Ознакомление детей с названиями месяцев, годом.
Предполагаем, что слово «год» имеется в пассивном словаре (для этого активно используются художественные произведения). Чтобы ввести обобщающее слово «год», проводится дидактическая игра «Назови одним словом». Сначала предлагается провести обобщение других, знакомых детям понятий (мебель, посуда). Затем даем карточку, на которой изображены характерные признаки четырех сезонов.
Вопросы: Какое время года изображено на 1-ой (2-ой, 3-ей, 4-ой) картинке? Как можно назвать все 4 картинки одним словом?
Вывод: когда проходит зима, весна, лето, осень, мы говорим, что прошли целые сутки.
В дальнейшем необходимо детям показать, что год состоят из 4-х частей, идущих друг за другом в определенной последовательности. Вначале говорят, что год начинается с весны. А затем поясняют, что год может начинаться с любой своей части. Например, в школу вы пойдете через год. (Надо ли ждать весны, чтобы отсчитать год?).
Игры: - «Продолжай». Ведущий называет временную единицу, а тот, кому бросили мяч, должен по порядку назвать все остальные части, чтобы получилось целое (сутки, неделя, год).
- «Год стройся».
Варианты: 1) разложить картинки так, чтобы получились год
2) необходимо построиться в порядке следования временных единиц (дети играют роль частей суток (дней недели, времен года)). Обязательно дети должны сделать словесный отсчет: «Я – среда, стою за вторником, перед четвергом». Предлагаем строить год (неделю, сутки) с разных временных единиц.
Кроме картинок, календарей, круговой модели, целесообразно использовать спиральную модель времени (может быть объемная или плоскостная), а также модель времени Монтессори. Последняя представляет собой круг (картонный или из проволоки) с ленточками по границе (365 ленточек), после 7 дней ленточки сплетаются в косичку; через 1 месяц - в пучок; через сезон – в пучок одинакового цвета для одного сезона.
Представления о месяце можно формировать в беседе. Ознакомление с месяцами можно начинать с любого из них, например с сентября. Однако нельзя нарушать последовательность месяцев в году.
Работа с пословицами и поговорками /Декабрь год кончает, а зиму начинает. Январь – году начало, зиме – середина/.
Знакомство с литературными произведениями: сказка С. Маршака « 12 месяцев», рассказ К. Ушинского «Четыре желания», стихотворение С.Я. Маршака «Открываем календарь – начинается январь». В.И. Даль «Старик – годовик».
Дидактические игры «Назови время года», «Когда это бывает?».
Рекомендуемые стихотворения:
Времена года
Первой к нам ЗИМА идёт, За зимой – второй – ВЕСНА.
Новый год она ведёт. Говорят: «Весна – красна».
Третьим – ЛЕТО всё в цветах А четвёртой ОСЕНЬ…
И с малиной на кустах. Лес наряд свой сбросил.
Назови время года:
Встал на лыжи Барсучок, Синие проталинки
Барсучок весёлый. На лесной дорожке.
Подхватил свой рюкзачок Сбросил Зайка валенки
И помчался в школу. И надел сапожки.
Знает синий мотылёк, На колючего Ежа
Что похож на цветок. Листья падают кружа.
Мотыльку летать приятно, Завернётся в листья он
Киски с ним играть занятно. И увидит сладкий сон.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 37.
Конспект ознакомительной беседы на тему « Приборы измерения времени»
Конспект НОД в подготовительной группе «Часы. Время»
Задачи:
Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека. Систематизировать знания воспитанников о последовательности дней недели, месяцев, времен года.
Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления. Упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений с союзом «потому, что»; уточнение и расширение словаря по теме.
Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Словарная работа:
Активизация- часовой, часовщик, водяные, солнечные, масляные;
Пассивный словарь- циферблат, механические, электронные.
Материалы и оборудование: лепестки к игре «Цветок-годовик», ТСО для демонстрации фото, различные виды часов, тетради «Раз - ступенька, два - ступенька», карандаши простые, мяч, кукла- Фея Времени, мольберт
Ход :
1. Эмоциональный настрой.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Воспитатель: «Мы с вами большая, дружная семья, через наши руки мы передаём своё тепло, хорошее настроение. Посмотрите друг на друга и передайте свою самую очаровательную улыбку
От улыбки в хмурый день светлей
От улыбки в небе радуга проснется
Поделись улыбкой своей
И она к тебе не раз ещё вернётся”
2. Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да
Воспитатель: - Мы сегодня с вами отправимся в необычную страну, Страну «Времени»”. Как вы думаете, на чём можно до неё добраться?
