Тема практического занятия №1: Введение в курс гистологии, цитологии и эмбриологии.

Модуль по цитологии (I).

Тема практического занятия №1: Введение в курс гистологии, цитологии и эмбриологии.

К занятию студенты должны иметь:

1. Альбом для рисования или черчения, тетрадь для лекций, тетрадь для самостоятельной работы.

2. Набор цветных карандашей.

К первому занятию необходимо подготовить материал по правилам работы с микроскопом и повторить основные вопросы цитологии (ранее изучаемые в курсе биологии).

Требования к форме одежды:

Студентам необходимо приходить на кафедру гистологии в белых халатах, шапочках, а также иметь сменную обувь.

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа ко второму занятию:структурно-функциональная характеристика различных видов межклеточных контактов:

а). Простые.

б). Сложные: запирающие (изолирующие) – плотный контакт;

заякоривающие (сцепляющий) – адгезивный поясок, десмосомы, полудесмосомы, фокальный контакт;

коммуникационные (обменные) –щелевые соединения (нексусы), синаптические соединения.

Подготовка к тестовому контролю.

Тема практического занятия № 2: Учебная конференция "Современное представление о структурных основах жизнедеятельности клетки".

1. Ядро клетки. Характеристика ядра как генетического центра клетки. Роль ядра в хранении и передаче генетической информации и в синтезе белка.

2. Хроматин. Строение и химический состав. Хроматин как форма существования хромосом в неделящемся ядре.

3. Морфология митотических хромосом. Кариотип.

4. Ядрышко. Ядерная оболочка. Кариоплазма.

5. Взаимодействие структур ядра и цитоплазмы в процессе синтеза белка и небелковых веществ в клетках.

6. Органеллы, участвующие в биосинтезе веществ в клетках.

7. Органеллы, участвующие во внутриклеточном пищеварении, защитных и обезвреживающих реакциях.

8. Органеллы, участвующие в процессах выведения веществ из клетки.

9. Органеллы, участвующие в энергопроизводстве.

10. Органеллы, составляющие цитоскелет клетки: центриоли, реснички и жгутики.

11. Специальные органеллы – микроворсинки, базальные складки, реснички, жгутики, тонофибриллы, миофибриллы и нейрофибриллы.

12. Митоз, как основной способ репродукции клеток.

13. Мейоз. Его особенности и биологическое значение.

14. Эндорепродукция. Основные формы, биологическое значение. Понятие о плоидности клеток. Полиплоидия.

15. Понятие о жизненном цикле клеток. Особенности жизненного цикла у различных видов клеток.

Модуль по эмбриологии (2)

Тема практического занятия № 3. Эмбриональное развитие человека (половые клетки, оплодотворение, дробление, первая и вторая фазы гаструляции). Особенности развития человека по сравнению с развитием млекопитающих.

1. Морфофункциональная характеристика половых клеток человека.

2. Оплодотворение, дробление и строение бластулы у человека.

3. Имплантация зародыша. Особенности имплантации зародыша человека.

4. Характеристика процесса гаструляции у человека. Особенности 1-й и 2-й фаз гаструляции человека.

5. Особенности эмбрионального развития человека в сравнении с эмбриогенезом млекопитающих.

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа к четвертому занятию: зарисовать плод человека на стадии 9,5 недель – 1263 стр. Типы плацент млекопитающих и гематоплацентарный барьер на примере структуры ворсинки плаценты человека – 861 , 442 стр.

Литература:

1. Введение в эмбриологию: учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.А. Стадников, Н.Н. Шевлюк, Ю.П. Семченко; под ред. проф. А.А. Стадникова и проф. Н.Н. Шевлюка. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 272 с.

2. Методические указания для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинского института по разделу «Общая эмбриология», 1986.

3. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю.И. Афанасьев, С.Л. Кузнецов, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; под ред Ю.И. Афанасьева, С.Л. Кузнецова, Н.А. Юриной. – 6-е изд., переб и доп. – М.: Медицина, 2004. – 768 с.: ил.

Тема практического занятия № 4. Эмбриональное развитие человека (формирование осевых органов, развитие зародышевых оболочек). Типы плацент млекопитающих. Плацента человека. Критические периоды развития человека.

1. Дифференцировка зародышевых листков, образование осевого комплекса зачатков органов у человека на 2-й-3-й неделе развития. Мезенхима.

2. Формирование, строение и функции зародышевых оболочек и провизорных органов у человека.

3. Связь зародыша человека с материнским организмом. Формирование плаценты. Плацента человека, её развитие, строение, функции.

4. Понятие о критических периодах во внутриутробном и постнатальном развитии. Влияние экзо- и эндогенных факторов на развитие. Вклад П.Г. Светлова в разработку о критических периодах.

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: подготовка к рубежному контролю.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

ОРГАНЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

1. Общая морфо-функциональная характеристика органов дыхательной системы и их источники развития. Респираторные и другие функции.

2. Внелегочные воздухоносные пути (ротовая полость, носоглотка, гортань, трахея, главные бронхи).

