Эволюция возникновения теории УР.
1 – Подход на основе теории управления (возникла во время 2-й Мировой). Перешла из военного дела в корпорации. Компьютерное подразделение готовит количественную информацию для анализа. Отделы научного планирования используют математические модели для количественной оценки существенных переменных и последующего количественного представления вариантов решения, а также для того, чтобы установить вероятность успеха того или иного решения.
Теория управления - инструмент для принятия решений в организации, когда проблемы поддаются анализу и переменные могут быть идентифицированы и измерены
С помощью теории управления можно быстро и правильно решать задачи, имеющие большое количество явно выраженных переменных, которые человек просто не в состоянии переработать в голове. Эта система наилучшим образом проявляет себя, когда направлена на решение задач, поддающихся анализу, задач, в которой все переменные могут быть измерены и структурированы с помощью логических действий.
2 – Модель Карнеги. Изложена суть ограниченно рационального подхода при принятии решений. Раньше все исследования экономики строились на том, что компании принимают решения так, как будто вся относящаяся к делу информация как в воронку просачивается к одному менеджеру, ответственному за решение, для того, чтобы он сделал свой выбор. Модель показала, что к решениям на уровне организации, как правило, подключаются многие менеджеры, и что окончательный выбор менеджеры могут сделать только в группе (несколькими менеджеров, одинаково представляющими себе цели организации и приоритеты проблемы).
Решения принимаются преимущественно не для нахождения максимальный решения проблемы и уровня выполнения работы, а для удовлетворенности. Принимается то решение, которое воспринимается группой менеджеров, как удовлетворительное. Во-вторых, менеджеры озабочены насущными проблемами и их быстрым решением. Они занимаются проблемно-ориентированным поиском, т.е. менеджеры ищут в непосредственно окружающей их обстановке решение, способное быстро нейтрализовать проблему. Менеджеры не ждут, что им удастся принять совершеннейшее решение, когда ситуация с трудом поддается определению и насыщена конфликтами
3 – Модель инкрементального процесса. Исследователи рассматривали каждый шаг в последовательности действий при принятии решений. Акцентирует внимание не на политических и социальных факторах, как в модели Карнеги, а на структурной последовательности действий, предпринятых на протяжении всего процесса – с момента обнаружения проблемы до момента ее решения. Главный выбор в организации, приводящий к основному решению, обычно состоит из серии «мелких» выборов.
Выделяют следующие этапы (прерываниями решения):
- Фаза идентификации
- Фаза разработки (формируется решение)
- Фаза выбора (выбирается 1 из альтернатив)
- Санкционирование решения на всех уровнях
Но так же существуют второстепенные проблемы, которые заставляют возвращаться назад.
4 - Модель мусорной корзины. Была разработана с целью объяснить схему принятия решений в организациях, чья деятельность является в высшей степени неопределенной (организованная анархия, она же характеризуется 3 факторами: проблематичность предпочтений, нечеткая плохо понимаемая технология, текучесть кадров). Имеет дело с системой или потоком многочисленных решений внутри организации. Помогает размышлять об организации в целом и о решениях, наиболее часто принимаемых менеджерами организаций.
Идентификация проблемы и ее решение могут быть и не связаны друг с другом. Решения представляют собой результат независимых потоков событий, происходящих внутри организации.
5 – Теория социального выбора. Несуществование рационального правила общественного выбора, учитывающего мнение всех членов общества. Рациональный общественный выбор не может быть компромиссным. Определяют ограничения на общественный выбор правила для коллективного принятия решения. Эти ограничения суровы. Три общепризнанные цели- коллективная рациональность, способность принимать решения и равенство власти- оказываются в непримиримом противоречии.
6 – Теория психологического реактивного сопротивления. Дефицит, или правило малого: ценность чего-либо позитивного в наших глазах существенно увеличивается, если оно становится менее доступным. В этом случае степень нашей свободы уменьшается; а мы ненавидим терять ту свободу, которая у нас есть.
7 – Теория сатисфакции. Опирается на четыре группы предпосылок:
- Квазиразрешение конфликтов. Организация – объединение людей, у которых есть свои цели, в значительной степени не совпадающие с целями организации. Поскольку цели или предпочтительные для каждого из членов организации альтернативы не могут быть реализованы, необходим механизм разрешения конфликта для достижения достаточной согласованности и последовательности более или менее независимых целей. Следовательно, цели организации – это компромиссное соглашение, которое достигается в результате сделок и обучения.
- Стремление избежать неопределенности. Организации пытаются уклониться от принятия решений, связанных с риском и неопределенностью, рассматривая только неотложные проблемы и не разрабатывая долговременных стратегий.
- Поиск проблем. Найденные проблемы могут разрешаться не с помощью разработки альтернатив, удовлетворяющих целям, а путем пересмотра самих целей для реализации имеющихся альтернатив.
- Организационное обучение. Организации «обучаются» в результате накопления опыта существующей или аналогичной системы. Они учатся приспосабливаться к более реальным целям, выявлять положительный опыт и извлекать из этого выгоду.
8 – Логический инкрементализм. Антинормативная теория, логика которой сводится к следующему: формирование стратегии не может быть четким, упорядоченным и полностью контролируемым, очень малая часть рзработок на самом деле внедряются => долгосрочное и бюрократически организация планирования уступает место краткосрочным, пошаговым планам => краткосрочность планов не отрицает важности идеи или общего видения будущего организации => для эффективного краткосрочного планирования и развития долгосрочного видения организация должна быть гибкой, способной реагировать, самообучаемой => роль лидера сводится не к определению рациональных стратегий, а к обеспечению условий коллективного познания => условия коллективного познания обеспечиваются благодаря внедрению свободной коммуникации внутри организации и поощрению групповых методов работы.
9 – Опережающее управление охватывает процессы управления в прошлом, настоящем, будущем по отдельности и всем вместе. Каждый из них имеет свою направленность и последовательность шагов, а также набор приемов, которые должны применяться отдельно и в определенной последовательности. Но эти процессы взаимосвязаны. Любой компетентный специалист управления применяет в своей работе определенную систему упорядоченных действий. Одни делают это осознанно и успешно, другие - интуитивно, но тоже успешно. Существует необходимость повышать осознанность принимаемых решений.