Глава 1. Основы общей теории управления
Глава 1. Основы общей теории управления
Предмет общей теории управления.
Б. Процессный подход
Эта концепция, означающая поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции как взаимосвязанные.
Сущность процессного подхода заключается в том, что управление в любой организации рассматривается как процесс, как серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия сами по себе являются процессами. Их называют управленческими функциями.
Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции – планирование, организация, распорядительство, мотивация руководство, координация, контроль, коммуникации, исследование, оценка, принятие решений, представительство и ведение переговоров или заключение сделок [6, 669 с.].
Наиболее распространён подход, основанный на объединении существующих видов управленческой деятельности в небольшое число категорий, которые в настоящее время общепринято считать применимыми ко всем организациям. В соответствии с этим подходом процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля (подробнее см. §. 2.2).
В. Системный подход
Все элементы структуры управления организации взаимосвязаны, изменение одного из них неизбежно ведёт к изменению других элементов. Организация активно взаимодействует с внешней средой, зависит от неё и меняет свою структуру и цели с изменением внешней среды. Все эти обстоятельства заставляют руководителей рассматривать организацию в целом, каждый отдельный элемент – во взаимодействии с другими и во взаимодействии с внешней средой. Это является сутью системного подхода. Итак, «Системный подход (systems approach) – подход, предполагающий восприятие различных частей взаимодействующих видов деятельности как единого целого, и выбор оптимального решения для функции в целом». Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих её частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех рассмотренных выше школ.
Системные концепции. Теория систем впервые была применена в точных науках и технике. Применение теории систем в управлении в конце 50‑х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих это способ мышления по отношению к организации и управлению. «Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого», аналогично – «Система(system) – комплекс взаимосвязанных элементов, предназначенных для достижения цели» или «Система – это совокупность взаимодействующих элементов, взаимосвязь и взаиморасположение которых порождают новые свойства, отсутствующие у её элементов» [1, 702 с.,6, 669 с.]. Последнее определение отражает главную цель создания систем – получение принципиально нового свойства.
Части в системе взаимосвязаны, отсутствие или неправильное функционирование одной части влияет на работу всей системы. Все организации являются системами. Поскольку люди являются компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами.
Открытые и закрытые системы. Все системы принято делить на открытые и закрытые. Понятие закрытой системы порождено точными науками. «Идеальная» закрытая система не взаимодействует с внешней средой. Следует отметить, что абсолютно закрытые системы – понятие теоретическое, как предельное значение степени закрытости системы. Все реальные системы в той или иной степени открытые. Закрытыми системами (относительно закрытыми) считаются системы, характеризующиеся преимущественно внутренними связями, имеющими жёсткие фиксированные границы, действующими относительно независимо от внешней среды (например, часы). Открытая система характеризуется открытым характером связей с внешней средой и сильной зависимостью от неё (рисунок 1.2).
Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне.
Входы Преобразования Выходы
Рис. 1. 2. Модель организации как открытой системы
Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, и это необходимо ей для выживания. Все организации являются открытыми системами.
Подсистемы (subsystems) – отдельные, но взаимосвязанные части, которые образуют систему в целом.
Переменные и системный подход. Теория систем конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Руководители должны уметь определять важные переменные, влияющие на организацию, чтобы применить теорию систем к процессу управления. Это определение переменных и их влияние на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.
Глава 1. Основы общей теории управления