Билет. Система сириус. Архитектура построения системы и ее реализация.
Цель создания системы - обьеденениесуществующих информационных
технологий управления перевозками в единое целое.
Система рассматривается как корпоративная (для одного предприятия,
система формируется по единым правилам для однородныхобьектов
(станция, отделения, дороги, ИВЦ и.т.д.)) и интегральная(функционирование
системы заключается на основе единой информационной базы, а также
использовании единых источников сбора и обработки данных)
Назначение: Главная задача системы - оптимизация технологии
перевозочного процесса.
СИРИУС позволяет оперативно управлять вагонным парком, отслеживать
движения массовых грузов, учитывать прохождение вагонов стран СНГ и
Балтии по Российским железным дорогам
СИРИУС :
Система выполнена по модульной схеме:
1) Дорожная база АСУОП
2) Источник данных JDBC Data
3) Сервис имен и удаленных обьектов RMI NameServer
4) Сервер приложений СИРИУСа
5) WEB - приложения
Пользователь системы формирует через web браузер и запрашивает
требуемые данные.
web - приложения второго уровня принимает запросы пользователей,
обрабатывает их и в зависимости от полученных параметров формирует
запрос в одну или несколько систем сервер СИРИУС
Запросы в несколько систем обрабатываются в параллельном режиме.
Сервер СИРИУС по полученным параметрам генерирует запрос и посылает в
свою БД АСУОП, получает результаты выполнения запроса, преобразует их и
возвращает в web-приложения второго уровня.
Сервер ожидает ответы от всех систем, затем группирует из множества
документов один и выполняет его преобразования по соответствующим
правилам, а результат преобразования выдается пользователю, пославшему
запрос.
Включает в себя следующие модули:
1) БД АСОУП
2) Источник данных
ПОАИС на ЖДТ Стр.2 1) БД АСОУП
2) Источник данных
3) Сервис имен
4) Сервер удаленныхобьектов
5) Предоставление дорожной БД
6) Предоставление распределенной БД
7) Web - приложения
8) STDP -менеджер
9) Система регистрации событий
10) Web браузер пользователя
Пользователь системы формирует через web браузер запрос требуемых
данных, web приложение системы, принимает запрос пользователя,
обрабатывает его и передает на выполнение объекту представления
распределенных данных, которые анализируют полученные параметры и в
зависимости от них передает одному или более объектам представления
дорожных систем
Билет. Система Диспарк.
Для повышения эффективности управления перевозочным процессом на РЖД в условиях разделения вагонного парка между государствами СНГ и Балтии необходимо было создать новую пономерную систему управления вагонными парками. В этой связи в 1995 году была начата разработка «Автоматизированной системы пономерного учета, контроля дислокации, анализа работы и регулирования вагонного парка на железных дорогах России (ДИСПАРК)». Об основных этапах разработки и совершенствования системы ДИСПАРК на страницах нашей газеты рассказывают заведующий отделом ВНИИАС, доктор технических наук, профессор, Лауреат Государственной премии Е.М. Тишкин, заведующий отделением ВНИИАС к.т.н. С.А. Филипченко, заместитель заведующего отделом ДИСПАРК к.т.н. А.Н. Феофилов.
Цель разработки и внедрения системы ДИСПАРК состоит в переходе от обезличенных, балансовых методов управления вагонным парком к пономерному учёту, непрерывному мониторингу места дислокации, анализу использования и регулированию парка на всем полигоне сети железных дорог России.
Управление вагонными парками реализуется по информации динамической вагонной модели, состоящей из вагонных моделей дорог и сети. Оперативные работники с линейного уровня системы в диалоговом режиме с помощью соответствующих АРМов формируют и передают на дорожный уровень за сутки более одного миллиона сообщений об операциях с вагонами. По этой информации в ИВЦ железных дорог ведутся дорожные вагонные модели, которые являются основным элементом ДИСПАРК, так как на их базе решаются более 100 прикладных задач дорожного и линейного уровня системы, а также ведется сетевая вагонная модель в ГВЦ ОАО «РЖД».
Сетевой уровень строится на базе Модели перевозочного процесса (МППС) ГВЦ ОАО «РЖД» и увязан с Автоматизированным банком данных парка грузовых вагонов (АБД ПВ). При этом выполняется обязательное условие – все вагоны до выхода их на общую сеть железных дорог должны быть зарегистрированы в АБД ПВ.
В АБД ПВ содержатся технические характеристики всех эксплуатируемых на общей сети железных дорог стран СНГ и Балтии грузовых вагонов. Кроме АБД ПВ, созданы Автоматизированные банки данных собственных (АБД СВ) и арендованных (АБД АВ) вагонов РЖД и государств СНГ и Балтии, имеющих право передвижения на железных дорогах России.
Таким образом, в системе сформирована и поддерживается в актуальном состоянии достоверная вагонная модель, обеспечивающая при однократном вводе информации об операциях с вагонами ее многократное использование в различных приложениях.
