Вопрос 24. Эвристические методы в системном анализе.

Среди неформальных методов исследования важное место за­нимают эвристические методы. Эвристические методы - это методы, в которых отсутствует ка­кая - либо строго упорядоченная логическая процедура отыскивания решения, а сами методы целиком зависят от личности решающего проблему. Поскольку технология мышления представляет своего рода сеть взаимосвязанных, взаимопроникающих друг в друга действий, наблюдатель использует для разрешения проблемы определенную совокупность эвристических методов. Ни один из этих методов не имеет определяющего значения, все они обусловлены свойствами других методов сети, а общая структура определяется их взаимосвя­зью и согласованностью. Содержание каждого метода определяется не только положениями, лежащими в его основе, но и содержанием остальных методов, входящих в систему.

Эвристические методы используются как индивидуально, так и коллективно. индивидуальные методы условно разделяются на четы­ре группы:

1.Ассоциативные, в которых используется понятие ассоциативно­сти, включающие методы аналогии и стимулирования случайности

2.Геометрические методы выработки альтернатив: промежу­точной вспомогательной точки, дробления и восстановления на новой основе, равноудаленной точки, разворота; вращения внимания, включения асимметрии.

3. Динамические методы, основная идея которых заключается в обеспечении динамического восприятия анализируемых объектов и проблем максимального числа степеней свободы, непрерывности полезного действия, периодического действия.

К коллективным методам относятся: метод мозговой атаки, метод мозговой атаки наоборот, синектический метод, метод це­левых обсуждений, метод инвентаризации "узких мест", метод КОН­трольных вопросов, интегральный метод" Метра".

Ниже представлено краткое содержание отдельных эвристиче­ских методов. Однако надо иметь в виду, что в системных исследова­ниях, как правило, используются комбинации этих методов. Конструи­рование цепочек методов является искусством эвристики и требует специальных навыков и приемов. Наука эвристики рекомендует сле­дующие положения:

- в.области социальных проблем и конфликтов наиболее эффек­тивны геометрические методы выработки альтернатив, в первую очередь, метод равноудаленной точки и метод дробления и восстановления на новой основе; -

._- для решения проблем с множеством условий и в ограниченное время -:метод вращения внимания

-ДЛЯ сложных слабоструктурированных систем эффективен ме­тод ослабления условий с дальнейшим использованием других методов.-

- для решения проблем с установленными целями и дефицитны­ми видами ресурсов эффективен метод замены цели на ограничения;

- для решения тупиковых проблем рекомендуется метод стимулирования случайности, разворота и промежуточной точки, ослабления условий и замены.


Вопрос 26 Коллективные эвристические методы

Так как творческая деятельность является социальным и коллек­тивным процессом, необходимы методы коллективной выработки ре­шения проблем. Наилучшим способом коллективного получения аль­тернатив является так называемая "мозговая атака". Мозговая атака призвана изобретать как можно больше идей, с помощью которых можно решить проблему. Для создания творческих подходов необходимо следующее:

1. Отделить изобретение альтернатив от их оценки. 2. Как можно больше расширить круг альтернатив, вместо того, чтобы искать единственное решение. Не существует какого-то одного правильного способа проведения "мозговой атаки" - просто необходимо помнить о том, что до "атаки" целесообразно:

- определить цель и сформулировать, что ожидается получить в результате встречи:

- выбрать участников. Группа должна быть достаточно большой, чтобы стимулировать взаимный обмен информацией, и достаточно маленькой, чтобы стимулировать свободное творчество самих участ­ников;

- сменить обстановку, подобрать такое время и место, которые отличались бы как можно больше от привычных;

- создать неформальную обстановку;

- избрать ведущего для организации процесса, готового обеспе­чить каждому возможность высказаться, стимулировать дискуссию во­просами.

Во время атаки необходимо:

- посадить участников бок о бок, они должны чувствовать "ло­коть друга". Материалы по проблеме должны быть перед ними:

- представить участников и объяснить основные правила;

- записывать идеи так, чтобы всем было видно, писать лучше на доске или длинных листках бумаги.

Для успеха главное - ощущение коллективного творчества. Оно не должно покидать участников в течение всей мозговой атаки. Поэто­му целесообразно не фиксировать процесс и не обращать внимание на то, кто и какую идею выдвинул.

