Схемы фиксации начала, направления и вида маршрута
Рассмотрим фрагмент схематического плана станции, в который входят приемо-отправочный путь 2П; секции 1АП, 1–3СП, 5СП, 3/7П, 7СП; светофоры: входной Н, выходной Ч2 и маневровые М1, М3, М5, М7, М9. На рис. 4.3 кроме схематического плана приведен блочный план этого фрагмента с расстановкой кнопок, наборных и исполнительных блоков.
При задании основного маршрута приема по светофору Н на приемо-отправочный путь 2П последовательно нажимаются поездные кнопки ННК и Ч2НК. При задании основного маршрута отправления по светофору Ч2 порядок нажатия кнопок изменяется: вначале нажимается кнопка Ч2НК, а затем – ННК. Маневровые маршруты по светофорам М1 до М9 и по М9 на путь 2П задаются нажатием четырех кнопок М1К, М5К (или М9К) и М9К, Ч2К. Если необходимо одновременное открытие светофоров М1 и М9, то достаточно нажать кнопку М1К как начальную и кнопку Ч2К как конечную. Промежуточные кнопки М5К и М9К можно не нажимать. При задании маневровых маршрутов с пути 2П на участок пути 1АП начальной кнопкой является кнопка Ч2К, а конечной – М1К.
Таким образом, одна и та же кнопка пульта управления может быть начальной и конечной, а при наличии вариантных маршрутов кнопки маневровых светофоров могут использоваться в качестве вариантных кнопок.
Поэтому в системе БМРЦ предусмотрена установка блока направления НН (рис. 4.4), который для каждого маршрута определяет его начало, вид (поездной или маневровый) и направление движения (нечетное или четное). С этой целью контакты кнопочных реле, управляющие блоком НН, делятся на четыре группы в зависимости от вида и направления маршрутов:
– нечетные поездные (провод ВН);
– четные поездные (провод ВЧ);
– нечетные маневровые (провод ВНМ);
– четные маневровые (провод ВЧМ).
Нажатие первой кнопки в каждой из групп включает соответствующее реле направления П, О, ПМ или ОМ. Цепь каждого реле направления проходит через тыловые контакты трех остальных реле. Таким образом, в любой момент времени под током может находиться только одно реле направления.
Реле П и О включаются непосредственно контактами кнопочных реле, а реле ПМ и ОМ – через контакты вспомогательных реле ВПМ и ВОМ. Это необходимо для отключения полюса питания ПК (СПБ-К) при задании вариантных маршрутов.
Поездные реле направления П или О после срабатывания блокируются через контакты кнопочных реле трех других групп, а маневровые ПМ или ОМ – через контакты кнопочных реле другой маневровой группы, так как при установке маневровых маршрутов поездные кнопочные реле не работают. Это обеспечивает надежное удержание якоря включенного реле направления при нажатии любой кнопки до окончания работы схемы по установке данного маршрута и отпускания всех кнопок. Для этой цепи используются специальные провода ВО1 и ВО2.
Контактами включившегося реле направления подается полюс питания П через контакт реле отмены набора ОН в шины направления Н, Ч, НМ или ЧМ, а с шин ТН, ТЧ, ТНМ или ТЧМ этот полюс снимается.
Шины направления группируются, как это показано в табл. 4.1.
Рассмотрим особенности полюсов питания маршрутного набора:
– ПК (СПБ-К) – полюс питания кнопочных реле; используется для надежного задания вариантных маршрутов;
– ПН (СПБ-Н) – используется для отмены набора;
– ПГ (СПБ-Г) – используется для отмены набора и перекрытия маневровых светофоров при отмене маршрутов; питание полюсов ПН и ПГ разделено для того, чтобы во время отмены маршрута питание ПН через контакт кнопочного реле нажатой кнопки не поступало на обмотку сигнального реле;
– МГ (СМБ-Г) – используется для отмены набора и перекрытия поездных светофоров при отмене маршрутов;
Таблица 4.1.
№ п/п | Наименование шины | Группы шин |
1. | Н | |
2. | Ч | |
3. | НМ | Группа 1 |
4. | ЧМ | Шины направления, питание к которым |
5. | Н, Ч | подключается |
6. | Н, НМ | при задании маршрутов |
7. | Ч, ЧМ | |
8. | Н, Ч, НМ | |
9. | Н, Ч, ЧМ | |
10. | ТЧ | Группа 2 |
11. | ТН | Шины направления, питание от которых |
12. | ТЧМ | отключается |
13. | ТНМ | при задании маршрутов |
14. | ИЧ | Группа 3 |
15. | ИН | Шины направления, питание к которым |
16. | ИЧМ | подключается |
17. | ИНМ | при вспомогательном управлении |
– ПБ (СПБ-Б) – питание реле направления через контакты кнопочных реле всей станции;
– ПР (СПБ-Р) – отдельный полюс питания маршрутных реле, реле разделки и реле искусственного размыкания;
– МИ (СМБ-И) – отдельный полюс питания реле АКН, ПУ и МУ, который отключается при переходе на вспомогательное управление;
Основное назначение вспомогательных реле направления ВПМ и ВОМ – это создание схемы регламентированной подачи питания в полюс ПК (СПБ-К), что обеспечивает правильную работу схемы реле АКН при быстрых манипуляциях на пульте управления. Например, устанавливаем вариантный маршрут приема по светофору Н на путь 2П по минусовому положению съезда 3/5; при отсутствии полюса питания ПК и быстром нажатии кнопок: М7К – в качестве вариантной и Ч2НК – в качестве конечной в блоке НМIIАП светофора М9 могло бы сработать реле АКН, что привело бы к установке основного маршрута по плюсовому положению съезда 3/5 вместо вариантного.
