Задача распределения ресурсов.

Рассмотрим ситуацию, в которой необходимо распределить некий ограниченный запас ресурса между пользователями или направлениями использования. Из всех возможных альтернатив распределения необходимо выбрать такую, которая обеспечит максимум полезного эффекта лицу или лицам, принимающим решение.

Предположим, некая корпорация распределяет 100 ден. ед. инвестиционных ресурсов между 4-мя подразделениями. В каждом подразделении на альтернативной основе можно выбрать для реализации один из 5-ти инвестиционных проектов, стоимость каждого из которых кратна 20. Известен прирост объема продаж, достигаемый в результате реализации соответствующего проекта в каждом подразделении. Требуется выбрать вариант распределения инвестиционных ресурсов, максимизирующий суммарный прирост объема продаж.

При решении задач такого типа в качестве шага процесса принятия решения следует рассматривать выделение той или иной суммы ресурсов конкретному подразделению. Последовательность шагов логическая, а не хронологическая. Ясно, что в данной ситуации очередность не важна. Управляемой системой является запас ресурса. Множество состояний системы будет характеризоваться конкретными вариантами распределения инвестиционных средств между получателями. Дадим содержательную трактовку другим ключевым понятиям метода динамического программирования в привязке в условиям данной задачи.

Множество состояний Задача распределения ресурсов. - student2.ru - возможные варианты остатка запаса инвестиционных средств перед выделением его Задача распределения ресурсов. - student2.ru -му подразделению. Поскольку возможны варианты распределения средств (от 0 до 100 ден. ед.) в кратных 20-ти суммах, то состояния системы пред Задача распределения ресурсов. - student2.ru -м шагом могут характеризоваться величинами: 0,20,40,60,80,100.

Принимаемое на Задача распределения ресурсов. - student2.ru -м шаге решение будет зависеть от остатка запаса, а потому оно может характеризоваться определенным набором элементов множества Задача распределения ресурсов. - student2.ru . Данное множество образуют величины 0,20,40,60,80,100. Множество состояний Задача распределения ресурсов. - student2.ru – возможные варианты остатка запаса средств после их выделения Задача распределения ресурсов. - student2.ru - му подразделению. Возможные величины остатков, как можно предположить, также 0,20,40,60,80,100.

Целевая функция Задача распределения ресурсов. - student2.ru отражает прирост объема продаж в Задача распределения ресурсов. - student2.ru -м подразделении при условии, что величина остатка средств перед выделением ему выбранной из множества Задача распределения ресурсов. - student2.ru суммы определялась элементом множества Задача распределения ресурсов. - student2.ru . Выражение Задача распределения ресурсов. - student2.ru означает максимальный суммарный прирост объема продаж, полученный в подразделениях, от Задача распределения ресурсов. - student2.ru -го до Задача распределения ресурсов. - student2.ru -го включительно, при условии, что перед выделением ему суммы из множества Задача распределения ресурсов. - student2.ru остаток средств характеризовался соответствующим элементом множества Задача распределения ресурсов. - student2.ru .

В таблице 15 отражены показатели прироста объема продаж в каждом из 4-х подразделений в зависимости от величины выделенных инвестиций.

Таблица 15. Эффект инвестиций в подразделениях корпорации

  Прирост объема продаж (ден. ед.)
Инвестиционные затраты (ден. ед.) 1-ое подразделение 2-ое подразделение 3-е подразделение 4-е подразделение

Таким образом, решение основано на анализе 4-х шагов, осуществляемом вначале в обратном порядке (условная оптимизация), а затем в прямом (безусловная оптимизация). Хотя очередность подразделений в данном случае не важна, договоримся, что номер шага будет соответствовать номеру подразделения, указанному в таблице 15. Следовательно, первым шагом будет выделение средств 1-ому подразделению, вторым – 2-ому, третьим – 3-ему, четвертым – 4-ому.

Условная оптимизация начинается с анализа 4-го шага (табл. 16). Прокомментируем подход к его реализации.

Перед заключительным шагом процесса варианты остатка средств – элементы множества Задача распределения ресурсов. - student2.ru , могут быть нулевыми или суммами, кратными 20-ти. Остаток целиком выделяется последнему получателю, поэтому каждому элементу множества Задача распределения ресурсов. - student2.ru соответствует только одна альтернатива среди элементов множества Задача распределения ресурсов. - student2.ru , что обеспечивает условно-оптимальное значение целевой функции, в точности совпадающее с показателями Задача распределения ресурсов. - student2.ru .

Таблица 16. Анализ 4-го шага.

x3 u4 Задача распределения ресурсов. - student2.ru Z4 F4

Результаты, достигнутые на 4-ом шаге, используются в таблице для анализа 3-го шага (табл. 17) в виде элементов множества Задача распределения ресурсов. - student2.ru . Важным отличием 3-го шага от заключительного является наличие альтернатив принятия решения для элементов множества Задача распределения ресурсов. - student2.ru (за исключением Задача распределения ресурсов. - student2.ru =0). Действительно, наличие определенного остатка средств создает спектр возможностей – либо ничего не выделить третьему получателю, либо выделить сумму, кратную 20-ти. Выбор варианта решения определяет значение остатка средств после выделения их 3-ему подразделению

( элементы множества Задача распределения ресурсов. - student2.ru ), а также эффект в виде прироста объема продаж в третьем подразделении Задача распределения ресурсов. - student2.ru . Суммируя эффект, достигаемый на 3-ем и 4-ом шагах, определяем по максимальной сумме условно-оптимальное значение целевой функции Задача распределения ресурсов. - student2.ru .

