Классификация судового топлива
Интернациональная | FO | HFO | ||||
MGO | MDO | - | IFO 180 | IFO 380 | IFO 380LS* | |
Российский аналог | Л-0,2-62 | СМТ 1 (СМТ 2) | Ф-5, ДМ | Ф-12 | ИФО 380 | - |
Российская | Маловязкое | Средней вязкости | Высоковязкое | |||
Легкое (дизельное топливо) | Тяжелое (мазут) |
*содержание серы не более 1.0%
Основные зарубежные стандарты на судовое топливо:
ISO (International Organization for Standardization), BSI (British Standard Institute),
CIMAC (International Council in Combustion Engines).
Сводная таблица основных марок зарубежного топлива
ISO | DMX | DMA | DMB | DMC | RMA-10 | RMB-10 | - | |||||||
Class BSI | M1 | - | M2 | M3 | - | - | M4 | |||||||
CIMAC | - | - | - | A10 | B10 | - | ||||||||
Плотность при 15С, г/куб.см Вязкость при 40 (50) С,сСт Температура застывания, С Коксуемость, % массы Зольность, % массы Содержание: Воды, % объема Серы, % массы Ванадия, мГ/кг (ррм) | - 5,5 - 0,20 0,01 0,05 1,0 - | 0,89 6,0 -6\0 0,20 0,01 0,10 1,5 - | 0,90 0\6 0,25 0,01 0,30 2,0 - | 0,92 0\6 2,5 0,05 0,30 2,0 | 0,975 0\6 0,10 0,50 3,5 | 0,991 0,10 0,50 3,5 | 0,991 0,10 0,50 3,5 | |||||||
ISO-F | RML 35 | RMH | RMK | RML | RMH | - | RML 55 | |||||||
Class BSI | N10 | M8 | - | M11 | M9 | - | M12 | |||||||
CIMAC | - | H45 | K45 | - | H55 | K55 | - | |||||||
Плотность при 15С, г\куб.см Вязкость при 50С, сСт Температура застывания Коксуемость, % массы Зольность, % массы Содержание: Воды, % объема Серы, % массы Ванадия, мг\кг (РРМ) | - - 0,20 1,0 5,0 | 0,991 0,20 1,0 5,0 | - 0,20 1,0 5,0 | - - 0,20 1,0 5,0 | 0,991 0,20 1,0 5,0 | 1,010 0,20 1,0 5,0 | - - 0,20 1,0 5,0 | |||||||
Основные российские стандарты, регламентирующие качество топлива: Дизельное топливо вырабатывается по ГОСТ 305–82 трех марок: Л – летнее, применяемое при температурах окружающего воздуха выше 0 °С; З – зимнее, применяемое при температурах до -20 °С (в этом случае зимнее дизельное топливо должно иметь температуру застывания < -35 °С), или зимнее, применяемое при температурах до -30 °С, тогда топливо должно иметь температуру застывания <-45°С); А – арктическое, температура применения которого до -50 °С. По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на два вида: 1 – содержание серы не более 0,2% и 2 – содержание серы не более 0,5%. Технические условия предусматривают 6 марок дизельного топлива:Л – 0,2; Л – 0,5; З – 0,2; З – 0,5 иА – 0,2; А – 0,4.В условное обозначение топлива марки Л должны входить содержание серы и температуры вспышки, топлива марки З – содержание серы и температура застывания, топлива марки А – содержание серы. Примеры условного обозначения. Топливо летнее с содержанием серы до 0,2% и температурой вспышки 40С: «Топливо дизельное Л – 0,2 – 40 » Топливо зимнее с содержанием серы до 0,2% и температурой застывания минус 35С: «Топливо дизельное З – 0,2 минус 35» Топливо арктическое с содержанием серы 0,4% «Топливо дизельное А – 0,4» Дизельное экспортное топливо(ТУ 38.401-58-110–94) – вырабатывают для поставок на экспорт, содержание серы 0,2%. Судовое маловязкое топливо вырабатывается по ТУ 38.101567-2000. Моторноетопливо определеноГОСТ 1667 – 68 «Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей, ТУ» марки ДМ высшей категории – для судовых малооборотных дизелей. Флотский мазут Ф-5 и Ф-12 вырабатывается по ГОСТ 10585–99. Флотский мазут Ф-30,180 и 380 вырабатывается по ТУ 0252-003-29051834-01. | ||||||||||||||
Для судовых дизелей должны применяться только те сорта топлива и масла, характеристики которых соответствуют требованиям заводских инструкций по эксплуатации. Эксплуатация дизелей на сортах топлива и масла, заменяющих рекомендуемые заводской инструкцией, может быть допущена только по распоряжению судовладельца на базе положительных результатов эксплуатационных испытаний.
