Эксплуатация электрооборудований
1. Проверка радиоустановок и электроустановок, а также электрозапуск авиадвигателей должны производиться при питании бортовой электросети от аэродромного источника электроэнергии.
Использовать для этой цели бортовые аккумуляторы. Как правило, не разрешается.
2. Присоединение, аэродромного источника электроэнергии к бортовой электросети допускается только при помощи розетки, соответствующей выводному устройству электросети самолета.
3. При подготовке самолета к полету в темное время суток (при загрузке, заправке, уборке и т. д.) и питании электросети от бортовых аккумуляторов следует включать только дежурное освещение. Во избежание разряда аккумуляторов полным освещением пользоваться не следует.
4. Выключатели генераторов должны быть постоянно включены. Выключать их следует только при неисправности цепей генераторов и для проверки работы последних.
5. При пробе авиадвигателей перед взлетом и периодически во время полета следует контролировать нагрузку генераторов по амперметрам, не допуская их пере грузки и неравномерной нагрузки.
6. При работающих генераторах бортовые аккумуляторы должны быть включены, а амперметр должен показывать ток их зарядки (стрелка амперметра аккумуляторов должна быть отклонена влево от нуля).
7. Через 20-30 мин. после взлета необходимо проверить напряжение генераторов и распределение нагрузки между ними. Напряжение в электросети самолета при работающих генераторах должно находиться в пределах 27,5—28,5 в, а ток нагрузки каждого генератора не должен превышать 200 а для генератора ГСР-6000А и 100 а для генератора ГСР-3000. Разность в показаниях амперметров генераторов не должна превышать, соответственно, 40 и 20 а.
8. Если напряжение в бортовой электросети не соответствует номинальному или разность в нагрузках генераторов больше допустимой, необходимо произвести настройку угольных регуляторов напряжения.
Настройка производится реостатом выносного сопротивления, расположенным на корпусе регулятора напряжения. При вращении головки реостата по ходу часовой стрелки напряжение генератора увеличивается, а при вращении ее в противоположную сторону уменьшается.
Поворотом головки реостата следует уменьшить напряжение генератора, несущего большую нагрузку, и увеличить напряжение генератора, несущего меньшую нагрузку.
Поворачивать головки реостатов надо попеременно и не более чем на одно деление, фиксируемое стопорной пружиной. Показания амперметров при этом должны изменяться.
Поворачивая головки реостатов, следует устранить разницу в показаниях амперметров генераторов. Если после уравнивания нагрузки генераторов напряжение в бортсети выпало за пределы 27,5—28,5 в, необходимо уменьшить илиувеличить его до номинального, для чего повернуть головки обоих реостатов на одинаковое количество делений в соответствующем направлении.
9. В случае перенапряжения одного да генераторов, когда напряжение будет больше 30 в стрелка вольтметра в (правом крайнем положении), надо снять с монтажной панели угольный регулятор выключенного генератора, что необходимо сделать для предупреждения выхода из строя генератора или регулятора из-за его неисправности, и следить за тем, чтобы нагрузка работающего генератора не превысила допустимую.
Предупреждение. Угольные регуляторы могут нагреваться до температуры 130°С, поэтому при снятии их следует остерегаться ожога. Запрещается на самолете снимать пломбы с регуляторов напряжения и регулировать их при помощи регулировочного винта угольного столбика или путем перемещения сердечника электромагнита.
10. Если в полете обнаружится, что стрелка амперметра генератора стоит на нуле или не реагирует на изменения нагрузки в электросети, следует кратковременно выключить и снова включить этот генератор, наблюдая за показаниями амперметра второго генератора.
Если при выключении первого генератора нагрузка второго увеличится почти вдвое, а при включении его вновь уменьшится до прежнего значения, значит оба генератора исправны, а неисправен амперметр. В этом случае оба генератора следует оставить включенными до конца полета. Причиной отказа в работе амперметра будет являться неисправность его цепи.
