Тема 30. Оценка уровня воспитанности школьников.
Понятие воспитанности в педагогической теории и практике.
Проблема критериев и норм воспитанности.
Изучение и анализ результатов и эффективности воспитательного процесса. Показатели воспитанности школьников. Диагностика коллектива, отношений между участниками педагогического процесса.
Эффективность воспитательной работы. Виды и уровни анализа воспитательной работы.
Экзаменационные вопросы по педагогике
- Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.
- Целостный педагогический процесс и его характеристика.
- Ребенок как объект и субъект воспитания целостного педагогического процесса.
6.Личностно ориентированный подход в образовании.
7.Методы педагогического исследования.
8.Система образования и ее характеристика. Закон РФ «Об образовании».
9.Дидактика как раздел педагогической науки.
10.Обучение в целостном педагогическом процессе.
- Современные технологии обучения.
- Мотивы учения на разных возрастных этапах.
13.Содержание образования в целостном педагогическом процессе.
- Закономерности и принципы обучения.
- Методы, приемы и средства обучения, их характеристика.
- Организационные формы обучения.
17.Урок как основная форма организации учебного процесса.
18.Диагностика и оценка учебных достижений школьников.
19.Воспитание как часть педагогического процесса.
- Современные концепции воспитания.
- Воспитательная система школы.
- Формирование личности в процессе воспитания.
- Методы, приемы и средства воспитания.
- Взаимоотношения коллектива и личности.
25.Формы взаимодействия образовательного учреждения с семьей.
- Функции, основные направления и формы деятельности учителя – классного руководителя.
- Воспитание в учебной и внеучебной деятельности школьников.
- Педагогическая техника, как инструментарий педагогического мастерства.
- Педагогическое общение, его функции и стили.
Дисциплина Психология
Тема 1. Предмет психологии, ее задачи. Этапы становления науки. Место психологии в системе наук.
Психология как наука о психике, закономерности ее проявления и развития. Житейская и научная психология.
Основные этапы развития психологии. Основные психологические теории: ассоциативная теория, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология. Развитие отечественной психологии (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Рубинштейн С.Л., и др.). Структура психики: психические процессы, психические свойства, психические состояния.
Задачи современной психологии как закономерности педагогического процесса, определяющие условия его оптимизации. Основные отрасли психологии: базовые и специальные: возрастная, педагогическая, социальная, генетическая, медицинская, дифференциальная, патопсихология, психотерапия, психодиагностика и др. Роль психологических знаний в работе учителя..
Тема 2. Личность. «Я» - концепция.
Человек, индивид, личность, индивидуальность, соотношение понятий. Личность как способ существования человека в системе социальных отношений. Понятие личности в зарубежной и отечественной психологии. Структура личности (К.К. Платонов, С.Я. Рубинштейн, З. Фрейд и др.) Направленность как система мотивов и установок личности, ориентирующих ее в поведении, деятельности и общении. «Я – концепция»: когнитивный, оценочный, поведенческий компоненты.
Тема 3. Психологическая характеристика деятельности.
Определение деятельности как вида активности человека. Труд, учение, игра, как основные виды человеческой деятельности. Основные характеристики деятельности: цель, мотив, действия, операции, средства, результат. Операции и действия. Экстериоризация и интериоризация действий. Деятельность и ее структура в работе учителя. Освоение деятельности через умения, навыки, привычки.
Тема 4. Темперамент.
Понятие о темпераменте как индивидном свойстве человека. Типы темперамента по И. П. Павлову. Физиологические основы темперамента. Сила, уравновешенность, подвижность нервной системы. Параметры темперамента по В.С. Мерлину: сензитивность, активность, реактивность, темп реакций, пластичность и ригидность, эмоциональность. Экстравертированность и интровертированность. Характеристика типов темперамента. Учет сангвинического, холерического, флегматического и меланхолического типов в работе учителя.