущающих воздействий; поддержание заданной степени материального или духовного комфорта членов общества при решении задачи развития его экономики и культуры; определение такого режима работы промышленного предприятия, при котором достигается максимум выпускаемой им продукции (или минимум себестоимости этой продукции) и т.д. Аналогичное определение даётся в «Советском энциклопедическом словаре» (изданном в начале 80-х годов) управление определяется как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических) обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей». Социальное управление трактуется как «такое воздействие на общество, которое имеет целью его упорядочение, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие».
Определения менеджмента некоторым образом отличаются от определений управления. Так в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как «способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица» [2, 432 с.]. Что же общего и различного в понятиях управление и менеджмент?
Кибернетика показала, что, несмотря на различие биологических, социальных и технических систем, в их природе существуют общие закономерности построения и функционирования. В частности был получен вывод о том, что любую систему управления можно представить как состоящую из двух систем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объекта управления) – (рисунок 1.1) [3, 751 с].
ПВ ОС
|
Вход Выход (результат)
Рис.1.1. Взаимодействие управляющей и управляемой систем
Для социальных организаций «управляющая система» – это органы управления организацией, «объект управления» – перерабатывающая система по преобразованию «входа» (материалов, ресурсов, информации, труда и т.д.) в готовую продукцию. ОС – «обратная связь» – информация о достигнутых результатах
Движение к намеченной цели осуществляет «Объект управления». «Субъект управления» направляет движение объекта управления к выбранной цели прямыми воздействиями (ПВ).
Кибернетика также показала, что такие категории, как организация и управление, для всех систем являются универсальными, подчиняющимися общим закономерностям. Под организацией принято понимать совокупность людей, объединённых для достижения единых целей, под управлением – воздействие на объект с целью перевода его из одного состояние в другое. Для биологических систем характерна самоорганизация, обеспечивающая постоянное самосохранение и самовоспроизведение живой системы в целом. Управление социально-экономическими системами во многом использует закономерности организации и взаимодействия биологических систем. Таким образом, кибернетика выявила то общее, что присутствует во всех системах управления независимо от их природы.
Однако имеются и принципиальные различия. Различия обусловлены тем, что человек и общество способны к самопознанию, самосовершенствованию. Именно благодаря таким различиям можно объяснить тот факт, что цикл жизни биологической системы, как правило, состоит из следующих фаз: рождение, жизнедеятельность и умирание. Для социально-экономической системы в современной теории характерны эти же фазы, однако путём целенаправленного воздействия возможно из фазы умирания перейти в фазу рождения той же системы, реализуемой в другой форме (через изменение основного вида деятельности). Объектом управления в социально-экономических системах является организация и, в частности, её структура, взаимодействие её подразделений и поддержание функционирования отделов и работников.
С позиций такого понимания организации менеджмент можно определить как процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации.
Менеджмент – это тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики [4, 608с.]. Менеджмент возник и оформился в своеобразную концепцию практического управления как тип управления, родившийся в условиях свободного предпринимательства, конкуренции, экономической мотивации. Его антиподом может быть командно-административное, технократическое, планово-директивное, авторитарное управление (отсюда неправомерно использовать термин менеджмент к советской эпохе и более ранним периодам отечественной истории). Это вовсе не означает, что менеджмент – наилучший тип управления, максимально эффективный. В условиях нормально функционирующей рыночной экономики это наиболее приемлемый тип управления, но при возникновении, например, сложных кризисных ситуаций не исключено усиление тенденций технократического управления и административных подходов к решению проблем. Так в условиях второй мировой войны советская – камандно-административная система показала высокую эффективность управления.
Понимание менеджмента как типа управления в меньшей мере выражено в западных учебниках, потому что там управление формировалось в процессах естественного развития рыночной экономики. Но для России такое понимание важно и в определённой мере закономерно, потому что в истории развития России сложились традиции административного управления. Менеджмент для России означает реформирование экономики, использование экономических рычагов управления, изменение системы управления по потребностям и условиям рыночных отношений. В связи с этим основными признаками менеджмента как типа управления можно считать следующие:
1. Исходным моментом организации управления и его осуществления является человек, его потребности, интересы, мотивы, ценности, установки. Это находит своё выражение как в управлении внутренними процессами деятельности людей, так и процессами поведения фирмы во внешней социально-экономической среде.