Еслипри выключении одного генератора нагрузка, второго не увеличится или даже уменьшится, включать первый генератор не следует, так как он неисправен. Дальнейший полет следует продолжать с одним работающим генератором, не допуская его нагрузки сверх допустимой.
11. При отказе в работе электрического прибора или агрегата необходимо проверить, включен ли автомат защиты сети (АЗС) цепи его питания или управления. Если автомат защиты оказался выключенным, следует включить его. Вторичное автоматическое выключение автомата укажет на неисправность данной цепи и на невозможность дальнейших попыток включения этого прибора или агрегата под напряжение. Часть цепей потребителей электроэнергии защищена не автоматами защиты АЗС, а предохранителями (генераторы, электростартеры, флюгерпомпы, фары, магистральные провода, электрообогреватели туалета и кабины пилотов, и все потребители сети переменного тока).
Сгоревший предохранитель надо заменить исправным, рассчитанным на ту же силу тока. Повторное перегорание предохранителя будет свидетельствовать о неисправности и невозможности использования отказавшего прибора или агрегата.
12. После посадки и руления самолета в целях экономии аккумуляторов необходимо выключить те потребители электрической энергии, без которых возможно пребывание самолета на перроне или якорной стоянке.
13. Во время работы по проверке и регулировке аппаратуры под напряжением необходимо соблюдать осторожность от коротких замыканий токоведущих деталей аппаратуры и агрегатов на корпус через металлический, инструмент и проводку.
14. При эксплуатации электрооборудования самолета запрещается:
— устанавливать предохранители нестандартного образца или несоответствующего типа;
— принудительно удерживать рукоятку автомата защиты сети (АЗС) во включенном положении после автоматического его выключения.
15. При отказе одного из авиадвигателей или генератора следить, что бы нагрузка на работающий генератор не превышала:
— 200 а на генератор ГСР-6000А;
— 100 а на генератор ГСР-3000,
В этом случае должны быть выключены все второстепенные потребители электроэнергии, без которых возможно продолжение полета (электрообогреватели 1010, полное освещение пассажирской кабины и др.).
ПРИБОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Проверка работы автопилота
Автопилот АП-45, установленный на самолете, в случае попадания воздуха в гидросистему автопилота может вызвать рыскание самолета. Поэтому при опробовании двигателей на стоянке перед вылетом необходимо проверить работу автопилота и убедиться в отсутствии воздуха в гидросистеме автопилота, а в случае обнаружения воздуха — удалить его из системы.
Работу по проверке автопилота и удалению воздуха из гидросистемы надо проводить следующим образом:
1) проверить, снята ли с руля поворота струбцина;
2) установив режим работы двигателей 1600 об/мин, проверить по манометру автопилота давление воздуха в системе. Левая стрелка манометра должна показывать 80—100 мм рт. ст.;
3) установить все рулевое управление самолета в нейтральное положение и кнопками автопилота «Крен», «Подъем—спуск» и «Поворот» совместить индексы следящей системы авиагоризонта, и гирополукомпаса с индексами гироскопа (в ГПК совместить деления верхней и нижней шкалы картушек);
4) поставить регуляторы чувствительности автопилота на деление «4» и включить вначале кран гидросистемы автопилота, а затем кран рулевых машинок и проверить давление масла по манометру автопилота. Правая стрелка манометра должна показывать 9— 10 кг/см2
5) вращая кнопки управления, убедиться, что штурвал и педали перемещаются в соответствующих направлениях;
6) прикладывая незначительные усилия, переместить штурвал и педали в обе стороны. Если они перемещаются, оказывая -пружинящее сопротивление, и одновременно двигаются индексы следящей системы, то это указывает на присутствие воздуха в цилиндрах рулевых машинок.
Примечание. Если пружинят тросы управления, то это не вызывает движение индексов следящей системы;
7) для удаления воздуха надо, вращая кнопки управления, переложить рули из одного крайнего положения в другое 3—4 раза, оставляя их в отклоненном положении 20—30 сек.
Перемещение органов управления в обе стороны без колебания свидетельствует об исправности автопилота. После проверки выключить автопилот.