Суда с мощностью главной силовой установки более 370 кВт должны иметь переносную экспресс - лабораторию для производства анализов топлива и масел. Остальные суда должны снабжаться соответствующими быстродействующими индикаторами.
Приемка топлива и масла без сертификатов, характеризующих их качество, категорически запрещается. Срок давности лабораторного анализа на топливо и масло не должен превышать 6 месяцев.
При приемке топлива и масла должны быть приняты необходимые меры по предотвращению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью и других нормативных документов, действующих в данной области.
Топливо
В зависимости от типа дизеля, наличия соответствующей системы топливоподготовки и результатов испытаний дизеля рекомендуется применять следующие виды топлива:
1. для малооборотных дизелей (до 200 об./мин.) - маловязкие топлива типа дизельных дистиллятных (ГОСТ 305-82), средневязкие топлива типа ДТ и высоковязкие топлива типа ДМ (ГОСТ 1667-68), мазут флотский Ф-5 и Ф-12 (ГОСТ 10585-75);
2. для среднеоборотных дизелей (до 500 об./мин.) - маловязкие топлива типа дизельных дистиллятных (ГОСТ 305-8
3. и средневязкие топлива типа ДТ (ГОСТ 1667-68);
4. для высокооборотных дизелей (свыше 500 об./мин.) - только маловязкие топлива типа дизельных дистиллятных (ГОСТ 305-82);
5. для всех дизелей - газотурбинное топливо (ГОСТ 10433-75).
7.2.2. Для малооборотных дизелей допускается использовать высокосернистые топлива с повышенной исходной вязкостью как отечественных, так и иностранных сортов, соответствующие по своим свойствам мазутам, а также моторные топлива с повышенным содержанием серы. В этом случае суда должны иметь:
1. специальные системы подготовки топлива, включающие подогрев, отстой, сепарацию, гомогенизацию;
2. системы легкого (дизельного) топлива для пуска дизеля;
3. специальную топливную аппаратуру;
4. специальные сорта цилиндровых масел.
7.2.3. Для решения задач топливо подготовки, а также для приготовления смесей топлива, из отечественных и зарубежных марок можно использовать номограммы I - III (Приложение 8).
7.2.4. Указанные в п. 7.2.1 сорта топлива должны удовлетворять требованиям стандартов (Приложение 9).
7.2.5. При работе дизеля на топливе иностранных фирм и в случае отсутствия соответствующих рекомендаций в инструкции по эксплуатации необходимо использовать данные Приложения 10 настоящих Правил. При этом необходимо помнить, что топливо иностранных фирм имеет более низкую температуру вспышки и температуру застывания, не соответствующую отечественным стандартам.
7.2.6. Запрещается использование в судовых дизелях топлив, не прошедших очистку от механических примесей и воды имеющимися для этого на судне средствами.
7.2.7. К дизельному топливу рекомендуются следующие марки присадок:
1. антикоррозионная, антиизносная НГ-203А в концентрации 0,05% или НГ-203Б в концентрации 0,05% и 0,1% для сернистых дизельных топлив (по массе);
2. обкаточная нефтегаз 101 (ТУ 38-101410-73);
3. ВНИИНП-102 для котельных сернистых топлив. Первоначальная дозировка составляет 0,3 - 0,4%, последующая - 0,2% (по массе). Улучшает процесс горения, замедляет коррозию стальных деталей, уменьшает нагарообразование.
7.2.8. Введение присадок в топливо должно осуществляться на нефтеперерабатывающих заводах, а также непосредственно на судах. В этом случае на судне необходимо иметь отдельную тару или цистерну для присадок.