2. В подходах, принципах и методах управления отдаётся явный приоритет экономическим средствам и методам управления.
3. Менеджменту присущ профессионализм управления, выступающий как одно из главных требований к менеджеру и персоналу. Менеджменту надо учиться, осваивая область экономических и социально-психологических знаний.
4. В организационном отношении для менеджмента характерна гибкая организация управления, способная быстро перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями.
5. Менеджмент предъявляет комплекс требований к личным качествам менеджера. Главными среди них являются предприимчивость, коммуникабельность, уверенность. Эти качества играют важную роль в проявлении искусства управления.
В силу вышеизложенного понятия управление и менеджмент можно считать близкими, но не тождественными.
Понятие управление шире понятия менеджмент оно относится к трём классам систем – техническим, биологическим и социальным, а менеджмент только к социальным системам.
Далее, уточним любое ли управление в социальных системах можно отнести к менеджменту. Внимательное изучение определений данных выше позволяет сделать вывод о том, что менеджментом нельзя считать управление в жестко регламентированных организациях и управление мало связанное с воздействием на человека. К жёстко регламентированным организациям можно отнести исправительные учреждения, где главное в деятельности является управление человеком, но мало общего имеющего с принципами, методами менеджмента. К жёстко регламентированным организациям можно также отнести армию, где весьма проблематично соблюдение, например, такого принципа менеджмента как соединение личных интересов человека с целями организации (например, нескольким военнослужащим могут отдать приказ, при выполнении которого они наверняка погибнут, но при этом будут решены задачи воинского подразделения). Кроме того, в случае, когда в управлении главным является не человек, а, например, технологический процесс на автоматизированном (например, химическом) производстве, также такое управление нельзя считать менеджментом, хотя отдельные методы и приёмы менеджмента при этом могут быть применены.
Таким образом, можно считать, что отдельные методы и приёмы менеджмента можно использовать в любых социальных организациях. Но менеджмент в классическом понимании применим лишь в организациях, где менеджер имеет большую свободу в выборе форм и методов деятельности и где в отношении человека – работника проводится политика соединения его личных интересов с целями организации, наиболее полного раскрытия его способностей, возможностей.
Американцы – ведущие теоретики менеджмента не ставят знак равенства между менеджментом и управлением они выделяют два отличия руководителя (понятия, применимого к любым сферам управления) и менеджера, менеджмента и управления [1, 702 с.]. Во-первых, говоря о «менеджменте», американцы почти всегда подразумевают фигуру «менеджера» – человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле, подразумевая управление, они применяют термин «администрация», «администрирование» (administration), который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Во-вторых, когда говорят «менеджер», то, по большому счёту, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер – это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку. Кроме того, если речь идёт о государственных органах любого уровня, то используется термин public administration – «государственное управление».
В отечественной литературе нередко ставится знак равенства между понятиями бизнес и предпринимательство; менеджер, предприниматель и бизнесмен.
Согласно [1, 702 с.] Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путём создания и реализации определённой продукции или услуг. «Управление бизнесом» – это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Различия между бизнесменом и менеджером весьма существенны. Бизнесмен – это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход[5, 447 с.]. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем её акций и, может быть, состоит членом её правления.Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении как правило находятся люди. Классический менеджер не владеет организацией, имеет, как правило, специальное управленческое образование и опыт.
Рассмотрим более подробно понятия руководителя и менеджера. Эти два термина (менеджер и руководитель) настолько часто употребляются вместе, что многие российские руководители считают их абсолютными синонимами. Однако это не так.
На западе понятие менеджера (manager) несколько шире. Если в России руководитель – это человек, который в первую очередь распоряжается людскими ресурсами, и иногда использует финансовые (премия), технические (транспорт, оборудование), информацию, то на западе же все эти ресурсы менеджера (денежные фонды, информация, оборудование, материалы, рабочая сила) считаются одинаково ценными. И менеджера от простого работника, как правило, отличает не наличие подчинённых, а уровень принимаемого решения: насколько принимаемые решения сказываются на прибыли компании. Если уровень достаточно высок (сотрудник может влиять на несколько процентов прибыли компании), то его должность может называться менеджерской независимо от количества подчинённых. Как крайний случай возможны ситуации, когда должность называется «менеджером», а подчинённых нет вовсе (менеджер по продажам, менеджер по маркетингу, менеджер склада или производственной линии).
