Барьеры в организационных коммуникациях и пути их преодоления.
Руководитель должен иметь четкое представление о преградах на пути обмена информацией в организации и методах совершенствования такого обмена.
К числу преград в организационных коммуникациях можно отнести следующие:
-искажение сообщений. Такое искажение может быть обусловлено рядом причин: а) сообщения могут искажаться непреднамеренно в силу затруднений в межличностных контактах; б) из-за несогласия с сообщением руководитель модифицирует сообщение так, чтобы изменение смысла происходило в его интересах; в) в результате фильтрации, что делается для того, чтобы с одного уровня управления на другой уровень шли только те сообщения, которые его касаются. На каждом уровне управления отфильтровывается 30-50% информации; г) в силу разных статусов уровней организации. Нередко нижние уровни управления стараются снабжать высшие инстанции только положительной информацией, так как хотят получить одобрение от руководителя, опасаются быть наказанными;
-информационные перегрузки. Руководитель часто не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию, оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной. Однако при этой фильтрации он иногда допускает ошибки.
-неудовлетворительная структура организации. В организациях с многочисленными уровнями управления растет вероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректировать и отфильтровывать информацию.
Пути совершенствования коммуникаций в организациях:
-регулирование информационных потоков. Для этого руководитель должен: а) представлять потребности в информации собственные, своих начальников, коллег и подчиненных; б) научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации;
-организация периодических встреч со своими подчиненными разных уровней;
-улучшение системы обратной связи;
-реализация системы сбора предложений по совершенствованию любого аспекта деятельности организации (например, в виде ящиков или создания специальных групп руководителей и рядовых работников);
-издание информационных бюллетеней, которые содержат информацию для всех работников и где могут печататься статьи с обзором предложений по поводу управления, новых видов продукции или услуг, ответы руководства на вопросы рядовых сотрудников;
-развитие современных информационных технологий (локальные сети, Интернет, электронная почта, видеоконференции).
Критерии отбора нововведений
Основными критериями отбора нововведений являются: финансово-экономические, нормативные, ресурсные и стратегические.
К финансово-экономическим критериям относятся:
-стоимость проекта и источники финансирования;
-чистая текущая стоимость;
-рентабельность (отдача капиталовложений);
-внутренний коэффициент эффективности;
-период возврата капитальных вложений;
-эффект масштаба (экономия на условно-постоянных издержках).
К числу нормативных критериев относятся:
-правовые критерии;
-требования стандартов;
-экологические требования;
-патентоспособность.
Принципиальную возможность осуществления инновационного проекта определяют следующие ресурсы:
-научно-технические ресурсы (наличие необходимого научно-технического задела, специалистов соответствующей квалификации);
-производственные ресурсы (наличие мощностей для производства нового продукта);
-технологические альтернативы (анализ сравнительной эффективности конкурирующих технологий);
-финансовые ресурсы (собственные и заемные средства).
Для менеджера особую роль стали играть стратегические критерии:
-соответствие проекта корпоративной и инновационной стратегии организации;
-адекватность степени риска принятым в организации представлениям;
-приемлемость для организации сроков достижения целей;
-соответствие политическим и социальным условиям;
-перспективные возможности развития выбранного научно-технического направления.