Особенности систем смазки турбокомпрессора с подшипниками скольжения. Применяемые масла.

Подшипники смазываются моторным маслом системы смазки двигателя. Масло подается по каналам в корпусе подшипников. Для герметизации масла на валу установлены уплотнительные кольца.

Преимущества подшипников скольжения по сравнению с подшипниками качения заключаются в меньшем износе (так как при правильной конструкции подшип­ников легко осуществима их полная гидродинамическая смазка), что предопределяется малыми нагрузками и высокой окружной скоростью, поэтому подшипники скольжения, как правило, более долговечны; кроме того, они невосприимчивы к толчкам и сотря­сениям.

К подшипникам скольжения масло должно подводиться под давлением. Если для ТК применяется собственная система циркуляции масла, то наряду с преимуще­ствами чистоты масла и меньшего количества трубопроводов требуется наличие специального – приводимого от вала турбины – масляного насоса, собственного масляного бака и соб­ственного холодильника масла, что вызывает удорожание кон­струкции. В связи с этим наддувочные агрегаты с подшипниками скольжения (в том числе и при больших размерах турбокомпрес­соров) включаются в систему смазки двигателя, что при надле­жащей очистке масла (фильтрации) не имеет отрицательных последствий для подшипников ТК.

Турбокомпрессоры с подшипниками качения осна­щаются автономной масляной системой.

7) Влияние загрязнений на характеристики турбины и ком­прессора турбокомпрессора, очистка проточной части турбокомпрессора.

В процессе эксплуатации на фильтре, входном устройстве, в проточной части компрессора и турбины постепенно накапливаются продукты неполного сгорания топлива, углеводородных соединений, получаемые при конденсации и окислении паров топлива и масла, а также минеральные вещества, поступающие в компрессор из атмосферы в виде пыли и аэрозолей. В лабиринтных уплотнениях ротора также происходит отложение нагара, особенно со стороны турбины и при недостаточно отрегулированном давлении запирающего воздуха - в уплотнениях ротора.

Возможны и другие повреждения турбокомпрессора вследствие попадания обломков поршневых колец или твердых частиц кокса.

Вследствие указанных причин происходит изменение характеристик наддувочных агрегатов, снижаются их к. п. д., давление и расход воздуха на двигатель. Для поддержания параметров наддува инструкциями по эксплуатации предусматриваются периодические осмотры и чистка турбокомпрессоров (обычно через 3000–5000 ч работы).

Закоксовывание соплового аппарата турбины, несмотря на сохранение или даже некоторое повышение давления наддува и частоты вращения турбокомпрессоров, ведет к уменьшению расхода воздуха, росту температуры выпускных газов и уменьшению перепада давления на продувку цилиндров и запаса по помпажу компрессора.

Увеличение потерь на трение в каналах вследствие отложений вызывает снижение коэффициентов скорости при истечении газа из сопловых и рабочих лопаток и уменьшает окружной к. п. д. турбины.

Заметное влияние отложений в турбине на изменение параметров наддува в эксплуатации встречается при нарушении режимов смазки цилиндров и неудовлетворительном сгорании тяжелого топлива.

Значительно чаще причиной снижения давления и расхода воздуха является загрязнение компрессора ГТН.

На главных и вспомогательных двигателях ряда судов резкое снижение параметров наддува отмечалось уже через 300–400 ч работы после чистки турбокомпрессоров. С уменьшением давления , растет температура выпускных газов, температура и напряжение деталей ЦПГ, что может служить причиной появления аварийных износов втулок, колец, а при длительной работе снижает моторесурс крышек, поршней и рабочих цилиндров .

В условиях эксплуатации дизеля на судне загрязняются не только воздушные фильтры компрессора, но неподвижные и подвижные элементы его проточной части. Состояние воздушных фильтров легко контролируется по перепаду давления на фильтре. Обычно при возрастании сопротивления на фильтре до 100 - 130 мм вод. ст. требуется его промывка.

В проточной части компрессора отложения на стенках вызывают повышенные потери на трение и могут послужить причиной изменения их геометрии. Наиболее сильно заносится лопаточный диффузор. Слой отложений на входной крышке лопаток может достигать величины 4 мм и более. Это, в свою очередь, может быть причиной помпажа и снижения к. п. д. компрессора. Характерно, что загрязнение компрессора, в отличие от загрязнений турбины, мало влияет на положение границы помпажа компрессора.

Таким образом, необходимым условием эффективного использования построечной мощности двигателя является поддержание в чистоте проточных частей турбонаддувочного агрегата. В период между ревизиями турбокомпрессора рекомендуется регулярная промывка на ходу турбины и компрессора. Она осуществляется чаще всего пресной водой с помощью несложных приспособлений в соответствии с инструкциями по обслуживанию ГТН.


Наши рекомендации