Следует заметить, что целевая функция достигает условно-оптимального значения в отношении одного и того же элемента множества Задача распределения ресурсов. - student2.ru при разных альтернативах. Ни одну из этих альтернатив нельзя исключать из последующего анализа! В некоторых ситуациях (но не в данной) оптимальное распределение, доставляющее целевой функции одно и то же экстремальное значение, не единственно.

Таблица 17. Анализ 3-го шага.

x2 u3 x3 Z3 F4 Z3+F4 F3
-
- -
- - -
- - - -  
- - - -

Приведенные выше рассуждения справедливы для 2-го и для 1-го шагов.

Ниже представлена характеристика 2-го шага (табл. 18), на котором рассматривается выделение инвестиционных средств второму получателю. Результат реализации данного шага – определение условно- оптимальных значений целевой функции на шагах от 2-го до 4-го включительно ( элементы множества Задача распределения ресурсов. - student2.ru , отраженные в последней колонке таблицы 18).

Таблица 18. Анализ 2-го шага.

x1 u2 x2 Z2 F3 Z2+F3 F2
-
- -
- - -
- - - -  
- - - - -

По завершении анализа 1-го шага (табл. 19) оказалось выявлено максимальное значение суммарного прироста объема продаж – 85 ден. ед. Таким образом, условная оптимизация закончена. Ее результатом является, как и ожидалось, экстремальное значение целевой функции:

Задача распределения ресурсов. - student2.ru

Следовательно, существует некий оптимальный вариант распределения инвестиционных средств между четырьмя подразделениями, который может обеспечить корпорации 85 ден. ед. прироста объема продаж.

Таблица 19. Анализ 1-го шага.

x0 u1 x1 Z1 F2 Z1+F2 F1
-
- -
- - -
- - - -  
- - - - -

Теперь осуществляем движение в прямом направлении, рассматривая таблицы в обратном порядке, с тем чтобы получить оптимальное распределение инвестиционных средств.

В таблице 19 экстремальное значение целевой функции 85 соответствует Задача распределения ресурсов. - student2.ru . Иными словами, первому получателю средств выделять не следует, и запас в 100 ед. целиком остается для последующего распределения. В таблице 18 находим Задача распределения ресурсов. - student2.ru и определяем альтернативу решения, которая соответствует условно-оптимальному значению целевой функции: Задача распределения ресурсов. - student2.ru . То есть, второму получателю следует выделить 20 ден. ед. инвестиционных средств. Остается 80 ден. ед. запаса. В таблице 17 находим Задача распределения ресурсов. - student2.ru и определяем альтернативу решения, которая соответствует условно-оптимальному значению целевой функции: Задача распределения ресурсов. - student2.ru . Третьему получателю надлежит выделить 40 ден. ед. запаса. Естественно, остаток 40 ден. ед. должен быть выделен четвертому получателю: Задача распределения ресурсов. - student2.ru . В итоге вектор оптимальных управлений будет иметь следующий состав Задача распределения ресурсов. - student2.ru .

4.4. Задача определения оптимальной политики замены оборудования.

Рассмотрим общую постановку задачи замены оборудования. В рамках планового периода, охватывающего N лет, необходимо определить оптимальные сроки замены оборудования возрастом не старше t лет, с тем чтобы суммарная прибыль от эксплуатации оборудования была максимальной. Для принятия решения имеются следующие данные: 1) годовой доход, получаемый от эксплуатации оборудования соответствующего возраста - Задача распределения ресурсов. - student2.ru ; 2) годовые затраты на эксплуатацию оборудования соответствующего возраста - Задача распределения ресурсов. - student2.ru ; 3) ликвидационная стоимость единицы оборудования - Задача распределения ресурсов. - student2.ru ; 4) цена приобретения единицы нового оборудования - Задача распределения ресурсов. - student2.ru Решение принимается в начале каждого года планового периода.

Дадим содержательную интерпретацию основных понятий метода динамического программирования для данной задачи. Управляемой системой является возраст оборудования. За шаг процесса в данном случае целесообразно принять год планового периода. Под состоянием оборудования подразумевается его возможный возраст. Задача распределения ресурсов. - student2.ru – множество состояний оборудования перед Задача распределения ресурсов. - student2.ru -м годом. Его элементами будут числа 1,2,…,t . Задача распределения ресурсов. - student2.ru – множество решений в отношении оборудования, которые могут быть приняты в начале Задача распределения ресурсов. - student2.ru -го года. Элементы его следующие:1) оборудование сохранить ; 2)оборудование заменить, реализовав старое по остаточной стоимости Задача распределения ресурсов. - student2.ru и приобретя новое по цене Задача распределения ресурсов. - student2.ru .

