Эксплуатация отопительно - вентиляционной системы

Отопительная система самолета может быть использо­вана в полете как для отопления, так и для вентиляции кабин. Вентиляционная система используется только для вентиляции.

Воздух для отопления кабин поступает из атмосферы под скоростным напором и проходит через воздухо-воздушный радиатор 10 (см. рис. 29), где нагревается от проходящего через радиатор горячего воздуха, который в свою очередь также поступает из атмосферы и нагре­вается в калориферах двигателей.

Температура нагреваемого воздуха, поступающего в кабины, регулируется подачей проходящего через радиатор горячего воздуха с помощью спаренных заслонок, установленных на калориферах (теплообменниках). Когда одна изэтих заслонок открывает доступ горячему воздуху в систему, другая закрывает выход его в атмос­феру и наоборот. В промежуточных положениях заслонок горячий воздух поступает и в систему, и в атмосферу. Количество нагреваемого воздуха, поступающего в кабины, регулируется заслонкой 11 (рис. 29), установ­ленной на входе в воздухо-воздуншый радиатор.

В качестве дополнительного обогрева туалетной ком­наты пассажирских самолетов и кабины пилотов служат электроподогреватели изд. 1010.

Управление и контроль за системой отопления осуще­ствляется со специального щитка из кабины экипажа. Схема и щиток управления представлены на рис. 28.

Воздух для вентиляции поступает из атмосферы через заборники, установленные на бортах самолета.

Для включения отопительной системы необходимо:

1. Полностью открыть заслонку 3* «Подача кабинного воздуха».

2. Полностью открыть заслонку 4 «Подогрев кабинного воздуха».

3. Постепенно подавать воздух из обоих калориферов, открывая заслонки 2 «Включение системы» вначале не более чем, на 1/4 хода. Не допускать при установившейся работе системы увеличения температуры этого воздуха более 230°С. Контроль осуществлять по спаренному тер­мометру 1 при этом расхождение показаний правого и левого термометров не должно превышать более 50°С.

Примечание. При открытии заслонок 2 допускается крат­ковременный не более 5 мин. заброс температуры до 260°С.

4. Регулируя величину открытия заслонок 2, устано­вить необходимую температуру воздуха на входе в каби­ны по термометру 5. не допускать повышения темпера­туры этого воздуха более 100—110°C.

В полете при температуре наружного воздуха порядка минус 15°С температуру воздуха на входе в кабины под­держивать в пределах 60—65°С при установившемся тепловом режиме в кабинах. При температуре наружного воздуха порядка минус 30°С и ниже поддерживать в на­чальный период обогрева температуру воздуха на входе в кабины в пределах 95—100°С, а при достижении в ка­бинах нормированной температуры (+ 20°С) снизить тем­пературу этого воздуха до 70—80°C.

* Нумерация выключателей, указателей заслонок и термометров соответствует обозначениям, приведенным на щитке управления в кабине экипажа (см. рис. 28).

5. Для повышения температуры в кабине экипажа (на самолетах, имеющих перекрывные заслонки в коробах отопления) следует частично перекрывать заслонки коро­бов отопления пассажирской кабины, устанавливая переключатель 8 в положение «Холоднее». Кроме того, при необходимости можно включать электрообогреватель (изд. 1010) с помощью переключателя 9 «Обогрев эки­пажа» на режим «Слабо» или «Сильно».

Для общего увеличения тепла следует повысить тем­пературу воздуха на входе в кабины до 100—110°С.

6. Для обогрева туалетного отсека необходимо от­крыть заслонку «Обогрев туалета» и вытяжную вентиляцию контейнера. Закрывать в полете заслонку «Обо­грев туалета» при включенном отоплении запре­щается.

При недостаточном обогреве туалетной комнаты от основной отопительной системы необходимо включать электрообогреватель (изд. 1010) с помощью переключа­теля 9 «Обогрев туалета» на режим «Слабо» или «Силь­но». Интенсивность обогрева туалетной комнаты регу­лировать посредством жалюзи на выходе теплого воз­духа.

Для включения системы вентиляции необходимо от­крыть вручную воздухозаборники, расположенные на бортах самолета. Кроме того, необходимо открыть вытяжные жалюзи, расположенные на потолке ка­бины.

