Формирование кадрового состава
От того, насколько эффективно организовано управление персоналом, зависит эффективность деятельности организации. Эффективность управления персоналом определяется в значительной степени тем, в какой степени руководитель организации владеет современными технологиями работы с персоналом.
В эпоху стремительного становления и усложнения технологий производства одно из основных требований, предъявляемых к работнику, - высокий профессиональный уровень, компетентность, умение осваивать новые, более совершенные технологии.
Умение сформировать коллектив, обладающий высоким профессиональным уровнем, является одним из необходимых условий успешной конкуренции, завоевания новых рынков сбыта и закрепления на старых, поскольку только высокий профессиональный уровень работников может обеспечить выпуск продукции мирового класса, способной конкурировать с наиболее качественной товарной продукцией, представленной на мировых рынках сбыта.
Управленческая ситуация № 1
На одном из этапов развития западногерманской компании «Сименс», определивших ее будущее, руководство компании было обеспокоено тем, что профессиональный и образовательный уровень работников не вполне удовлетворяет возрастающим требованиям. Настораживало, что на протяжении длительного периода неизменной оставалась структура персонала, не увеличивалась доля работников высокой квалификации, относительная численность инженерно-технического персонала и управляющих.
Проблема 1. Как вы оцениваете положение с кадровым составом западногерманской компании «Сименс» с точки зрения возрастающей конкурентной борьбы? Что бы вы предприняли на месте руководства компании?
Развитие управленческой ситуации № 1. После анализа сложившейся ситуации руководство компании «Сименс» решило изменить систему планирования трудовых ресурсов, используя так называемый качественный подход.
Отдел кадров компании провел анализ перспективных планов развития компании и определил, работники каких специальностей и какого профессионального уровня потребуются в близком более отдаленном будущем. Рассматривался период до 10 лет.
Таблица 3.5.1
Укрупненная оценка степени соответствия персонала
Формуляр №1 | Оценка степени соответствия персонала задачам, стоящим перед организацией (подразделением) | |||
Основные задачи, стоящие перед организацией | Подразделения, которые должны решать задачу | Требования к персоналу при решении задач | Степень соответствия наличного персонала этим требованиям (по 5-бальной шкале) | Есть ли необходимость в изменении ситуации (ясно – да, неясно - нет) |
В результате было выявлено несоответствие между нынешним профессионально-квалификационным уровнем работников компании и тем, который потребуется в перспективе, что привело к разработке плана мероприятия, предусматривавшего:
• подбор кадрового состава,
• перераспределение кадров внутри компании,
• профессиональную переподготовку кадров.
Для определения соответствия персонала перспективным планам развития организации и тем задачам, которые должны ею решаться рекомендуется воспользоваться табл. 3.5.1.
При разработке перечня возможных мер по совершенствованию кадрового состава организации необходимо оценивать их ожидаемую эффективность и в зависимости от этого целесообразность их использования. Для этого рекомендуется воспользоваться табл. 3.5.2.
Таблица 3.5.2
Формуляр № 2 | Определение мер для повышения соответствия персонала предъявляемым требованиям | ||
Наименование подразделения | Возможные меры обеспечения соответствия персонала | Оценка ожидаемой эффективности мер | Степень обязательности мер (5-бальная система) |
При совершенствовании кадрового состава организации скорректированные требования должны предъявляться не только к персоналу организации, но и к штатному расписанию. При оценке соответствия штатного расписания задачам, стоящим перед организацией, рекомендуется воспользоваться табл. 3.5.3.
Таблица 3.5.3
Формуляр №3 | Определение соответствия штатного расписания задачам организации | |||
Основные задачи, стоящие перед организацией | Подразделения, которые должны решать задачу | Штатные работники, обязанные решать задачу (должности и численность) | Степень соответствия штатного расписания требованиям (по 5-бальной шкале) | Есть ли необходимость в изменении штатного расписания (ясно – да, неясно - нет) |
Однако принимаемые меры не должны подрывать сложившийся в организации благоприятный психологический климат и отношения в коллективе. Необходимо обеспечить максимальную безболезненность для персонала предполагаемой корректировки его состава, понимание и поддержку со стороны персонала проводимой кадровой политики. Чтобы обеспечить проведение реструктуризации кадрового состава, не нарушая текущей деятельности организации, рекомендуется хорошо подготовить персонал.
