Тема: Решение систем линейных алгебраических уравнений методом Крамера
Цель работы:научиться вычислять корни систем линейных алгебраических уравнений методом Крамера.
Задание:
Решить систему линейных алгебраических уравнений с помощью формул Крамера.
1. | 4x1 + 0,24x2 – 0,08x3 = 8; 0,09x1 +3x2 – 0,15x3 = 9; 0,04x1 – 0,08x2 + 4x3 = 20. | 2. | 2x1 – x2 + x3 = -3; 3x1 + 5x2 – 2x3 = 1; x1 – 4x2 + 10x3 = 0. |
3. | 10x1 +2x2 + x3 = 35; x1 + 5x2 + x3 = 29; 2x1 + 0,5x2 + 4x3 = 34. | 4. | 5x1 + x2 + 2x3 = 17; 2x1 + 7x2 – x3 = -7; x1 – 2x2 + 8x3 = 36. |
5. | 4x1 + x2 + x3 = 24; x1 + 3x2 + 2x3 = – 10; 2x1 + x2 + 7x3 = -28. | 6. | 5x1 + 2x2 x3 = 19; x1 + 4x2 + 2x3 = 11; 2x1 + 3x2 + 6x3 = 21. |
7. | 7x1 + 5x2 + 2x3 = 48; 2x1 + 10x2 – x3 = 27; x1 + 2x2 – 3x3 = 18. | 8. | 2x1 + 0,5x2 + 0,5x3 = 12; x1 + 3x2 + x3 = -4; 3x1 + 2x2 – 8x3 = 68. |
9. | 10x1 + 2x2 + x3 = 32; x1 + 5x2 + x3 = 47; 2x1 + 0,5x2 + 4x3 = 30. | 10. | 4x1 – x2 –2x3 = 15; 3x1 + 6x2 – x3 = 19; x1 + 2x2 + 3x3 = 13. |
Вопросы для допуска к выполнению лабораторной работы:
1. В чем заключается решение систем уравнений методом Крамера?
2. Для каких матриц существуют обратные матрицы?
3. Суть метода Гаусса.
4. В чем основное отличие метода Жордана-Гаусса от метода Гаусса?
5. Запишите формулы для итерационного процесса поиска решения системы ЛАУ.
Содержание отчета:
1. Титульный лист.
2. Цель лабораторной работы.
3. Исходные данные, указываемые в задании и необходимые для достижения поставленной цели.
4. Расчетная часть: описание выполнения задания.
5. Выводы и анализ полученных результатов.
Контрольные вопросы:
1. В каких случаях возможно решение систем уравнений методом Крамера?
2. В каких случаях нельзя пользоваться формулами Крамера?
3. Укажите соотношения для вычисления корней системы линейных уравнений по методу Крамера.
4. С помощью какой функции в Матлаб можно вычислить определитель матрицы?
5. С помощью какой функции в Матлаб можно ввести матрицу?
Лабораторная работа 10
Тема: Решение систем линейных алгебраических уравнений
Цель работы:научиться вычислять корни систме линейных алгебраических уравнений в среде Матлаб.
Задание:
Решить задания к предыдущим 2-м лабораторным работам с помощью системы Матлаб.
Теоретические сведения
Формулы Крамера
Дана система n ЛАУ:
xj = bi; (i = 1, 2, ...n). (4.1)
Образуем матрицу коэффициентов системы и векторы-колонки (векторы-столбцы) неизвестных и свободных членов:
A = [aij ], x = [xj ], b = [bi].
Матричная запись (4.1) имеет вид:
Ax = b. (4.2)
Если матрица А – неособенная (detA = D ¹ 0), то существует обратная матрица А-1. Умножая обе части равенства (4.2) слева на обратнуюматрицу, получим
А-1А х = А-1 b или х = А-1 b. (4.3)
Формула (4.3) дает решение задачи. Для вычисления корней по (4.3) нужно уметь обращать матрицы и производить их умножение.