«Когда менеджер начинает понимать, чего от него ждут и овладевает средствами управления (денежными фондами, информацией, оборудованием, материалами, рабочей силой) он принимает на себя ответственность за максимально эффективное использование этих средств ... самые слабые звенья в цепи – информация и люди».
Термин предприниматель был введён впервые французским экономистом Ришаром Кантиллом (XVIII век). С тех пор это слово означает человека, который берёт на себя личный риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу.Таким образом, предприниматель, также как и бизнесмен является владельцем капитала, находящегося в обороте приносящего доход, но затевающий принципиально новое дело. В этом существенное отличие бизнесмена от предпринимателя [1, 702 c.].
Сравнение предпринимателя с менеджером является более сложным, чем с бизнесменом. Все предприниматели участвуют в формировании целей предприятия или организации и управляют этой организацией в начале её деятельности, всех их в это время можно считать менеджерами. Некоторые оказываются весьма успешными в своей управленческой деятельности не только в самом начале развития предприятия, но и в течение долгого периода его работы.
Однако очень часто такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. всё то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствует о возможности того же самого человека эффективно управлять организацией по мере её роста. Некоторые предприниматели могут не иметь способности или склонности выполнять управленческие функции.
Успешные руководители в бизнесе способны внести организованность в неструктурированную ситуацию и увидеть суть своей организации. Такие руководители способны принимать решения. У предпринимателей такие качества не отмечались. Кроме того, успешный руководитель в бизнесе проявлял положительное отношение к власти. А предприниматель по своему характеру не желает признавать и подчиняться власти, проявляет неспособность работать под руководством и, как следствие, стремится избежать такой ситуации. Организация, которую создал предприниматель, в результате может даже распасться.
Вместе с тем в условиях динамичной внешней среды, характерной для рыночной экономики руководители организаций должны быстро находить решения в непредвиденных ситуациях, т.е. действовать как предприниматели. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования. Пеншо ввёл термин предприимчивость, означающее такого рода отношение к делу и сами действия [1, 702 с.]. Таким образом, классический менеджер и предприниматель фигуры разные, но все менеджеры должны обладать таким качеством как предприимчивость.
В условиях рыночной экономики организации в своей деятельности могут преследовать разные цели. При этом в качестве одной из групп целей для большинства организаций обязательно выступают экономические цели. В процессе развития рыночных отношений цели организации как социально-экономической системы менялись. Особенно эти изменения были заметны в ХХ веке, что нашло отражение как в понимании целей организации и способов их достижения, так и в содержании понятия «менеджмент».
Изучение менеджмента не следует воспринимать как изучение некоторого свода идеальных правил, дающих однозначные решения по любым сложным ситуациям, возникающим в управлении. Часто возникает вопрос, - что же такое управление? - наука, опыт? Исследования специалистов по управлению приводят к выводу, что управление - это синтез науки, искусства и опыта, а управление организациями - как адаптацию, приспособление к меняющимся условиям [1, 702c., 2, 669 с.] При этом наука управления предполагает наличие собственных инструментов исследования, методов и способов решения специфических проблем управления организацией. Отметим, что особенностью организации как объекта управления является обязательное наличие такого элемента, как человек. Особенность персонала как ресурса менеджмента состоит в том, что это единственный активный элемент. Только благодаря пробуждению активности работников, их изобретательности и ответственному отношению к делу возможно достижение конкурентоспособности организации.
Понимание менеджмента как искусства управления возникло из следующих характерных черт действия организации в конкурентной среде. Организация как социально-экономическая система имеет множество целей. Некоторые из целей взаимно противоположны, т.е. достижение одних целей обеспечивается за счёт других. В этих условиях баланс достижения целей организации, установление приоритета целей для конкретной ситуации, периода времени и фазы жизненного цикла во многом определяется профессионализмом менеджеров компании. Слаженность их работы, глубина понимания целей организации, т.е. исполнительское мастерство управления, определяют эффективность достижения целей организации. С этих позиций менеджмент представляет собой искусство, т.е. деятельность, напрямую связанную с талантом высшего менеджера и его управленческой команды.
