Тема 2.3 Основные математические понятия

Множество. Число. Цифра. История развития понятия числа и деятельности счета. Натуральное число, натуральный ряд чисел, его свойства. Способы записи чисел, история их развития. Системы счисления.

Счет как деятельность. Компоненты деятельности счета.

Геометрические фигуры. Фигуры планиметрии и стереометрии.

Величины, их свойства. Однородные и неоднородные величины. Измерение величин. Скалярные и векторные величины. Длина, площадь, масса, время. Зависимость между величинами. Относительные и абсолютные величины. Способы сравнения величин. История развития метрических систем.

Пространство. Его свойства. Многомерность пространства.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте понятие «натуральный ряд чисел».

2. Дайте определение понятию «счет».

3. Раскройте понятия «бинарное отношение», «отношение порядка», «отношение эквивалентности», «декартово произведение».

4. Назовите две группы, на которые подразделяются познавательные способности.

5. Перечислите компоненты счета.

6. Назовите системы счисления.

7. Сформулируйте определение геометрии.

8. Назовите две группы геометрических фигур.

9. Дайте определение понятиям «умозаключение», «квантор», «отрицание», «общность».

10. Укажите количество направлений в двухмерном и трехмерном пространстве.

11. Охарактеризуйте конструктивное мышление и пространственное мышление.

12. Перечислите и охарактеризуйте логические приемы умственных действий.

Литературные источники

Основная

1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая; под ред. А.А. Столяра. – Москва: Просвещение, 1988. – 303 с.

2. Метлина, Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада / Л.С.Метлина. – 2-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 1984. – 256 с.

3. Сай, М. К. Математика в детском саду / М. К. Сай, Е.И. Удальцова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Нар. асвета, 1990. – 96 с.

Дополнительная

1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

2. Будзько, Т.С. Развiццё матэматычных уяуленняу у дашкольникау / Т.С. Будзько. –Мiнск: НМЦэнтр,1998.- 135 с.

3. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников / Т.С. Будько. – Брест: Изд-во БрГУ, 2007. – 68 с.

4. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: книга для воспитателя дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.

5. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – 2-е изд., испр. – Москва: Просвещение, 1980. – 64 с. (2 экз., преподаватель)

РАЗДЕЛ ІІІ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА С МНОЖЕСТВОМ

Тема 3.1 Генезис представлений о множестве у детей от раннего возраста до школы

Количественные представления детей раннего возраста (В.Данилова). Особенности восприятия и воспроизведения множеств детьми раннего возраста.

Генезис представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Возможности старших дошкольников в познании множеств, их элементов, операций над множествами (А.Леушина, Ж. и Ф.Папи, А.Столяр, Л.Ермолаева и др.).

Тема 3.2 Современные методические подходы к формированию у дошкольников представлений о множестве

Группировка и классификация предметов и явлений по их свойствам.

Формирование элементарных представлений о множестве у детей в дочисловой период (понятия «много» и «один», их отношения, установление соответствия между элементами, множествами, обучение группировке); формирование представлений о множестве у детей среднего и старшего дошкольного возраста (множество, элемент, часть множества, операции над множествами, графическое отображение множества и элементов).

Контрольные вопросы:

1. Назовите особенности восприятия множества детьми раннего возраста.

2. Определите возраст, в котором формируют умение выделять один и много предметов в окружающей обстановке.

3. Определите возраст, в котором формируются представления о составе целого множества из частей.

4. Перечислите приемы установления взаимооднозначного соответствия между множествами.

Литературные источники

Основная

1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая; под ред. А.А. Столяра. – Москва: Просвещение, 1988. – 303 с.

2. Метлина, Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада / Л.С.Метлина. – 2-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 1984. – 256 с.

3. Сай, М. К. Математика в детском саду / М. К. Сай, Е.И. Удальцова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Нар. асвета, 1990. – 96 с.

Дополнительная

1. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

2. Будзько, Т.С. Развiццё матэматычных уяуленняу у дашкольникау / Т.С. Будзько. –Мiнск: НМЦэнтр,1998.- 135 с.

3. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников / Т.С. Будько. – Брест: Изд-во БрГУ, 2007. – 68 с.

4. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: книга для воспитателя дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.

5. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – 2-е изд., испр. – Москва: Просвещение, 1980. – 64 с. (2 экз., преподаватель)

РАЗДЕЛ ІV

МЕТОДИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ
СО СЧЕТОМ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ,
НЕКОТОРЫМИ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ЗНАКАМИ

Наши рекомендации