Внедрение первой очереди ДИСПАРК в постоянную эксплуатацию в 2000 г. позволило: отменить ручной учет и обработку данных; ускорить сроки доставки грузов; сократить расходы на ремонт и число внеплановых ремонтов. На основе динамической вагонной модели реализован взаимосвязанный комплекс информационных технологий.
В 2004 г. за создание и внедрение современных высокоэффективных информационных технологий группе ученых и специалистов железнодорожного транспорта была присуждена Государственная премия в области науки и техники.
В настоящее время в результате ранее выполненных разработок подготовлена основа и получен опыт, позволяющий начать переход от информационных технологий управления вагонными парками к информационно-управляющим.
Так, в 2004 году была разработана новая функциональная подсистема ДИСПАРК – управление вагонными парками стран СНГ и Балтии на основе экономических оценок, которая представляет собой информационно-управляющий комплекс, построенный с использованием современных Web-технологий. Эта подсистема позволяет оперативным работникам на сетевом, дорожном и линейном уровнях ОАО «РЖД» с любого терминала, включенного в сеть передачи данных ОАО «РЖД», получать экономически обоснованную рекомендацию по использованию вагонов стран СНГ и Балтии под погрузку. При этом учитывается род груза, вес и направление его перевозки.
В 2005 году указанная подсистема была сдана в эксплуатацию в ЦУП ОАО «РЖД» и на Северной железной дороге. В 2006 году планируется внедрить систему на всех оставшихся железных дорогах.
В результате применения новых эффективных технологий на Российских железных дорогах в 2005 году эффективность управления парком вагонов стран СНГ и Балтии повысилась. Так доля выплат РЖД за превышение времени пользования иностранными вагонами свыше 30 суток, за которые мы платим государствам-собственникам вагонов в тройном размере, сократилась в 2005 г. по сравнению с 2004 г. на 15%, что составляет около 239 млн. руб.
В заключение отметим, что система ДИСПАРК работает в промышленном режиме на всей сети российских железных дорог с 2000 года, постоянно совершенствуется, надежно выполняет свои функции и на практике доказала свою работоспособность и экономическую эффективность.
Билет. Система Дискон.
Основное назначение системы ДИСКОН – повышение эффективности перевозок, прежде всего за счет наиболее рациональной работы с каждым контейнером, постоянного контроля за его дислокацией, состоянием и соблюдением правильности выполнения каждой операции. Ни один контейнер не должен выпадать из поля зрения системы при нахождении его на стальных магистралях страны. Такие подходы приняты сейчас в мире и реализованы на многих железных дорогах Европы и Америки.
Контейнерные перевозки ведутся по всей России. Операции с контейнерами проводятся на 41 пограничном переходе, 63 стыковых пунктах между железными дорогами, 54 припортовых станциях, 171 станции с подъездными путями предприятий, 610 станциях, имеющих пункты для погрузки, выгрузки и сортировки контейнеров на вагонах.
На сети дорог ежесуточно грузятся более пяти тысяч контейнеров, принадлежащих «Российским железным дорогам» и железнодорожным администрациям стран СНГ и Балтии, а также приватных (собственных).
Автоматизированная система ДИСКОН аналогично действующей системе управления в отрасли имеет трехуровневую структуру. Это – линейный уровень (станции), дорожный (управления дорог) и сетевой (центральный аппарат ОАО «РЖД»).
На линейном уровне проводят операции непосредственно с контейнерами, документируют эти операции и вводят информацию в систему.
Линейный уровень ДИСКОН основан на использовании АСУ контейнерного пункта (АСУ КП), АРМов СПВ (по пограничным переходам), АРМов агента припортовой станции. АСУ КП представляет собой комплекс АРМов, основными в котором являются АРМы приемосдатчика контейнерной площадки (АРМ ПСК) и АРМы подготовки перевозочных документов товарным кассиром (АРМ ППД системы ЭТРАН).
На крупных контейнерных пунктах АСУ КП включает в себя до тридцати рабочих мест. В ее состав могут входить также АРМы заведующего контейнерным пунктом (отделом) и актово-претензионного отдела. Для крупных систем выделяется сервер. Для систем с пятью-шестью АРМами в качестве сервера используется одно из рабочих мест. АСУ КП обеспечивает автоматизацию всех технологических операций на контейнерном пункте.
Таким образом, линейный уровень – главный источник информации – регистрирует операции с каждым контейнером на всем полигоне российских железных дорог.
ДИСКОН представляет собой совокупность территориально и иерархически распределенных, взаимодействующих как единое целое компонентов, обеспечивающих решение функциональных задач системы.
Информация с линейного уровня ДИСКОН поступает на дорожный уровень системы, где в каждом из 17 ИВЦ дорог ведутся оперативные динамические модели операций с контейнерами (КМД), функционирущими как составная часть единой модели перевозочного процесса дорожной оперативной системы управления перевозками (АСОУП). Контейнерная динамическая модель информационно взаимосвязана с вагонной (ВМД), поездной (ПМД) и отправочной (МГО) моделями дороги.
