Программа Random (Windows-версия)
Пример: требуется определить выборку по адресу m=n=20, т.е. начиная с ячейки (Ф, 20) в таблице случайных чисел. Определим адреса двухразрядных чисел маски М в соответствии с системой вычетов и перенумерованного алфавита от А до Ф:
№ столбца | № строки | |||||||
По таблице случайных чисел | 20 | 1 | 2 | по таблице случайных чисел | по порядку | |||
По порядку | 20 | 21 | 22 | |||||
Ф | 20 | 20 | ||||||
А | 1 | 21 | ||||||
Б | 2 | 22 | ||||||
В | 3 | 23 | ||||||
Выборка по маске образует конкретную исходную систему:
{ai} | ||||||||||
{cij} | ||||||||||
| + 1 | |||||||||
{bj} | ||||||||||
+ 1 | ||||||||||
S ai =S bj |
Следует учитывать, что вместо нулей ставится единица, исходя из физических предпосылок решаемых экономических задач.
В учебной системе процесс формирования множества числовых вариантов может быть реализован программно. Имеются две версии программы Random для операционных систем DOS и Windows.
Для DOS-версии программы на экране появится таблица 4х6 (24 числа) из двухразрядных чисел от 00 до 99, а также таблица одноразрядных чисел от 0 или 1 до 9 (рис. 3.2). Для Windows-версии на экране также появятся таблицы одноразрядных и двухразрядных чисел (рис. 3.3).
Числа вписываются в рабочую тетрадь, при этом нули заменяются значащими величинами, например, единицами (для windows-версии существует возможность сразу перевести возникшие нули в единицы).
Для образования из исходной системы I, упорядоченной на случай решения задач ЛП и системы данных D,необходимо выполнить следующие действия:
· составить таблицу транспортной задачи размерности 4´6, в которой 4 источника ресурсов (пунктов отправления) и 6 потребителей (стоков) ресурсов (пунктов назначения);
· заполнить таблицу в соответствии с обозначениями {cij}; {ai}; {bj} для своего варианта задания. Указанная выборка приведена для варианта (Ф, 20), т.е. получена наложением маски М на транспортную таблицу (см. табл. 3.2).
3.4. Экономическое содержание двойственности
Основа планово-экономических задач: при ограниченных ресурсах достигнуть наилучшего экономического эффекта.
Как правило, любое производство характеризуется готовой продукцией и наличием отходов основного производства. Отходы могут служит сырьем для выпуска вторичных изделий. Возникает двойственная задача оценки отходов с учетом возможности их использования и получения дополнительной прибыли от инвестированных проектов.
Для учебных целей сформируем двойственную пару задач линейного программирования для данной ситуации. Введем знаково-лингвистическое определение ситуации.
|
Виды и количество отходов обозначим через множество Q:
Q={q1;q2;…qj;…qn},
где qj – количество qj для j–го вида отходов.
Виды и количество вторичных изделий обозначим через X:
X={x1; x2;…xi;…xm},
где {xi} – неизвестные нам количества, подлежащие планированию.
Стоимость единицы отхода также неизвестна, обозначим ее через y={y1; y2;…yj;…yn}.
Неизвестная прибыль от прямой продажи отходов может составить .
Выбрасывая отходы, мы получаем минимальную прибыль, равную нулю. Желательно увеличить эту прибыль за счет вторичного производства.
Пусть имеются инвестиционные проекты на X видов вторичных изделий или способов использования отходов, по которым известна матрица удельных расходов A=[aij] и отходов Q на единицу изделия xiÎX.
Маркетинг показывает нам рыночную стоимость одного изделия xiÎX. Пусть она равна biÎB:
B={b1; b2;…bi;…bm}.
С учетом введенных обозначений получаем таблицу типа транспортной.
Y | ||||||
X | B | y1 | yj | yn | ||
x1 | b1 | a11 | a1j | a1n | ||
xi | bi | ai1 | aii | ain | ||
xm | bm | am1 | amj | |||
Q | q1 | qj | qn |
Из последней на алгебраическом уровне абстрагирования формируется следующая двойственная пара задач:
1) суммы по столбцам определяют ОДР – X:
;
–
задача максимизации прибыли от вторичного использования отходов;
2) суммы по строкам определяют ОДР – Y:
;
–
задача минимизации расходов покупателя отходов.
Упражнение
Требуется:
1. Составить двойственную пару задач.
Решение:
1.1.
Y | |||||
X | B | y1 | y2 | y3 | y4 |
x1 | |||||
x2 | |||||
Q |
1.2.
ОДР – X
w³20x1+30x2®
1.3.
ОДР – Y
r£15y1+18y2+16y3+8y4® .
Задание на самостоятельную проработку:
1) Решить задачу п.1.2 графически и алгебраически (путем уточнения координат точек решения). Решение этой задачи рекомендуется проделать самостоятельно.
2) Решить самостоятельно задачу п.1.3, используя табличный алгоритм замены переменных и симплекс-метод.
3) Сравнить результаты решения двойственной пары задач. Проверить выполнение общих свойств двойственности ЗЛП в данном конкретном случае.
4) Дать инвестиционную интерпретацию и составить конкретное описание задачи на знаково-лингвистическом уровне в случае:
(b1; b2) – удельная стоимость единичного изделия от реализации проектов (x1; x2);
(y1; y2; y3; y4) – удельная цена составляющих элементов проектов (x1; x2);
(q1; q2) – объемы инвестиций, предусмотренные на реализацию проектов (x1; x2) (активы);
[aij] – удельные расходы количеств элементов на реализацию проектов (x1; x2);
w – ожидаемая эффективность проекта;
r – эффективность от прямой реализации составляющих проекта;
w=r – условие определения стоимости элементов, определяемая от потребительской стоимости проектов (b1; b2) при их реализации в объемах (x1; x2).
Транспортная задача (ТЗ)
Линейного программирования
4.1. Составление опорного плана ТЗ