Значение и основные показатели комплексного контроля
в системе спортивной подготовки
Эффективность процесса спортивной подготовки, в частности ее научно-методическое обеспечение, во многом обусловлена наличием комплексного контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратные связи между тренерами и спортсменами и на этой основе повышать уровень разработки, принятия и реализации управленческих решений в построении различных структур годовой и многолетней подготовки (Платонов В. Н., 1997; 2005; Рыбаков В. В., Уфимцев А. В., Молчанов А. В., Полозкова Н. Ф., 2002; Рыбаков В. В., Уфимцев А. В., Федоров А. И., Ахмедзянов А. Н., 2003). Подкомплексным контролем понимается такая форма контроля, которая предусматривает применение средств и методов этапного, текущего и оперативного видов с целью получения объективной и всесторонней оценки долговременных (во многом необратимых) устойчивых (обратимых) и срочных адаптационных реакций в важнейших системах организма спортсменов в процессе и после включения конкретных тренировочных и соревновательных нагрузок.
Программа комплексного контроля предполагает оценку, факторов формирования (достижения), обеспечения и реализации спортивного мастерства с применением интегральных, комплексных, дифференциальных и локальных показателей относительно видов (этапного, текущего и оперативного) контроля. При этом учитываются: генотипическая и фенотипическая сенситивность, количество частных задач и объем используемых характеристик (углубленный, избирательный и локальный контроль), особенности применяемых средств и методов (педагогический, социально-психологический и медико-биологический контроль), относительная стабильность или вариативность контрольных показателей, научно-методические, организационно-методические и технические аспекты комплексного контроля (в соответствии с рисунком 6).
Одним из важнейших способов оценки уровня спортивного мастерства как динамического процесса является внедрение в систему научно-педагогического обеспечения мониторинга в системе комплексного контроля.
Существует ряд определений педагогического мониторинга, основная суть которых – длительное систематическое наблюдение за какими-либо объектами педагогической деятельности для оптимального выбора (корректировки) цели, задач, содержания, методов и форм организации педагогического процесса. Причем основным объектом наблюдения при проведении педагогического мониторинга является не столько процесс, сколько конечные результаты данного процесса.
Рисунок 6 – Система комплексного контроля в подготовке спортсменов
Программа мониторинга в комплексном контроле при подготовке спортивного резерва должна отвечать следующим требованиям (Болотов В. М., Сурина-Марышева Е. Ф., Рыбаков В. В., Иванов Е. В., 2012):
– комплексность этапных, текущих и оперативных обследований с включением преимущественно педагогических, социально-психологических и медико-биологических показателей, характеризующих относительно стабильные (этапный контроль) и подверженные существенному педагогическому влиянию (текущий и оперативный контроль) компоненты спортивного мастерства.
– соответствие специфике вида спорта, возрастным и квалификационным особенностям занимающихся, направленности тренировочного процесса;
– наличие информативных и надежных показателей, отражающих основные компоненты спортивного мастерства;
– органическая «вписываемость» в тренировочный процесс и минимизация временных затрат при проведении обследований;
– использование специально разработанных математических программ, обеспечивающих быстроту и точность обработки представления и оценки результатов обследований;
– управление поведением спортсменов при тестировании двигательной подготовленности и регистрации морфофункциональных показателей.
Программа мониторинга, основных компонентов спортивного мастерства юных спортсменов может быть использована для выявления предрасположенности и перспективности к специализации (первичный и предварительный отбор и ориентация), индивидуализации и коррекции тренировочного процесса.
Показатели, используемые в процессе этапного, текущего и оперативного контроля, должны обеспечивать объективную оценку состояния спортсмена, отвечать возрастным, половым, квалификационным особенностям контингента обследуемых, целям и задачам конкретного вида контроля (Платонов В. Н., 2005).
В процессе каждого из видов контроля можно использовать очень широкий круг показателей, характеризующих различные стороны подготовленности спортсменов, если эти показатели отвечают перечисленным требованиям.
В комплексном контроле основными являются социально-психологические и медико-биологические показатели. Педагогические показатели характеризуют уровень технической и тактической подготовленности, стабильность выступления в соревнованиях, содержание учебно-тренировочного процесса и др. Социально-психологические показатели характеризуют условия окружающей среды, силу и подвижность нервных процессов спортсменов, их способность к усвоению и переработке информации, состояние анализаторской деятельности и др. Медико-биологические – включают анатомо-морфологические, физиологические, биохимические и другие показатели (Иванов В. В., 1988; Платонов В. Н., 1997; 2005).
Используемые в процессе контроля показатели делятся на две группы.
Показатели первой группы характеризуют относительно стабильные признаки, передающиеся генетически и мало изменяющиеся в процессе тренировки. Адекватные этим признакам показатели используются преимущественно в этапном контроле при решении задач отбора и ориентации на разных этапах многолетней подготовки. К стабильным признакам относят размеры тела, количество волокон различных видов в скелетной мускулатуре, тип нервной деятельности, скорость некоторых рефлексов и др.
