Формирование функционального базиса навыка чтения
Лисенкова Л.Н.
Л63 Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 16 с.
15ВК 5-9219-0181-4
Пособие рассчитано для занятий с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в формировании навыка чтения. Содержит различные задания и упражнения, построенные в игровой форме, которые направлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного восприятия, зрительной и слухоречевой памяти, способности схватывать целостные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы и т.д.
ББК 74.212
Охраняется Законом РФ об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.
©Лисенкова Л.Н., 2002
5-9219-0181-4 |
© Издательство «Школьная Пресса», 2002
Пояснительная записка
Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.
Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:
1) опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи);
2) слияние нескольких букв в слог (слогослияние);
3) слияние нескольких слогов в слово;
4) интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за
конченную фразу или высказывание.
Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.
В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.
В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.
Трудности в формировании навыка, чтениямогут быть вызваны причинами различного характера:
• нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
• нарушением зрительно-моторной координации;
• нарушением моторики, графомоторных навыков;
• нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
• нарушением произвольного внимания;
• нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;
• нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движении, последовательности в пространстве, во времени, в речи;
• нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно
при вербализации пространственных, временных представлений.
Для детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, можно организовать коррекционные группы1, для занятий в которых разработана эта программа, преследующая три основные цели:
1. Диагностика, коррекция и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения.
2. Формирование навыка чтения.
3. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.
Для достижения этих целей в программу включены следующие блоки:
1. Формирование функционального базиса навыка чтения.
2. Коррекция несовершенного навыка чтения.
Общие требования и структура занятий
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, и реализуется в течение 5 месяцев при четырех занятиях в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия, как правило, проводятся в игровой форме, в форме веселых соревнований. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, необычные упражнения из обоих блоков, что обеспечивает формирование ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения.
Ожидаемый эффект — формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.
1 Так было сделано в «Центре помощи детям» Ярославской области (для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).
Занятие №1.
Организационный момент.
Игра «Цепочка слов». Каждый ученик придумывает слово, начинающееся на последний звук последнего названного слова. Первое слово в цепочке – это ответ на вопрос учителя. Например: какое сейчас время года?
Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальцев рук.
• «Пересчет пальцев».
1) Обе руки подняты вверх. Детям предлагается поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого (первого) пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начиная с мизинца. Упражнение выполняется обеими руками одно
временно.
2) Обе руки лежат на столе ладошками вниз. Детям предлагается поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинца, а затем сделать то же самое, но начиная с большого пальца. Упражнение выполняется обеими руками одновременно.
• Упражнение «Пальчики здороваются».
• Упражнение «Пальчики обнимаются».
• Упражнение «Позы пальцев».
Детям предлагается вслед за учителем воспроизводить различные позы пальцев:
1) 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;
2) 2-й палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;
3) 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы У;
4) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;
5) 2-й и и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;
6) 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы У, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в щепоть (зайчик);
7) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в щепоть;
8) 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные — выпрямлены.
Коррекция навыка чтения
• Составление предложения из слов, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного предложения обычным способом и наоборот по буквам. Запись предложения в тетрадь.
• Чтение таблиц с предложениями наоборот по словам.
Физкультминутка. Перерыв.
8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорка.
Коррекция навыка чтения.
• Чтение текста из рабочей книги «вверх ногами». Уточнение со
держания прочитанного текста по вопросам учителя.
• Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить
слова из двух частей, написанных на карточках.
Итоги занятия.
Занятие № 2
Организационный момент.
Игра «Цепочка слов».
Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальцев рук.
Физкультминутка. Перерыв.
8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорки.
Итоги занятия
Занятие № 3
Организационный момент.
Игра «Цепочка слов».
Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальцев рук.
Коррекция навыка чтения.
• Составление предложения из слов, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного предложения обычным способом и наоборот по буквам. Запись предложения в тетрадь.
• Поиск в рассказе заданного слова.
Физкультминутка. Перерыв.
8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорка.
Итоги занятия.
Занятие № 4
Организационный момент.
Игра «Цепочка слов».
Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальцев рук.
Коррекция навыка чтения.
• Составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного рассказа обычным способом и наоборот по словам.
• Чтение таблицы слов. Каждому ученику выдается таблица
слов. Предлагается отыскать и подчеркнуть карандашом
«вкусные слова».
Физкультминутка. Перерыв.
8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорка.
Коррекция навыка чтения.
• Чтение текста из рабочей книги. Дети должны мысленно разделить слово на две половины и озвучивать только вторую.
• Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить слова из двух частей, написанных на карточках.
Итог занятия.
Занятие № 5
Организационный момент.
Игра « Цепочка слов».
2. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальцев рук.
Коррекция навыка чтения.
• Составление предложения из слов, написанных на табличках. Чтение составленного предложения обычным способом и наоборот по буквам. Запись составленного предложения в тетрадь.
• Чтение таблиц слов. Каждому ученику выдается таблица слов.
Предлагается подчеркнуть карандашом слова, которые обозначают то, что ребенок умеет делать. Например: лаять, бегать, летать, петь.
Физкультминутка. Перерыв.
8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорки.
Коррекция навыка чтения.
• Чтение текста из рабочей книги через слово. Детям предлагается читать не как обычно, а перескакивая через каждое второе слово.