Дети: называют варианты.
Воспитатель: - Отправляемся, встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза. (звучит космическая музыка)
- Вот мы и добрались. Смотрите, нас встречает Фея времени (появляется кукла).
Фея: - Здравствуйте ребята, наверное, вы любите узнавать что-то новое и поэтому пожаловали ко мне в гости? Ну тогда ответьте на вопрос: что такое время? Как вы понимаете?
Дети: Это часы, минуты ….
Фея: Правильно, но это не только часы. Например, говорят «Время года». Что это значит?
Дети. Это зима, весна, лето, осень,
Фея: Все согласны? У каждого времени года есть свои месяцы, а сколько их всего в году?
Дети: 12
3. Фея: Давайте с вами соберём “Цветок - годовик”. Каждому времени года
соответствует свой цвет, возьмите по одному лепестку и называя месяц соберите из них цветок.
(Дети собирают цветок, называя месяцы по порядку.)
Фея: А каждый месяц состоит из недель. Сколько дней в неделе?
Дети: 7
4. Фея: Назовите дни недели в прямом и обратном порядке.
Дети: Стоя в кругу, передавая мяч друг другу, называют дни недели.
Фея: Молодцы. Послушайте загадку
Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял он вес
И наконец, совсем исчез.
Дети: Календарь
Фея: Кто думает по-другому? Почему вы так решили? Ну, конечно же, это загадка про календарь. Каждый сорванный листок это ушедший от нас день, улетевший как птичка. А нужен ли людям календарь?
Дети: Чтобы не перепутать дни, месяцы, недели.
5. Фея: Итак, чтобы точно знать какой сейчас месяц, день и час, люди придумали календарь. Отгадайте ещё одну загадку
Мы день не спим и ночь не спим
И день и ночь стучим, стучим
Ног нет, а ходим,
Рта нет, а скажем: когда спать,
Когда вставать, когда работу начинать.
Дети: Часы
Фея: Все так думают? Верно - это часы. Человек, который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская. Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов?
Дети: (ответы детей)
6. Фея: предлагает детям занять места перед ТСО. Давным - давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы: вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Каждая часть равнялась 1 часу. Назвали такие часы – солнечные (показ фото на ТСО). Но пользоваться ими человек не всегда мог.
а как вы думаете, почему? Дети: рассуждают (если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, в пасмурную погоду не определишь время).
Фея: Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день (показ фото). В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы?
Дети: Нет, воду нужно было постоянно доливать
Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят «Сколько воды утекло!» Фея: Затем изобрели часы -свеча, или огненные часы (показ фото). На свечу наносили деления, которые равнялись промежутку времени. Но в чём же опасность таких часов?
Дети: Свеча может упасть и случится пожар.
Фея: Верно
С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли ответ,
Что лишь песок он есть один
И бог, и царь и господин.
И придумали песочные часы. (Показ слайдов.) Они состоят из двух конусов соединенных вместе, внутри – песок. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени: 3,5, 10 минут. Часы переворачивают и счет продолжается. Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто?
Игра: «Хорошо-плохо» (Песочные часы- это хорошо, потому что, но это и плохо, потому что)
Фея: Но все эти часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться тогда люди изобрели механические часы, затем электрические, электронные. Давайте познакомимся с часами (рассматриваем настоящие часы). Этот круг называется – циферблат движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём, сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута -небольшой промежуток времени, а час –большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату значит прошёл час, когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая например на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов. Давайте поиграем.
7. Физминутка.
Игра “Ходят стрелочки по кругу”
На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12 по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.
Мы часы - наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга,
(дети ходят по кругу, взявшись за руки)
Стрелки, стрелки не спешите
Вы нам время подскажите.
(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой).
Игра повторяется 2-3 раза.
8. Воспитатель: А теперь скажите как вы думаете, называются часы, которые:
Висят на стене - … (настенные)
Стоят на полу –… (напольные)
Стоят на столе – (настольные
На руке – (наручные)
Лежат в кармане –… (карманные)
Стоят на камине – (каминные)
Воспитатель: Посмотрите какие еще бывают часы (рассматривание разных часов). Вот и время прошло незаметно и нам пора возвращаться назад в группу. Давайте попрощаемся с Феей.
Воспитатель: Занимаем места в «машине времени» (музыка, «возвращаемся» в группу.
Итог:
9. Воспитатель:- Ребята, вам понравилась путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов?
Дети: рассуждают.