Одним из важнейших элементов искусства управления является достижение согласования собственно менеджмента и содержания деятельности компании. Расширенное толкование менеджмента предполагает не только профессиональных менеджеров, владеющих современными методами управления организацией в конкурентной среде. Это ещё и сложившиеся информационные связи между ними. Степень скоординированности действий, эффективность процедуры принятия решений, осознание полноты ответственности, понимание отраслевой специфики компании, сложившейся конкурентной и деловой среды.
Иными словами, менеджмент, с одной стороны, – это управляющая система, организованность субъекта управления, т.е. того, кто управляет. Именно скоординированность взаимодействия участников команды менеджеров и обслуживающего персонала определяет результаты деятельности компании. С другой стороны, на результативность компании непосредственно влияет и собственно устройство компании (управляемой системы). Речь идёт о её производительности, качестве выпускаемой продукции, соотношении основных и вспомогательных видов деятельности и т.п.
Особое положение в организованности управляемой системы занимает управление финансовыми потоками. Финансы как специфический ресурс функционирования компании представляют особую его характеристику и также определяют основные черты результативности управляемой системы.
Процесс управления носит циклический характер и состоит из следующих четырёх основных этапов:
1. целеполагание (определение целей);
2. определение ситуации;
3. определение проблемы;
4. осуществление решения проблемы.
Базовыми универсальными функциями менеджмента являются: а) планирование; б) организация; в) координация (руководство); г) мотивация; д) контроль.
Основные функциональные направления деятельности менеджеров включают:
1. управление производством;
2. управление маркетингом;
3. управление финансами;
4. управление персоналом;
5. управление информацией (информационными системами и информационными технологиями);
6. управление эккаутингом, или контроллинг, т.е. непрерывное управление процессом анализа обработки информации о деятельности организации с целью прогнозирования её развития и преодоления возможных проблем;
7. управление инновациями (как управление развитием).
Таким образом, в общем случае «менеджмент – это управление социально-экономическими системами (организациями) в рыночной среде (конкурентном механизме), где одними из обязательных целей являются экономические» [4, 702 с.]. Иными словами, это управление системами особого характера и в специальных условиях. «Управление» и «менеджмент» (как понятия) совпадают только для общества с развитыми рыночными отношениями для организаций, преследующих экономические цели. Наиболее распространён иерархический механизм управления, опирающийся на соподчинение одного работника другому, более высокого уровня. В дальнейшем в дисциплине будут рассматриваться организации, для которых понятия менеджмент и управление в значительной степени совпадают, но в необходимых случаях с отступлениями в адрес «административных» организаций.
1.2. Эволюция управления как научной дисциплины
Практика управления насчитывает древнейшую историю. С возникновением разделения труда, появлением у людей организаций оно принимает систематизированные формы [1, 702 с., 2, 432 с., 6, 669с., 7, 256 с., 8, 816 с.]. Сами организации были относительно несложными, управленческий аппарат был небольшим – иногда даже состоял из одного человека. Такая картина наблюдалась вплоть до конца Х1Х столетия. Промышленная революция, начавшаяся в Англии, привела к увеличению, усложнению организаций. В то время появились заводы с числом работающих в десятки тысяч. В таких условиях уже нельзя было управлять «по-старинке» исходя из собственного опыта. Встала острая необходимость в научных методах управления и в выделении особого класса – управленцев (до этого предприятия очень часто управлялись самими хозяевами).
Возросшие потребности экономики, управления, технологии дали мощный толчок к развитию математики, социологии, психологии и других наук. Перечисленные науки послужили базой для создания методов исследования процессов управления.
Таким образом, к концу Х1Х столетия обостряются проблемы управления – возникает потребность в научных методах управления, с другой стороны развитие науки создаёт базу для возникновения научных методов управления организациями.
Развитие управления как научной дисциплины не представляло собой серию последовательных шагов вперёд. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали [9, 438 с., 10, 656 с.,11, 224 с., 12, 189 с., 13, 272 с.,14, 512 с.]. Объекты управления – это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления узнавали всё больше о факторах, влияющих на успех организации.
К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Подход с позиций выделения различных школ заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырёх различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. В Системном подходе подчёркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Ситуационный подходконцентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку факторов, влияющих на организацию, очень много, не существует единого «лучшего» способа управления. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.