Целесообразно при этом заполнить табл. 3.5.4 и 3.5.5.
Не менее важная проблема возникает и при необходимости изменений в составе руководства организации. Этот процесс сложный и ответственный.
Например, в корпорации ИВМ принята практика, когда каждый кандидат на руководящие посты в подразделениях должен пройти стажировку в сбытовых организациях.
Таблица 3.5.4
Формуляр №4 | Оценка ожидаемого воздействия принимаемых мер на создание благоприятной рабочей обстановки | |||
Возможные меры повышения соответствия персонала | Степень уверенности в достижении цели | Какие опасности и риски может повлечь эта мера | Как можно предотвратить возможные опасности | Ожидаемые затраты предприятия |
Таблица 3.5.5
Формуляр №5 | Оценка ожидаемой реакции персонала | |||
Возможные меры повышения соответствия персонала | Какая положительная реакция коллектива возможна | Какая отрицательная реакция коллектива возможна | Какими последствиями эта реакция чревата | Как смягчить отрицательные последствия |
При подборе и вступлении в должность руководителей организации трудно дать рекомендации на все случаи жизни. Вступление в должность нового руководителя часто сопровождается значительными организационными изменениями, а также корректировкой стратегии развития организации, стиля управления ею.
Мотивация труда
В российской практике бизнеса все чаще используются различные нововведения в мотивации труда, чтобы сделать его более плодотворным, эффективным. Среди таких инноваций – установление для конкретного работника нестандартного, льготного рабочего режима.
Этот вид мотивации у нас используется пока мало. Тем не менее он считается одним из эффективных, особенно на малых частных предприятиях, среди лиц таких профессий, как врачи, юристы, преподаватели, управляющие, технические работники, и в сфере обслуживания.
Работники назначают себе рабочие часы по своему усмотрению, лишь бы они устраивали компанию и их было достаточно, чтобы выполнить требуемую работу. Один трудится с 8 до 16 час., другой – с 12 до 20 час. Если вы справляетесь с работой скорее, ваше дело – идти домой или работать дополнительно. В некоторых компаниях имеется четыре или даже пять смен. Иногда гибкие смены приводят к сокращенной рабочей неделе, обычно к четырехдневной, с тремя выходными.
Некоторые компании установили «материнские смены», которые приспособлены к часам посещения школы детьми. Женщина не покидает организацию во время вынашивания и раннего воспитания детей. Многие предприятия дают возможность студентам работать во время «окон» в их учебных расписаниях.
Гибкие смены снижают уклонение от работы, опоздания и текучесть рабочей силы, повышают настроение и производительность труда.
Вопросы
1. Если руководство фирмы предложило бы вам гибкий график трудовой деятельности, как бы вы на это отреагировали и почему?
2. Как вы полагаете: в чем интерес руководства компании при предоставлении работникам льготного режима работы?
3. Если бы вы были руководителем, то каким образом организовали бы работу по контролю за количеством и результатами труда сотрудников?
Вы и ваша карьера
Проверьте себя, решив следующие задачи.
1. Вы только что потерпели неудачу в повышении в должности, к которому стремились и на которое рассчитывали. Ваша гордость задета. Вы подумываете об уходе. Ответьте:
следует ли сразу подавать заявление;
следует ли обсуждать данный вопрос с Вашим непосредственным начальником, коллегами, подчиненными;
в случае неувольнения какие шаги необходимо Вам предпринять для наиболее успешного выхода из ситуаций?
2. Только что открылась новая вакансия. Она кажется Вам очень заманчивой, хотя у Вас нет опыта в такого рода деятельности. Но так как Вы хорошо себя зарекомендовали, друзья убеждают Вас решиться на это. Вам кажется, что способности позволяют Вам занять эту должность, даже с недостаточным опытом. Не слишком ли велик риск?
Какие вопросы Вы должны себе задать (и найти на них ответ), чтобы оценить степень риска при вступлении в новую для Вас должность?