Выражая обратную матрицу через союзную матрицу А~ (А-1 = А~/ D), преобразуем (4.3) к виду:
x = A~ b,
или xi= D i / D,
где D i= Aji bj.
AjI – алгебраическое дополнение элемента aji матрицы А.
Дополнительные детерминанты D i получаются из D путем замены i-й колонки колонкой свободных членов.
Получаем известные формулы Крамера:
x1 = D1 / D, x2 = D2 / D,... , x n = D n / D. (4.4)
Метод Гаусса
Пример 4.2.
Решим систему (4.5), используя метод Гаусса.
Выразим х1 из первого уравнения и подставим результат во второе и третье уравнения. Получим после простых преобразований:
2x1 + 3x2 +4x3 =15;
0 - x2/2 + 3x3 = 17/2;
0 - 13x2/2 – 5x3 = – 43/2.
Выразим из второго уравнения последней системы х2 и подставим в третье уравнение. После простых преобразований получим:
2х1 +3х2 +4х3 = 15;
0 – х2/2 +3х3 = 17/2;
0 + 0- 44x3 = – 132.
Из последнего уравнения находим х3 = 3, подставляя этот результат в предыдущее уравнение, найдем х2 =1 и из первого уравнения получим х1 = 0. Результат совпадает с (4.6).
Метод Жордана–Гаусса
Пример 4.3.
В результате описанных преобразований системе (4.5) можно придать вид:
1*x1 + 0*x2 + 0*x3 = 0;
0*x1 + 1*x2 + 0*x3 = 1;
0*x1 + 0*x2 + 1*x3 = 3;
откуда видно, что x1 = 0; x2 = 1; x3 = 3.
Метод итераций
Пример 4.4.
Рассмотрим решение следующей системы ЛАУ:
10x1 + x2 + 2x3 = 7;
x1 + 5x2 +x3 = 8; (4.8)
3x1 – 2x2 +6x3 = 16.
Преобразуем ее к виду:
x1 = 0,7 – 0,1x2 – 0,2x3;
x2 = 1,6 – 0,2x1 – 0,2x2; (4.9)
x3 = 2,67 – 0,5x1 + 0,33x2.
За нулевое приближение корней примем значения:
x1(0) = 0,7; x2(0) = 1,6; x3(0) = 2,67.
Рассчитываем первое приближение для корней, используя в (4.9) предыдущее приближение:
x1(1) = 0,7 – 0,1*1,6 – 0,2*2,67 = 0,006;
x2(1) = 1,6 – 0,2*0,7 -0,2*1,6 = 1,264;
x3(1) = 2,67 – 0,5*0,7 + 0,33*2,67 = 3,20.
Второе и последующие приближения рассчитываются аналогично. Уже первое приближение дает результаты, близкие к точным значениям корней.
Вопросы для допуска к выполнению лабораторной работы:
1. В чем заключается решение систем уравнений методом Крамера?
2. Для каких матриц существуют обратные матрицы?
3. Суть метода Гаусса.
4. В чем основное отличие метода Жордана-Гаусса от метода Гаусса?
5. Запишите формулы для итерационного процесса поиска решения системы ЛАУ.
Содержание отчета:
1. Титульный лист.
2. Цель лабораторной работы.
3. Исходные данные, указываемые в задании и необходимые для достижения поставленной цели.
4. Расчетная часть: описание выполнения задания.
5. Выводы и анализ полученных результатов.
Контрольные вопросы:
1. Что значит решить СЛАУ?
2. Какой метод решения СЛАУ Вы выбрали?
3. Почему был выбран именно этот метод решения СЛАУ?
4. В чем основное отличие метода Жордана-Гаусса от метода Гаусса?
5. Запишите формулы для итерационного процесса поиска решения системы Вашей СЛАУ.
Лабораторная работа 11