Воспитатель: Кому было интересно в Стране Времени- поднимите руки, а кому было трудно- присядьте. Что было трудного? Что интересно? Кто хотел бы ещё побывать в Стране Времени? Фея подарила вам подарок - задание для каждого ребенка «Который час?» (определить какие часы показывают одинаковое время и раскрасить их попарно в одинаковые цвета).
Спасибо за работу, можно рассмотреть подарки Феи Времени.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 38.
Дидактические игры на развитие чувства времени
Старший дошкольный возраст
«Нарисуй картинку»
Детям предлагалось на альбомном листе карандашами нарисовать картинку, за одну минуту аккуратно, не торопясь. Можно смотреть на песочные часы и контролировать время, когда весь песок пересыплется, следует прекратить рисовать.
«Танец листьев»
Детям предлагается в течение одной минуты с закрытыми глазами изображать танец листочков на ветру. Танцевать нужно прекратить в тот момент, когда, по их мнению, истечет минута.
Игра "Заколдованный путник". Играющие двигаются вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит:
Входишь ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг!
Три минуты лишь пройдет,
Путник снова отомрет.
Можно назначать различные промежутки времени: полминуты лишь пройдет, две минуты лишь пройдет, но минутка лишь пройдет, пятьдесят секунд пройдет, двадцать пять секунд пройдет, семь секундочек пройдет и т.п.
С последним словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени. Тот, кто наиболее точно почувствовал нужное время, становится ведущим
ЧАСЫ И ВРЕМЯ
Цель: закрепление умения ориентироваться во времени, определять время по часам,
Определение время с точностью до пяти минут и закрепить понятия "ровно час", "половина часа", "четверть часа" и "час без четверти", "раньше", "позже". Развитие речи, памяти, внимания, умения слушать.
Материал: крупный макет часов, картинки часов с разным показателем времени.
Содержание: педагог просит внимательно рассмотреть картинки на карточках, определить, сколько времени на них показывают часы. Затем просит детей поставить стрелки на моделе так, чтобы время совпадало.
Дополнение: игрокам раздаются маленькие карточки поровну. Задание: разложить карточки по порядку.
ЖИВЫЕ ЧАСЫ
Цель: закрепление знаний о часах
Материал: 12 карточек с изображением цифр 1 – 12.
Содержание: педагог раздает детям карточки и просит их создать циферблат, встав в круг, указывая 12 часов. Педагог – стрелочка, он показывает руками значения часов, дети определяют время.
Средний дошкольный возраст.
Игра «Что наступило»
Цель: Учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».
Ход игры: У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и хорошо составленный рассказ ребёнок получает фишку.
«Кто раньше? Кто позже?»
Дидактические задачи: закреплять знания детей о временных представлениях: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Ход игры.
Инсценировка сказок с использованием иллюстраций "Репка", "Теремок", "Колобок" и др.
«Вчера, сегодня, завтра»
Взрослый и ребёнок встают напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребёнку и говорит короткую фразу. Ребёнок должен назвать соответствующее время и бросить мяч взрослому.
Например: Мы лепили (вчера). На прогулку идём ( сегодня) и т.д.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 39.
Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста на закрепление умения определять и называть последовательность частей суток.
Игра «Что за чем?»
Цель игры: Закрепить представление детей о последовательности частей суток.
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
- Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч воспитателю. И т.д.
Игра «Назови все части суток»
Цель: обучать определять и называть части суток.
Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.
Игра « Разложи по порядку»
Цель: Закрепление умений ориентироваться во времени, называть части суток.
Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей проверяет. Затее дети меняются местами и берут другие картинки.
«Закончи предложение»:
Завтракаем мы утром, а обедаем…
Солнце светит днем, а луна - …
Спим мы ночью, а зарядку делаем …
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 40.
Подобрать диагностические игры и упражнения для выявления уровня сформированности ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста.
Представление о количестве и счете.
Название: «Путаница»
Цель: выявление сформированности представлений о количестве у детей старшего дошкольного возраста. Развитие логического мышления и произвольной памяти.
Возраст: 5-7 лет.
Ход: цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.
За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.
Высокий уровень: 5 баллов.
Средний уровень: 3-2 балла.
Низкий уровень: 1 балл.
Методика №2.
Название: «Какой цифры не стало?»
Цель: выявление сформированности представлений о количестве у детей старшего дошкольного возраста. Развитие логического мышления и произвольной памяти.
Возраст: 5-7 лет.
Ход: также убираются одна-две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.
За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.
Высокий уровень: 5 баллов.