3. Легкие. Внутрилегочные воздухоносные пути (бронхи различного калибра).

4. Легкие. Строение респираторных отделов. Воздушно-кровяной барьер.

Особенности кровоснабжения легкого. Возрастные изменения. Плевра.

Модуль по цитологии (I).

Тема практического занятия №1: Введение в курс гистологии, цитологии и эмбриологии.

К занятию студенты должны иметь:

1. Альбом для рисования или черчения, тетрадь для лекций, тетрадь для самостоятельной работы.

2. Набор цветных карандашей.

К первому занятию необходимо подготовить материал по правилам работы с микроскопом и повторить основные вопросы цитологии (ранее изучаемые в курсе биологии).

Требования к форме одежды:

Студентам необходимо приходить на кафедру гистологии в белых халатах, шапочках, а также иметь сменную обувь.

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа ко второму занятию:структурно-функциональная характеристика различных видов межклеточных контактов:

а). Простые.

б). Сложные: запирающие (изолирующие) – плотный контакт;

заякоривающие (сцепляющий) – адгезивный поясок, десмосомы, полудесмосомы, фокальный контакт;

коммуникационные (обменные) –щелевые соединения (нексусы), синаптические соединения.

Подготовка к тестовому контролю.

Тема практического занятия № 2: Учебная конференция "Современное представление о структурных основах жизнедеятельности клетки".

1. Ядро клетки. Характеристика ядра как генетического центра клетки. Роль ядра в хранении и передаче генетической информации и в синтезе белка.

2. Хроматин. Строение и химический состав. Хроматин как форма существования хромосом в неделящемся ядре.

3. Морфология митотических хромосом. Кариотип.

4. Ядрышко. Ядерная оболочка. Кариоплазма.

5. Взаимодействие структур ядра и цитоплазмы в процессе синтеза белка и небелковых веществ в клетках.

6. Органеллы, участвующие в биосинтезе веществ в клетках.

7. Органеллы, участвующие во внутриклеточном пищеварении, защитных и обезвреживающих реакциях.

8. Органеллы, участвующие в процессах выведения веществ из клетки.

9. Органеллы, участвующие в энергопроизводстве.

10. Органеллы, составляющие цитоскелет клетки: центриоли, реснички и жгутики.

11. Специальные органеллы – микроворсинки, базальные складки, реснички, жгутики, тонофибриллы, миофибриллы и нейрофибриллы.

12. Митоз, как основной способ репродукции клеток.

13. Мейоз. Его особенности и биологическое значение.

14. Эндорепродукция. Основные формы, биологическое значение. Понятие о плоидности клеток. Полиплоидия.

15. Понятие о жизненном цикле клеток. Особенности жизненного цикла у различных видов клеток.

Модуль по эмбриологии (2)

Тема практического занятия № 3. Эмбриональное развитие человека (половые клетки, оплодотворение, дробление, первая и вторая фазы гаструляции). Особенности развития человека по сравнению с развитием млекопитающих.

1. Морфофункциональная характеристика половых клеток человека.

2. Оплодотворение, дробление и строение бластулы у человека.

3. Имплантация зародыша. Особенности имплантации зародыша человека.

4. Характеристика процесса гаструляции у человека. Особенности 1-й и 2-й фаз гаструляции человека.

5. Особенности эмбрионального развития человека в сравнении с эмбриогенезом млекопитающих.

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа к четвертому занятию: зарисовать плод человека на стадии 9,5 недель – 1263 стр. Типы плацент млекопитающих и гематоплацентарный барьер на примере структуры ворсинки плаценты человека – 861 , 442 стр.

Литература:

1. Введение в эмбриологию: учебное пособие для студентов медицинских вузов / А.А. Стадников, Н.Н. Шевлюк, Ю.П. Семченко; под ред. проф. А.А. Стадникова и проф. Н.Н. Шевлюка. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. – 272 с.

2. Методические указания для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинского института по разделу «Общая эмбриология», 1986.

3. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю.И. Афанасьев, С.Л. Кузнецов, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; под ред Ю.И. Афанасьева, С.Л. Кузнецова, Н.А. Юриной. – 6-е изд., переб и доп. – М.: Медицина, 2004. – 768 с.: ил.

Тема практического занятия № 4. Эмбриональное развитие человека (формирование осевых органов, развитие зародышевых оболочек). Типы плацент млекопитающих. Плацента человека. Критические периоды развития человека.

1. Дифференцировка зародышевых листков, образование осевого комплекса зачатков органов у человека на 2-й-3-й неделе развития. Мезенхима.

2. Формирование, строение и функции зародышевых оболочек и провизорных органов у человека.

3. Связь зародыша человека с материнским организмом. Формирование плаценты. Плацента человека, её развитие, строение, функции.

4. Понятие о критических периодах во внутриутробном и постнатальном развитии. Влияние экзо- и эндогенных факторов на развитие. Вклад П.Г. Светлова в разработку о критических периодах.

Обязательная внеаудиторная самостоятельная работа: подготовка к рубежному контролю.

Наши рекомендации