Показатели второй группы характеризуют техническую и тактическую подготовленность, уровень развития отдельных физических качеств, подвижности и экономичности основных систем жизнедеятельности организма спортсменов в различных условиях учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности и др., т.е. подверженные существенному педагогическому влиянию.
Применительно к условиям каждого из видов контроля показатели должны соответствовать следующим требованиям (Платонов В. Н., 1997; 2005):
– соответствие специфике вида спорта. Учет специфических особенностей вида спорта имеет первостепенное значение для выбора показателей, используемых в контроле, поскольку достижения в разных видах спорта обусловлены различными функциональными системами, требуют строго специфических адаптационных реакций, в связи с характером соревновательной деятельности.
В скоростно-силовых видах спорта, в том числе и в каратэ, где главной способностью спортсмена является умение проявлять кратковременные максимальные нервно-мышечные напряжения, в качестве средств контроля используются показатели, характеризующие состояние нервно-мышечного аппарата, центральной нервной системы, скоростно-силовых компонентов двигательной функции, проявляемых в специфических тестовых упражнениях.
– соответствие возрастным и квалификационным особенностям занимающихся. Известно, что структура и содержание тренировочной и соревновательной деятельности во многом определяются возрастными и квалификационными особенностями спортсменов, следовательно, и содержание контроля должно строиться с учетом возраста спортсменов, а также уровня их спортивной квалификации.
Так, при оценке технического мастерства юных спортсменов, имеющих относительно невысокую квалификацию, в первую очередь, оценивают широту и разнообразие освоенных двигательных навыков, способности к освоению новых движений. При оценке аэробной производительности ориентируются на показатели мощности аэробной системы кровообращения. При обследовании взрослых спортсменов высокого класса на первый план выдвигаются другие показатели: при оценке технического мастерства – характеристики, позволяющие определить способность спортсмена к проявлению рациональной техники в экстремальных условиях соревнований, устойчивость техники к сбивающим факторам, ее вариативность и т.п.; при оценке аэробной производительности – экономичность, подвижность и устойчивость в деятельности аэробной системы энергообеспечения. На последующих этапах подготовки первостепенное значение приобретает умение спортсмена реализовать двигательный потенциал в конкретной соревновательной обстановке. Таким образом, на каждом этапе многолетнего совершенствования в качестве контроля должны использоваться различные показатели, адекватные возрастным особенностям и уровню подготовленности занимающихся.
– соответствие направленности тренировочного процесса.Состояние подготовленности и тренированности спортсменов существенно изменяется не только от этапа к этапу в процессе многолетней подготовки, но и в различных периодах макроцикла тренировки. Эти изменения во многом зависят от направленности физических упражнений, характера тренировочных нагрузок и др. Опыт показывает, что наиболее информативными в процессе контроля оказываются показатели, отвечающие специфике тренировочных нагрузок, применяемых на данном этапе подготовки. Так, если в видах спорта, где успех соревновательной деятельности обеспечивается преимущественным развитием скоростно-силовых качеств, спортсмены в каком-либо периоде годичного цикла используют кроссовый бег или другие упражнения в целях развития сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, обеспечивающих высокую работоспособность, то целью контроля на этом этапе тренировки является оценка соответствующих способностей занимающихся и включение показателей, адекватных тренировочной деятельности. В соревновательном периоде тренировки, когда спортсмены находятся в состоянии высокой специальной тренированности, наиболее информативными оказываются уже скоростно-силовые показатели, соответствующие характеру соревновательной деятельности.
Основными критериями, определяющими возможность включения тех или иных показателей в программу контроля, являются их информативность и надежность (Семенов В. М., 2009, c 323-324):
– информативность показателя определяется тем, насколько точно он соответствует оцениваемому качеству или свойству. Существует два основных пути подбора показателей по критерию информативности. Первый – предполагает выбор показателей на основе знания факторов, определяющих уровень проявления данного свойства или качества; может быть далеко не всегда реализован в силу недостаточной изученности указанных факторов. Второй путь основан на нахождении статистически значимых связей между показателем и критерием, имеющим достаточное научное обоснование. В случае, если связь между каким-либо показателем и критерием является постоянной и сильной, есть основания рассматривать этот показатель как информативный.
В теории и практике спорта оба указанных пути используются в органическом единстве. Это позволяет отобрать показатели для контроля на основе установления причинно-следственных отношений, раскрывающих механизмы взаимосвязи различных показателей с уровнем спортивных результатов, структурой подготовленности и соревновательной деятельности в конкретном виде спорта, и соответствия требованиям математической статистики.
– надежность показателей определяется соответствием результатов их применения реальным изменениям в уровне того или иного качества или свойства у спортсмена в условиях каждого из видов контроля, а также стабильностью результатов, получаемых при многократном использовании показателей в одних и тех же условиях: чем выше разница между результатами исследований у различных спортсменов или у одного и того же спортсмена, находящегося в различных функциональных состояниях, и чем теснее располагаются результаты, зарегистрированные у одного и того же спортсмена в постоянных условиях, тем выше надежность применяемых показателей.