3. Вам предлагают стать заместителем человека, чья некомпетентность известна. Вы получите незначительную надбавку, но она явно недостаточна, если учесть, что помимо своей работы, Вам предстоит выполнять и его работу.
Какую пользу можно извлечь из работы, кажущейся Вам неблагодарной?
Как оценить значение этой работы в перспективе?
4. Вам предлагают повышение. Новая должность выше оплачивается и весьма престижна. Но Вы не знаете, будет ли эта работа доставлять Вам удовлетворение; более того, предполагаете, что не будет. Стоит ли отказаться от предложенного Вам повышения?
Какие близкие (отдаленные) отрицательные (положительные) последствия могут возникнуть в связи с Вашим решением принять новую должность?
Какие близкие (отдаленные) положительные (отрицательные) последствия могут возникнуть в случае Вашего отказа от предложения?
Руководить – не командовать
Многие руководители все еще уверены в том, что стоит им «выбить» капиталовложения или новое оборудование, как эффективность труда коллектива тут же возрастет. Такое проявление общей экономической неграмотности в сочетании с принижением роли квалификации и знаний работников, конечно, только вредят делу. Ведь задача руководителя — способствовать максимальному развитию творческого потенциала сотрудника, ибо этот потенциал и его реализация — главный фактор роста эффективности учебно-производственного процесса.
Руководитель должен изучить все сильные и слабые стороны своих подчиненных с тем, чтобы вовремя и целенаправленно приводить в действие факторы, положительно воздействующие на отдачу их труда. Основным здесь следует считать оценку деятельности подчиненных, но не процесса деятельности, а конечного результата. При этом работник должен знать, за что его поощряют (или не поощряют).
Ключом к высокой производительности, а точнее, к высокому результату служит ответственность. Для того чтобы подчиненный мог взять на себя ответственность за свою деятельность, руководителю необходимо соблюдать следующие условия: он Должен изучить работу, продумать стандарты, способствующие ее выполнению, методы контроля, средства и способы передачи информации от субъекта к субъекту; обеспечить возможность того, чтобы исполнитель мог сопоставлять результаты своей работы с планируемыми результатами или со стандартами для самоконтроля и самокорректировки; так поставить обучение подчиненных, чтобы у них постоянно возникала потребность использовать полученные знания.
Ныне почти повсеместно пытаются повысить ответственность о цельных работников и трудовых коллективов за счет самоуправления. Это, разумеется, резонно. Однако не стоит забывать, что самоуправление эффективно лишь в том случае, когда взаимодействие руководства и исполнителей осуществляется при минимуме промежуточных ступеней.
Теперь предлагаем Вашему вниманию несколько задач, ответы на которые помогут Вам правильно установить отношения подчиненными.
1. Некоторые из Ваших подчиненных явно отрицают какие- либо жесткие крайние сроки. Они никак не могут уложиться и них, что буквально выводит Вас из себя. Ваши действия в данной ситуации:
— назначаете срок короче, создав резерв времени;
— устанавливаете промежуточные сроки и цели, чтобы проконтролировать процесс и немного «поднажать» на каждом промежуточном этапе;
— другие варианты.
2. Вы прослышали, что один из основных Ваших работников серьезно настроился на поиск другой работы. Естественно, Вы обеспокоены, думаете, как реагировать.
Стоит ли сказать ему напрямую о том, что Вы слышали об его намерениях?
Раскроете ли перспективы его роста, чтобы увидеть его реакцию?
Изменится ли Ваше отношение к сотруднику, если он прекратит поиски?
3. Вы не знаете, как себя вести с теми подчиненными, которые приходят к Вам с личными внутренними бедами и проблемами. Вы не хотите сразу отвергать, отталкивать их, отказываясь от разговора, но как вести этот разговор:
— надо ли больше говорить или слушать?;
— быть ли судьей, советчиком или кем-нибудь еще?;
— какой результат разговора Вас устроит?
4. Вы — молодой руководитель, и Вас назначили в подразделение, где работает немало сотрудников в предпенсионном возрасте. Они — не лучшие работники (так считаете Вы). Как Вы будете вести себя по отношению к этой группе подчиненных:
— будете стремиться активизировать этих людей?;
— «поставите себя» с первых шагов в глазах ветеранов?;
— примете меры для постепенной их замены?