Интерактивное занятие по теме «ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»
Форма занятия – дискуссия, разбор конкретных ситуаций.
Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны знать место каждого органа местного самоуправления в системе органов местного самоуправления; уметь на основе анализа Конституции, Закона о местном самоуправлении 2003 г. давать общую характеристику правового статуса органов местного самоуправления; охарактеризовать порядок формирования и основные полномочия органов местного самоуправления; соотносить их полномочия между собой; анализировать и обобщать правоприменительную практику по организации местного самоуправления в современной России; иметь представление об особенностях правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования; владеть навыками профессиональной деятельности в органах местного самоуправления; участия в разработке и проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, закрепляющих правовой статус органов местного самоуправления; юридической консультации граждан по вопросам деятельности органов местного самоуправления.
Форма /технология проведения занятия - разбор конкретных ситуаций. Способствует активизации мыслительной деятельности студентов, формировании устойчивого интереса к изучаемой дисциплине.
Задание 1.
Выпишите из текста Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года и заучите наизусть определения «органы местного самоуправления», «депутат», «должностное лицо местного самоуправления», «выборное должностное лицо местного самоуправления», «член выборного органа местного самоуправления».
Задание 2.
Назовите достоинства и недостатки разных организационно-правовых форм местного самоуправления, заполнив таблицу. По каким критериям можно проводить сравнение?
Признаки для сравнения | Сильный исполнительный орган | Сильный представительный орган | Комиссионная форма |
Достоинства | |||
Недостатки |
Задание 3.
Дайте правовую оценку ситуации.
На муниципальных выборах были избраны 18 депутатов городской Думы (установленная численность депутатов городской Думы - 22 человека). На первом заседании Думы пять депутатов подали заявления о сложении полномочий.
Задание 4.
Дайте юридическую оценку ситуации.
Первую сессию поселкового Совета открыл и вел лидер партии, набравшей наибольшее число голосов на муниципальных выборах, а обязанности секретаря сессии выполнял председатель поселковой избирательной комиссии.
Задание 5.
Какие допущены нарушения при подготовке сессии?
В городской Совет должно быть избрано 25 депутатов. Через четыре дня после избрания в Совет 20 депутатов была созвана городской избирательной комиссией первая сессия. О времени и месте ее проведения было сообщено депутатам за 4 дня до сессии. На сессию совета прибыло 12 депутатов.
Задание 6.
Дайте правовую оценку ситуации.
Мэр города своим распоряжением образовал в структуре мэрии отдел по связям с общественными формированиями и назначил его руководителя. На сессии городского Совета это распоряжение было отменено как незаконное. Тогда мэр обратился с иском в суд с требованием признать не соответствующим закону указанное решение городского Совета.
Задание 7.
Мэр города №-ска, избранный непосредственно населением на выборах, допускал неоднократные нарушения финансовой дисциплины. За допущенные нарушения и несоблюдение норм действующего законодательства Губернатор области своим распоряжением освободил мэра города №-ска от занимаемой должности.
Задание 8.
Заполните таблицу сравнительного анализа
Признаки для сравнения | Органы государственной власти | Органы местного самоуправления | Органы территориального общественного самоуправления |
Понятие, виды | |||
Возможность и необходимость использования принципа разделения властей | |||
Нормативные основы | |||
Порядок формирования | |||
Сфера деятельности | |||
Порядок определения компетенции |
Задание 9.