Тема 30. Оценка уровня воспитанности школьников.

Понятие воспитанности в педагогической теории и практике.

Проблема критериев и норм воспитанности.

Изучение и анализ результатов и эффективности воспитательного процесса. Показатели воспитанности школьников. Диагностика коллектива, отношений между участниками педагогического процесса.

Эффективность воспитательной работы. Виды и уровни анализа воспитательной работы.

Экзаменационные вопросы по педагогике

  1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.
2.Профессиональная компетентность учителя3.Педагогика как наука о воспитании.
  1. Целостный педагогический процесс и его характеристика.
  2. Ребенок как объект и субъект воспитания целостного педагогического процесса.

6.Личностно ориентированный подход в образовании.

7.Методы педагогического исследования.

8.Система образования и ее характеристика. Закон РФ «Об образовании».

9.Дидактика как раздел педагогической науки.

10.Обучение в целостном педагогическом процессе.

  1. Современные технологии обучения.
  2. Мотивы учения на разных возрастных этапах.

13.Содержание образования в целостном педагогическом процессе.

  1. Закономерности и принципы обучения.
  2. Методы, приемы и средства обучения, их характеристика.
  3. Организационные формы обучения.

17.Урок как основная форма организации учебного процесса.

18.Диагностика и оценка учебных достижений школьников.

19.Воспитание как часть педагогического процесса.

  1. Современные концепции воспитания.
  2. Воспитательная система школы.
  3. Формирование личности в процессе воспитания.
  4. Методы, приемы и средства воспитания.
  5. Взаимоотношения коллектива и личности.

25.Формы взаимодействия образовательного учреждения с семьей.

  1. Функции, основные направления и формы деятельности учителя – классного руководителя.
  2. Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников.
  3. Педагогическая техника, как инструментарий педагогического мастерства.
  4. Педагогическое общение, его функции и стили.
30.Оценка уровня воспитанности школьников.

Дисциплина Психология

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи. Этапы становления науки. Место психологии в системе наук.

Психология как наука о психике, закономерности ее проявления и развития. Житейская и научная психология.

Основные этапы развития психологии. Основные психологические теории: ассоциативная теория, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология. Развитие отечественной психологии (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Рубинштейн С.Л., и др.). Структура психики: психические процессы, психические свойства, психические состояния.

Задачи современной психологии как закономерности педагогического процесса, определяющие условия его оптимизации. Основные отрасли психологии: базовые и специальные: возрастная, педагогическая, социальная, генетическая, медицинская, дифференциальная, патопсихология, психотерапия, психодиагностика и др. Роль психологических знаний в работе учителя..

Тема 2. Личность. «Я» - концепция.

Человек, индивид, личность, индивидуальность, соотношение понятий. Личность как способ существования человека в системе социальных отношений. Понятие личности в зарубежной и отечественной психологии. Структура личности (К.К. Платонов, С.Я. Рубинштейн, З. Фрейд и др.) Направленность как система мотивов и установок личности, ориентирующих ее в поведении, деятельности и общении. «Я – концепция»: когнитивный, оценочный, поведенческий компоненты.

Тема 3. Психологическая характеристика деятельности.

Определение деятельности как вида активности человека. Труд, учение, игра, как основные виды человеческой деятельности. Основные характеристики деятельности: цель, мотив, действия, операции, средства, результат. Операции и действия. Экстериоризация и интериоризация действий. Деятельность и ее структура в работе учителя. Освоение деятельности через умения, навыки, привычки.

Тема 4. Темперамент.

Понятие о темпераменте как индивидном свойстве человека. Типы темперамента по И. П. Павлову. Физиологические основы темперамента. Сила, уравновешенность, подвижность нервной системы. Параметры темперамента по В.С. Мерлину: сензитивность, активность, реактивность, темп реакций, пластичность и ригидность, эмоциональность. Экстравертированность и интровертированность. Характеристика типов темперамента. Учет сангвинического, холерического, флегматического и меланхолического типов в работе учителя.



Наши рекомендации