• Классификация слов по группам. Детям предлагается разложить карточки со словами группами по категориальному
признаку.
11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Задание «Неполные слова». Каждому ученику выдается листок с написанными словами, в которых пропущены одна или несколько букв. Ученик должен вставить эти буквы.
Итоги занятия.
Занятие № 6
Организационный момент.
Игра «Цепочка слов».
2. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальцев рук.
Коррекция навыка чтения.
• Составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного рассказа обычным способом и наоборот по словам.
• Чтение выданных напечатанных текстов, восполняя пропуски букв в словах. Уточнение содержания по вопросам учителя.
Физкультминутка. Перерыв.
8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорки.
Коррекция навыка чтения.
• Чтение текста из рабочей книги с двукратным произнесением каждого слова. Уточнение содержания текста по вопросам учителя.
• Отделение слов от псевдослов. Детям предлагаются карточки со словами и бессмысленными буквосочетаниями, они должны разделить их на две группы.
Итоги занятия.
Занятие № 7
Организационный момент.
Игра «Цепочка слов».
Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальцев рук.
Коррекция навыка чтения.
• Составление предложения из слов, написанных на табличках.
Чтение предложения обычным способом и наоборот по буквам. Запись составленного предложения в тетрадь.
• Чтение напечатанных стихотворений наоборот по словам (с последнего слова до первого).
Физкультминутка. Перерыв.
8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорки.
Коррекция навыка чтения.
• Чтение текста из рабочей книги, развернутой на 90° (т.е. строчки ставятся столбиком). Уточнение содержания текста по вопросам учителя.
• Складывание слов из половинок.
11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Задание «Составь новое слово». Каждому ученику выдается листок с написанными словами. Нужно составить и записать новые слова, исключив по одной букве из данных слов (добавив по одной букве, заменив одну букву). Например: плуг-луг, oca-коса, куль-руль.
Итоги занятия.
Занятие № 8
Организационный момент.
Игра «Цепочка слов».
Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальцев рук.
Коррекция навыка чтения.
• Составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного рассказа обычным способом и наоборот по словам.
• Чтение напечатанного текста, в котором есть предложения, содержащие смысловые ошибки. Задача детей — быстро выделить как можно больше таких ошибок.
Физкультминутка. Перерыв.
8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорки.
Коррекция навыка чтения
• Чтение текста из рабочей книги с повторным произнесением
каждого второго (третьего) слова. Уточнение содержания тек
ста по вопросам учителя.
• Классификация слов на группы по категориальному признаку.
11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Задание «Зашифрованное слово». Каждому ученику выдается
листок со словами. Нужно составить и записать новые слова, взяв из каждого слова только первые (вторые, последние) слоги.
Итоги занятия.
Упражнения и задания, предлагаемые в методических рекомендациях, повторяются на протяжении всего цикла занятий с использованием различного практического материала.
Литература:
1) Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 6.
2) КорневА.Н. Нарушение чтения и письма у детей. — СПб., 1997.
3) Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998.
4) Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. — М., 2000.
5) МилостивенкоЛ.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995.
6) Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. — М., 2000.
Лисенкова Л.Н.
Л63 Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 16 с.
15ВК 5-9219-0181-4
Пособие рассчитано для занятий с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в формировании навыка чтения. Содержит различные задания и упражнения, построенные в игровой форме, которые направлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного восприятия, зрительной и слухоречевой памяти, способности схватывать целостные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы и т.д.
ББК 74.212
Охраняется Законом РФ об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.
©Лисенкова Л.Н., 2002
5-9219-0181-4 |
© Издательство «Школьная Пресса», 2002
Пояснительная записка
Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.
Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:
1) опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи);
2) слияние нескольких букв в слог (слогослияние);
3) слияние нескольких слогов в слово;
4) интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за
конченную фразу или высказывание.
Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.
В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.
В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.
Трудности в формировании навыка, чтениямогут быть вызваны причинами различного характера:
• нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
• нарушением зрительно-моторной координации;
• нарушением моторики, графомоторных навыков;
• нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
• нарушением произвольного внимания;
• нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;
• нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движении, последовательности в пространстве, во времени, в речи;
• нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно
при вербализации пространственных, временных представлений.
Для детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, можно организовать коррекционные группы1, для занятий в которых разработана эта программа, преследующая три основные цели:
1. Диагностика, коррекция и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения.
2. Формирование навыка чтения.
3. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.
Для достижения этих целей в программу включены следующие блоки:
1. Формирование функционального базиса навыка чтения.
2. Коррекция несовершенного навыка чтения.
Общие требования и структура занятий
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, и реализуется в течение 5 месяцев при четырех занятиях в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия, как правило, проводятся в игровой форме, в форме веселых соревнований. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, необычные упражнения из обоих блоков, что обеспечивает формирование ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения.
Ожидаемый эффект — формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.
1 Так было сделано в «Центре помощи детям» Ярославской области (для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКА ЧТЕНИЯ
Этот блок включает различные задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие:
• пространственного восприятия, пространственных представлений;
• зрительного восприятия, зрительной памяти;
• слухового восприятия;
• фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;
• мелкой моторики, графомоторных навыков;
• зрительно-моторной координации;
• сукцессивных способностей;
• слухоречевой памяти;
• произвольного внимания.