Средний уровень: 3-2 балла.
Низкий уровень: 1 балл.
Представление о величине.
Методика №3
Название «Тест-картинки»
Возраст: 5-7 лет.
Оборудование: Тест-картинки с изображением предметов разных величин.
Цели: Выявление величины как признака, различение и называние величины предмета. Оценка умения устанавливать отношения между двумя предметами по величине.
Ход:
а) Сравнение предметов на уровне узнавания и называния:
-по длине;
-по ширине;
-по высоте;
- по объему;
по глубине.
Методика проведения. Словесная инструкция
Педагог предлагает рассмотреть ребенку предложенные картинки-задания: «Посмотри на рисунок. Назови всё, что на самом деле выше, чем чайник».
«… назови всё, что на самом деле короче верёвки», «… шире полотенца», «…уже кресла»,«…длиннее карандаша»
«На какой из картинок мальчик выше девочки?», «… девочка выше мальчика, но ниже дерева», «…корабль находится ближе к маяку и дальше от лодки», «… кисточка короче карандаш», «…гриб ниже цветка», «… рыба плывет глубже» и т. д.
б) Выстраивание предметного ряда по величине.
Оборудование: Тест-картинки с изображениями предметов разных величин(до 10): по высоте – деревья; по длине – ленточек; по ширине – ленточки; колеса; по толщине – матрешки; грибы; по глубине – пособие «На морском дне».
Цели: Выявление уровня развития практической ориентировки ребенка на величину предмета, наличия соотносящих действий. Оценка умения выделять и показывать пространственное положение предметов в группе из 8 предметов.
Ход:
Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки с заданиями и отметить цифрами сериациооный ряд. Инструкция: «Расставь предметы по высоте: от самого высокого к самому низкому (по длине, ширине и т. д.). Обозначай свой выбор цифрами».
Аналогично выполняется задание в порядке возрастания(от самого низкого, например.
За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.
Высокий уровень: 5 баллов.
Средний уровень: 3-2 балла.
Низкий уровень: 1 балл.
Методика№ 5.
Название: Разложи карандаши (коврики)
Возраст: 5-7 лет.
Цель: Выявление уровня развития практической ориентировки ребенка на величину предмета, наличия соотносящих действий.
Ход:
На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания. Разложи коврики. Разложить "коврики" в возрастающем и убывающем порядке по ширине.
За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.
Высокий уровень: 5 баллов.
Средний уровень: 3-2 балла.
Низкий уровень: 1 балл.
Представление о форме.
Методика №7
Название: «Эталоны» (по О. М. Дьяченко)
Возраст: 5-7 лет
Оборудование: тетрадь из 5 листов, на каждом из них расположены пять картинок, изображающих различные предметы. Под картинками изображена фигура-эталон для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.
Цели: Выявление способности соотносить сенсорные эталоны формы с формой предметного изображения, и реальных предметов.
Выявление особенностей овладения действиями соотнесения свойства предметов к заданным эталонам.
Ход:
1) Ребенку дают мозаику и говорят: «Рассмотри внимательно на этой странице все картинки, строку за строкой и фигурку под ними. Выбери те картинки, которые больше всего похожи на эту фигуру, и поставь их рядом».
За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.
Высокий уровень: 5 баллов.
Средний уровень: 3-2 балла.
Низкий уровень: 1 балл.
Методика№ 8.
Название: «Систематизация объектов по форме» (Рис № 25)
Возраст: 5-7 лет
Цель: выявление уровня развития действий логического мышления на материалесистематизации объектов по величине и форме.
Методика
Название: «Художники» (на плоскости листа).
Возраст: 5-7 лет
Цель: Выявление сформированности пространственных отношений на плоскости листа(верхний левый/правый угол, нижний левый/правый угол, центр)
Оборудование: Лист бумаги, простой карандаш и шаблоны геометрических фигур;
Ход:
Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги и предлагает порисовать: «Я буду говорить, что надо нарисовать и где – в каком месте листа, а ты должен безошибочно выполнять команды. Обводить шаблоны будешь простым карандашом. Готов?»
«Нарисуй в правом верхнем углу квадрат. Слева от него овал. Теперь в центре листа – многоугольник, под ним – прямоугольник» и т. д. (Педагогу необходимо использовать всё пространство листа. Формулировки команд должны содержать наречия и предлоги, с помощью которых описывается расположение предметов в пространстве.
За каждый правильный ответ дети получают 1 балл.
Высокий уровень: 5 баллов.
Средний уровень: 3-2 балла.
Низкий уровень: 1 балл.