После "атаки" необходимо:

- выделить самые многообещающие идем с учетом мнения самих участников;

- продумать пути улучшения перспективных идей, сделать их бо­лее привлекательными и реалистическими;

- определить время окончательной оценки идей и принятия ре­шения.

"Мозговая атака наоборот", во многом напоминает обычную "моз­говую атаку", но при этом от участников требуется высказывать крити­ческие замечания по предлагаемым идеям. Главная трудность - кор­ректное отношение друг к другу в ходе дискуссии. Участникам рекомендуется не только найти как можно больше слабых мест в каждой идее, но и предложить пути их устранения. Ме­тод, по сути, представляет ускоренную или свернутую мозговую атаку и используется обычно при дефиците времени, отпущенного на реше­ние проблемы.Синектический метод предполагает создание постоянно дей­ствующих групп, которые совместно решают творческие задачи на протяжении длительного времени. Интеллектуальная мощь группы по мере накопления опыта решения различных задач постоянно растет. Синектика - творческий процесс, заставляющий использовать при решении поставленной проблемы один из четырех элементов аналогии:

- личностный, заключается в переходе человека, решающего проблему, в образ заданного в задаче объекта и попытке рассуждать с его точки зрения;

- прямой заключается в необходимости ответить на вопрос: "А как вообще решаются подобные задачи?"

- символический состоит в необходимости кратко и образно опи­сать суть проблемы;

- фантастический заключается в представлении о том, как бы решили эту проблему различные мифические и сказочные персонажи в соответствии с их характером. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого этапа - сде­лать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуаций непривычную проблему или объект с помощью метода ана­логий помещают в привычную среду, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого - вернуться к ис­ходной проблеме. Метод целевых обсуждений заключается в проведении обсуж­дения, направляемого ведущим, таким образом, чтобы втянуть всех участников в открытую и заинтересованную дискуссию и не дать со­вещанию вылиться в серию пассивных ответов на вопросы. Отличие от метода "мозговой атаки" состоит в том, что участники предвари­тельно готовят свою точку зрения по решаемой проблеме. Положи­тельным моментом такого" подхода является то, что каждый может серьезно подготовиться к обсуждению, неторопливо взвесить все "за" и "против", и, если необходимо, применить индивидуальные эвристи­ческие методы. Отрицательным моментом следует считать закрепощенность участников, поскольку участнику, пришедшему к какому-то решению, трудно от него отказаться. Метод целевых обсуждений особенно эффективен при оценке перспективности новых идей. Интегральный метод "Метра" сочетает в себе отдельные приемы атаки, синектики, морфологических таблиц и аналоговую ме­тодику "Метра". Последняя состоит из следующих фаз:

- первая - задача ставится в искомой формулировке. Ведущий вызывает участников для свободного обсуждения проблемы. Главная цель - ознакомить участников с существом проблемы;

- вторая - происходит представление проблемы в самых разных аспектах: объект, предмет, субъект связи;

- третья - происходит пересмотр исходной формулировки про­блемы и делается попытка новой постановки. Пересмотр направлен на расширение задачи и упрощение ее постановки;

- четвертая - включает в себя развитие аналогии в новой поста­новке проблемы, позволяющей разделить ее на ряд проблем;

- пятая - свободный поиск аналогий и ассоциаций, как можно бо­лее фантастических и раскрепощенных;

- шестая - снова происходит возврат к исходной проблеме, а выдвинутые аналогии переводятся на язык деловых терминов.

Блок - схема метода "Метра" состоит из трех этапов:

1. Формулировка проблемы и, ее анализ, генерация исходных идей решения.

