Основные виды ресурсов операционной системы.

Понятие ресурса явл. одним из основных при рассмотрении ОС. Термин ресурс обычно применяется по отношению к повторно использующимся, относительно стабильным и часто недостающим объектам, которые запрашиваются, используются и освобождаются процессами в период их активности. Ресурсы могут быть разделяемыми, когда несколько процессов могут использовать их одновременно (в один и тот же момент времени) или параллельно (в течение некоторого времени процессы используют ресурс попеременно) и неразделяемыми. Основные виды ресурсов.

1. Процессорное время

2. Память. Оперативная память может быть разделена одновременным способом, в этом сл-е в памяти может располагаться одновременно несколько процессов, либо целиком, либо текущие фрагменты; и попеременно – в разные моменты времени она может предоставляться для различных вычислительных процессов. В каждый конкретный момент времени процессор при выполнении вычислений обращается опять к ограниченному числу ячеек оперативной памяти. С этой точки зрения полезно разделять память для возможно большего числа идущих параллельно процессов. С другой стороны, как правило, чем больше оперативной памяти может быть свободно для конкретного текущего процесса, тем лучше условия его выполнения.

3. Программные модули. Системные программные ресурсы. Могут быть разделены между выполняющимися процессами. Программные модули могут быть однократно исполняемыми (исполняются правильно только один раз, и являются неделимыми ресурсами, более того их вообще можно не рассматривать как ресурс системы. Такие модули используются, как правило, при загрузке системы.) и многократно исполняемыми. Многократно исполняемые программные модули могут быть непривилегированные, привилегированные и реентерабельные.

Информационные ресурсы могут существовать как в виде переменных, находящихся в оперативно памяти, так и в виде файлов. Если процессы могут использовать информационные ресурсы только для чтения, то такие информационные ресурсы можно разделять. Если же процессы могут изменять информационные ресурсы, то необходимо каким-то образом организовывать работу с такими данными.

Задачи управления ресурсами.

Управление ресурсами включает решение следующих общих, не зависящих от типа ресурса задач:

планирование ресурса — то есть определение, какому процессу, когда и в каком количестве (если ресурс может выделяться частями) следует выделить данный ресурс;

удовлетворение запросов на ресурсы;

отслеживание состояния и учет использования ресурса — то есть поддержание оперативной информации о том, занят или свободен ресурс и какая доля ресурса уже распределена;

разрешение конфликтов между процессами.

Для решения этих общих задач управления ресурсами разные ОС используют различные алгоритмы. Задача организации эффективного совместного использования ресурсов несколькими процессами является весьма сложной, и сложность эта порождается в основном случайным характером возникновения запросов на потребление ресурсов. управление ресурсами составляет важную часть функций любой операционной системы

Слоеные системы хорошо реализуются. При использовании операций нижнего слоя не нужно знать, как они реализованы, нужно лишь понимать, что они делают. Слоеные системы хорошо тестируются. Отладка начинается с нижнего слоя и проводится послойно. При возникновении ошибки мы можем быть уверены, что она находится в тестируемом слое. Слоеные системы хорошо модифицируются. При необходимости можно заменить лишь один слой, не трогая остальные. Но слоеные системы сложны для разработки: тяжело правильно определить порядок слоев и что к какому слою относится. Слоеные системы менее эффективны, чем монолитные. Так, например, для выполнения операций ввода-вывода программе пользователя придется последовательно проходить все слои от верхнего до нижнего.

Дисциплины распределения ресурсов (диспетчеризация), используемые в операционных системах.

Одна из проблем, которая возникает при выборе подходящей дисциплины обслуживания — это гарантия обслуживания. Более жестким требованием к системе, чем просто гарантированное завершение процесса, является его гарантированное завершение к указанному моменту времени или за указанный интервал времени.

Гарантировать обслуживание можно, например, следующими тремя способами: • Выделять минимальную долю процессорного времени некоторому классу процессов, если по крайней мере один из них готов к исполнению.• Выделять минимальную долю процессорного времени некоторому конкретному процессу, если он готов к выполнению.
• Выделять столько процессорного времени некоторому процессу, чтобы он мог выполнить свои вычисления к сроку. Для сравнения алгоритмов диспетчеризации обычно используются критерии:
• загрузка центрального процессора;• пропускная способность центрального процессора ;• время оборота (turnaround time) процесса;
• время ожидания (waiting time);• время отклика.Главные причины, приводящие к снижению производительности системы:
• накладные расходы на переключение процессора. • переключение на другую задачу в тот момент, когда текущая задача выполняет критическую секцию, а другие задачи активно ожидают входа в свою критичес­кую секцию.Методы повышения производительности системы:
• совместное планирование – все потоки одного приложения одновременно ставятся на выполнение процессорами и одновременно снимаются с выполнения;• планирование, при котором находящиеся в критической секции задачи не прерываются, а активно ожидающие входа в критическую секцию задачи не ставятся на выполнение до тех пор, пока вход в секцию не освободится;• планирование с учетом так называемых подсказок (hints) программы (во время ее выполнения).



Наши рекомендации