В данной задаче целесообразно различать два множества состояний оборудования: Задача распределения ресурсов. - student2.ru - множество состояний сразу после выбора управления в Задача распределения ресурсов. - student2.ru -м году и Задача распределения ресурсов. - student2.ru – множество состояний в конце Задача распределения ресурсов. - student2.ru -го года, когда возраст оборудования становится больше на 1 год.

Задача распределения ресурсов. - student2.ru - прибыль в Задача распределения ресурсов. - student2.ru м году в использования оборудования; Задача распределения ресурсов. - student2.ru – условно-оптимальная прибыль от использования оборудования в период с Задача распределения ресурсов. - student2.ru -го по N-й год при условии, что перед Задача распределения ресурсов. - student2.ru -м годом возраст оборудования характеризовался элементом множества Задача распределения ресурсов. - student2.ru и в начале Задача распределения ресурсов. - student2.ru -го года было принято некоторое управление из множества Задача распределения ресурсов. - student2.ru .

Если в начале года выбрано «сохранение», то годовая прибыль от эксплуатации оборудования выражается разностью

Задача распределения ресурсов. - student2.ru ,

если выбрана «замена», то прибыль считается по формуле

Задача распределения ресурсов. - student2.ru .

Условно-оптимальное значение целевой функции Задача распределения ресурсов. - student2.ru определяется наибольшим из выражений. Если же оба управления приводят к одному и тому же результату, то целесообразно выбрать «сохранение», так как знакомое оборудование проще эксплуатировать.

Развернем вначале процедуру условной оптимизации, начав ее с последнего года планового периода. По завершении условной оптимизации пройдем процесс в прямом направлении и сформируем оптимальную политику сохранения и замены оборудования.

Рассмотрим задачу следующего содержания. Определить оптимальную политику по отношению к оборудованию возраста не старше 6 лет на плановый период в 4 года. В таблице 20 даны значения годового дохода Задача распределения ресурсов. - student2.ru и эксплуатационных расходов v(t) в зависимости от возраста оборудования t.

Таблица 20. Исходные данные задачи.

t
r (t)
v (t)
z

Ликвидационная стоимость старого оборудования S = 4 ден. ед.; цена единицы нового оборудования P = 13 ден. ед. Предположим, что все указанные в качестве исходных данных показатели не меняются в течение четырех лет

Условную оптимизацию начинаем с анализа 4-го года периода (табл. 21).

Таблица 21. Анализ 4-го шага.

x3 u4 x4н Z4 F4
Сохранение Замена -
С -
С -
С -
С -
С -

Условная оптимизация двухлетнего периода, состоящего из 3-го и 4-го годов, приводится в таблице 22.

Таблица 22. Анализ 3-го шага.

x2 u3 x3н Z3 x3 F4 Z3+F4 F3
C -
C -
C -
C -
C -
C - - - -

В остальных таблицах укажем лишь строки, соответствующие условно-оптимальным управлениям ( табл. 23 и табл 24).

Таблица 23. Анализ 2-го шага.

x1 u2 x2н z2 x2 F3 z2+F3 F2
C C

Следует обратить внимание на отличие состава элементов множества Задача распределения ресурсов. - student2.ru в заключительной таблице. В множестве Задача распределения ресурсов. - student2.ru имеется элемент 0. Наличие оборудования нулевого возраста перед началом планового периода объясняется тем, что за рамками планового периода какие-то единицы оборудования было решено заменить, и данное решение было реализовано, то есть старое оборудование продано по остаточной стоимости и новое оборудование приобретено. Следовательно, для этой группы оборудования разница Задача распределения ресурсов. - student2.ru не должна влиять на решения, принимаемые в рамках рассматриваемого четырехлетнего периода.

Таблица 24. Анализ 4-го шага.

x0 u1 x1н z1 x1 F2 z1+F2 F1
C C C C

По завершении условной оптимизации составим матрицу максимальных прибылей, куда включим данные последних столбцов таблиц 21-24. По матрице (табл. 25) достаточно просто определить оптимальную политику на 4 года для оборудования любого возраста, не превышающего 6 лет.

Таблица 25. Матрица для проведения безусловной оптимизации.

Возраст оборудов., t Максимальная прибыль по годам планового периода
1-4 2-4 3-4
- - -

Курсивом выделены элементы в «области сохранения», обычным шрифтом – в «области замены». Определим, к примеру, оптимальную политику в отношении оборудования, которое имело к началу планового периода возраст 4 года. На пересечении первого столбца и пятой строки (t =4) находим элемент 33, который попадает в область замены. К началу второго года, следовательно, мы будем иметь новое оборудование возраста 1 год, которому соответствует элемент 30 в области сохранения. К началу третьего года возраст данного оборудования составит 2 года и его следует сохранить. К началу 4-го года оборудованию будет 3 года и его следует сохранить. Таким способом можно определить вектор оптимальных управлений для оборудования любого возраста в рамках рассматриваемого четырехлетнего периода.

Наши рекомендации