2. "Выбор". Он разветвляется на три одновременные процедуры: структуризации проблемы с помощью аналогий и ассоциаций; комби­национное построение морфологических таблиц; соотнесение целей и средств для их удовлетворения. 3. Проведение анализа первых результатов, формулировка но­вой постановки проблемы и поиск ее решения "мозговым штурмом". Коллективные методы решения лучше индивидуальных, в том случае, если его участники не имеют опыта подобных индивидуальных решений, а также при решении трудно формализуемых задач. Используя групповые методы, необходимо учитывать обстоя­тельства, которые могут привести к снижению их эффективности:

- приспособленчество отдельных членов группы к одной из аль­тернатив решения;

- отсутствие у участников собственного мнения по данному во­просу;

- тенденциозный подбор исходной информации, из-за коллектив­ного предпочтения;

- склонность участников группы к уменьшению ответственности. Для повышения эффективности коллективных решений рекомендуется:

- создавать обстановку свободного обмена мнениями, а при не­обходимости организовывать тайное голосование по решению;

- поддерживать деловую работоспособную обстановку;

- проводить постоянный анализ решения на шаблонность с це­лью ее устранения.


Вопрос 27 Графические методы. Метод построения дерева взаимосвязей

" Метод деревьев взаимосвязейявляется главным методом системного анализа. Его сущность заключается в дезагрегировании исследуемой системы на составные элементы с возможной после­дующей числовой оценкой их относительной значимости. Метод яв­ляется достаточно гибким, чтобы удовлетворить различным требо­ваниям. Дерево взаимосвязей представляет собой главный инстру­мент увязки целей разного уровня с конкретными средствами их достижения. Матричные методыне являются специфическим инстру­ментом системного анализа, однако широко используются на различ­ных его этапах в качестве вспомогательного средства. Матрица явля­ется не только чрезвычайно наглядной формой представления ин­формации, но и формой, которая во многих случаях раскрывает внут­ренние связи между элементами, помогает выявить и проанализиро­вать ненаблюдаемые части структуры. Эти методы используются для представления и анализа сис­тем и их структур, внутренних и внешних связей системы, при отборе средств для достижения целей, выявления потенциальных возможно­стей действующих систем, проектирования комплексных программ развития. Так называемые функционально-целевые матрицы являют­ся одним из основных инструментов проектирования организаций, ориентированных на цель. Как уже отмечалось ранее, одними из главных задач системного анализа являются: определение и детализация на составные элемен­ты целей и путей их достижения, выявление существующих между ни­ми взаимосвязей, обеспечение определенной логики решения возни­кающей проблемы (цели - пути достижения целей - ресурсы). Реше­нию этих задач в существенной мере способствует применение мето­да структуризации, суть которого заключается в дезагрегировании ис­следуемой проблемы на составные элементы с возможной последую­щей численной оценкой их относительной важности. Такую процедуру часто называют построением дерева целей. Однако поскольку в большинстве древовидных структур, предназначенных для решения тех или иных реальных задач, содержатся не только цели, но и сред­ства достижения, то в общем случае их правильнее называть деревь­ями взаимосвязей. Термин "дерево" подразумевает использование при построении связей иерархической структуры, полученной путем разделения эле­ментов первого уровня на их составляющие, которые в свою очередь будут разделены на более детальные составляющие. Как правило, этот термин используется для структур, имеющих отношения строгого древовидного порядка, но сам метод часто используется и в случаях "слабых" иерархий.

Одна из главных задач построения деревьев взаимосвязей со­стоит в том, чтобы установить полный набор элементов на каждом уровне и определить взаимосвязи и соподчиненность между ними (ка­чественный аспект). Другая задача - последующее определение ко­эффициента относительной важности элементов каждого уровня.

Построение дерева взаимосвязей - процесс творческий и не га­рантирован от ошибок и заблуждений. При полной объективности ис­следователей эти заблуждения могут возникать из-за ошибок интуи­тивного мышления, недостаточности или односторонности знаний ис­следователей, а также ошибок, допущенных непосредственно при по­строении дерева взаимосвязей.

Типы деревьев взаимосвязей:

а) - с прямыми связями;

б) - с перекрестными связями;

в) - со связями смешанного типа.

По мнению некоторых авторов, соблюдение последнего правила резко сокращает область применения метода структуризации, приво­дит к построению структур, не отражающих реальных условий разви­тия систем.

При прямых связях количество элементов по мере перехода на более низкие уровни дерева взаимосвязей всегда увеличивается (ветвление). При перекрестных же связях может иметь место умень­шение числа элементов (сужение).

Перекрестные связи типичны при переходе от целевых уровней к уровням мероприятий и от уровня мероприятий к ресурсному уровню.

Наши рекомендации