Для предотвращения срабатывания схемы АКН по основному маршруту после нажатия кнопки светофора М7 в качестве вариантной временно снимается питание ПК (СПБ-К) с кнопки Ч2НК. Это достигается за счет отключения реле КПН контактом реле ВОМ.
На каждый комплект реле направления на табло устанавливают индикационные ячейки со стрелками, указывающими направление и род задаваемого маршрута (см. рис. 4.3). При задании поездных маршрутов ячейки в стрелках горят зеленым светом, а при задании маневровых маршрутов – белым.
Схема кнопочных реле
Реле НКН и КН устанавливаются в наборных блоках, управляющих светофорами, и включаются при нажатии соответствующих кнопок на пульте управления или контактами автоматических кнопочных реле (рис. 4.5).
Блоки НПМ-69 содержат два кнопочных реле: реле НКН, включаемое при нажатии поездных кнопок (в примере – кнопок ННК и Ч2НК) и реле КН, срабатывающее при нажатии маневровых кнопок М1К и Ч2К.
Кнопочные реле блока НМ1 включаются через контакты дополнительного кнопочного реле К блока НМ1Д. Если маршрут задается от данного светофора (например, кнопка М7К или М3К нажимается первой), то включается реле НКН от соответствующей тыловой шины (в примерах – от шин ТНМ или ТЧМ). Если маршрут задается до светофора (кнопка М7К или М3К нажимается в качестве конечной), то питание в тыловых шинах отсутствует, поэтому от шин НМ или ЧМ включается кнопочное реле КН.
Если кнопка одиночного светофора используется в качестве вариантной, то от тыловой шины ТНМ (ТЧМ), включается реле НКН, которое от объединенной шины Н,Ч,ЧМ (Н,Ч,НМ) включает реле КН.
Если при задании маневрового маршрута кнопка попутного маневрового светофора не нажимается, то включившееся реле АКН включает оба кнопочных реле НКН и КН.
В блоках НМIIП и НМIIАП устанавливается одно кнопочное реле КН, которое при задании маршрута от данного светофора включается от тыловой шины направления ТНМ (светофор М9) или ТЧМ (светофор М5). При задании поездных маршрутов мимо светофоров с участка пути или в створе кнопочные реле обоих блоков включаются контактами реле АКН. При использовании кнопки любого из светофоров в качестве вариантной в обоих блоках включаются кнопочные реле, причем в блоке нажатой кнопки от соответствующей тыловой шины ТНМ или ТЧМ, а во втором блоке от объединенной шины Н,Ч.
При установке маневрового маршрута на участок пути в горловине станции в качестве конечной может быть нажата любая кнопка: М5К или М9К. Это достигается за счет двух связей между блоками НМIIП и НМIIАП (провода 1 и 2 рис. 4.5).
После отпускания соответствующих кнопок реле КН и НКН блокируются по первой цепи межблочных соединений через тыловые контакты реле ПУ и МУ, находящихся в соседних блоках НСС или НСОх2. Выключаются реле КН и НКН при включении реле ПУ и МУ.
Схемы противоповторных реле
Реле ОП, ПП блока НПМ-69 и реле МП блоков НМ1, НМIIП и НМIIАП предназначены для однократного включения контрольно-секционных (КС) и сигнальных (С) реле исполнительной группы БМРЦ. Противоповторные реле включаются в тех наборных блоках, где поездная или маневровая кнопка была нажата в качестве начальной.
В блоках НПМ-69 при задании поездных маршрутов сначала включается общее противоповторное реле ОП через контакт реле НКН от шины направления Н или Ч. Затем через контакты реле ОП включается поездное противоповторное реле ПП.
При задании маневровых маршрутов в блоке НПМ-69 срабатывает только реле ОП от шины НМ или ЧМ через фронтовой контакт кнопочного реле КН. Аналогично в блоках НМI, НМIIП и НМIIАП реле МП включаются через фронтовые контакты кнопочных реле от соответствующей шины направления.
До открытия светофора противоповторные реле получают цепи самоблокировки через тыловые контакты сигнальных реле и выключаются при их срабатывании.