В результате любая операция с контейнером со всей совокупностью реквизитов размещается в модели перевозочного процесса дороги, включая ее составляющую – КМД. Например, при приеме груза к перевозке данные накладной, поступающие в систему сообщением 410, полностью размещаются в модели грузовых отправок (МГО), а в КМД регистрируется соответствующая операция с установлением связи между моделями по номеру контейнера и номеру накладной
В КМД регистрируется 61 операция с контейнерами по 26 информационным сообщениям. Таким образом, можно считать завершенным этап создания средств ведения номерных контейнерных моделей с обеспечением регистрации в них практически всех операций с контейнерами. Схематически операции с контейнерами, регистрируемые в системе ДИСКОН, могут быть представлены в виде цепочек операций по обороту контейнера: груженый рейс, порожний рейс и в нерабочем парке.
Билет. Система Дискор
Основная цель системы ДИСКОР – совершенствование оперативного управления работой железных дорог на основе более эффективного использования пропускной способности участков и подвижного состава. Характерной особенностью системы является возможность запроса в любой момент времени любой справки, характеризующей работу того или иного участка.
Наиболее важными задачами системы являются:
1) 2- и 3-дневный прогноз подвода поездов и вагонов к стыковым пунктам дороги;
2) укрупненное моделирование перевозочного процесса на полигоне дороги, выдача прогноза работы ее подразделений;
3) текущее планирование поездной работы на полигоне дороги;
4) текущее планирование работы основных сортировочных станций на 3–6-часовые периоды;
5) укрупненное моделирование перевозочного процесса на сети дорог и выдача прогноза объемов работы и заданий на 7-дневный период с более детальным выделением первых суток.
В составе ДИСКОР ведущее место отводится автоматизированному банку данных (БД), с помощью которого можно выполнять функции накопления, хранения, обновления и поиска необходимой информации для решения задач информации; справочного обслуживания аппарата управления; реализации оперативного и периодического контроля и анализа выполнения перевозочного процесса. В связи с этим к БД предъявляются следующие требования:
1)полнота отображения перевозочного процесса, когда в БД должны храниться все основные показатели, характеризующие со стояние перевозочного процесса;
2)динамическое обновление данных при сохранении показателей за прошлые периоды для проведения сопоставительного анализа;
3)независимость машинных программ от изменения состава и структуры данных.
За критерий качества БД условно принимается время выборки информации или время отклика БД.
Для обеспечения однократности сбора информации принята система передаточных файлов. В их качестве в основном выступают специально разработанные структурированные текстовые файлы. Для их формирования разработаны программы в рамках комплексов задач.
В качестве передаточных файлов также используются таблицыExcel, выдаваемые при решении некоторых задач в качестве отчетных форм.
В настоящее время передаточные файлы для модернизированной системы ДИСКОР формируются в комплексах АСОУП, ИОММ, ИОДВ, «Экспресс», АСУ вагонного хозяйства.
Следует отметить, что в АСОУП все типовые отчетные показатели формируются только по отделениям. Делается это в виде сообщений для дорожной системы ДИСКОР. Эти показатели заносятся в созданную базу данных. Так как одной из основных целей работы было получение отчетных показателей по районам управления (ЦУМР), то было введено понятие «район управления» в АСОУП и разработаны программы, выполняющие для ЦУМР все расчеты (УПВ, ОКПВ, вагонные парки и др.)
Билет. Этран.
ЭТРАН (Электронная ТРАнспортная Накладная) - это Автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов. Современные требования к организации перевозочного процесса и качеству выполняемых перевозок на железнодорожном транспорте диктуют необходимость применения новых организационных и технологических решений в управлении перевозками, базирующихся на широком внедрении комплексных информационных систем.Разработка и внедрение таких информационных систем направлена на улучшение работы участников перевозочного процесса.
Одной из таких систем является новая, построенная на основе современных IT-решений, автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (Электронная ТРАнспортная Накладная) - АС «ЭТРАН», которая эксплуатируется сейчас на всей сети Российских железных дорог.
АС ЭТРАН - это система электронного документооборота. Переход на нее для всех участников процесса перевозок грузов даст ощутимый эффект: значительно сократятся трудозатраты, появится единый оперативный справочник информации и возможность прогнозирования, повысится скорость и эффективность управления процессом перевозок.
Система ЭТРАН являлся трехуровневой иерархической корпоративной системой, состоящей из центра обработки информации (сервер базы данных), вспомогательных (или технологических) центров обработки информации (сервера приложений) и Автоматизированных Рабочих Мест (АРМ) грузоотправителей (грузополучателей) и работников железнодорожного транспорта различных уровней управления (от линейного (на станции) до сетевого).
Трехуровневая архитектура системы ЭТРАН (рисунок 3) позволила сократить требования к пропускным способностям каналов связи более чем в 10 раз и увеличить возможности контроля производительности программно-технического комплекса. Система имеет централизованную базу данных, размещенную в Главном вычислительном центре ОАО «РЖД», которая обеспечивает работу сотрудников ОАО «РЖД» и внешних пользователей по всей стране в режиме реального времени.