В жаркое время года для вентиляции кабин пополь­зуется отопительная система. Для этого надо полностью открыть заслонку 3 «Подача кабинного воздуха», при этом заслонка 4 «Подогрев кабинного воздуха» должна быть полностью закрыта,, а спаренные заслонки 2 кало­риферов должны быть установлены в положение «В ат­мосферу».

В случае перехода с двухмоторного полета на полет с одним работающим двигателем (при включенной ото­пительной системе) необходимо:

1. Закрыть заслонку 2 калорифера неработающего двигателя, чтобы прекратить подачу холодного воздуха в воздухо-воздушный радиатор.

2. Увеличить открытие заслонки 2 калорифера рабо­тающего двигателя, чтобы поддерживать необходимую температуру воздуха на входе в кабины, контролируе­мую термометром 5.

Для выключения отопительной системы необходимо:

1. Выключить «подачу горячего воздуха в систему из калориферов, закрыв заслонки 2 и тем самым создав пе­репуск горячего воздуха из калориферов в атмосферу.

Примечание. При закрытых заслонках 2 благодаря нали­чию зазоров по контуру заслонок, термометр 1 может показывать температуру порядка 100—200°С, что является допустимым.

2. Закрыть заслонку 4 «Подогрев кабинного воздуха».

3. Через 2—3 мин. после закрытия заслонки 4 за­крыть заслонку 3 «Подача кабинного воздуха».

4. Выключить электрообогреватель изд. 1010 кабины экипажа.

5. Выключить электрообогреватель изд. 1010 туалета и закрыть вытяжную вентиляцию контейнера (на само­летах, где установлен и был включен в действие элект­рообогреватель).

Наземный обогрев кабины

На самолетах, имеющих специальное устройство для подсоединения рукава наземного подогревателя в отопи­тельную систему самолета, необходимо при температуре наружного воздуха плюс 5°С и ниже нагревать кабины.

Обогрев производить вплоть до окончания посадки пассажиров в самолет. Температуру в кабинах обеспечи­вать порядка 20°С и контролировать по термометру, ус­тановленному в пассажирской кабине.

В качестве источника тепла моту т быть использованы наземные подогреватели МП-300, МП-85 и МП-44, обес­печивающие подачу чистого нагретого воздуха в самолет.

Применять для обогрева кабин инжекторные подо­греватели запрещается.

Применять для обогрева кабин подогреватель только в том случае, если он подает нагретый воздух, в котором содержание окиси углерода не превышает 0,02 мг/л, и нет других вредных примесей. Ориентировочным призна­ком наличия вредных примесей в воздухе является нали­чие запаха. Необходимо периодически, не реже одного раза в 2—3 месяца, проверять содержание окиси углеро­да в воздухе, подаваемом подогревателем для обогрева кабин.

После запуска подогреватель должен проработать вхолостую 5 мин., после чего убедиться в том, что по­дается чистый нагретый воздух, не имеющий запаха, и затем подать горячий воздух в отопительную систему самолета. Для этого открыть крышку патрубка с заслон­кой, расположенного под фюзеляжем между шпангоута­ми № 16—17, и присоединить наконечник рукава подо­гревателя, прикрепив его крючком к фюзеляжу. За­тем закрыть заслонку на входе холодного воздуха в воздухо-воздушный радиатор (указатель положения зас­лонки маркирован цифрой 3 на щитке в кабине эки­пажа).

При прогреве кабин должны быть открыты все заслонки у мест выхода теплого воздуха в кабинах самолета, а также двери кабины экипажа и вытяжное вентиляционное отверстие туалетного помещения. Температуру нагретого воздуха на выходе из подогре­вателя поддерживать порядка 80—90°С. В конструкции самолета предусмотрена система обогрева туалетного отсека, используемая при отрицательных температурах наружного воздуха для облегчения очистки контейнеров унитазов и нагревания туалетной комнаты.

Как правило, очистка контейнеров не должна сопровождаться подогревом, т. е. они должны обслуживаться до замерзания в них содержимого.

При необходимости обогрев контейнеров и туалетной комнаты на земле можно осуществить наземным подогревателем или бортовым электрообогревателем изд. 1010.

При использовании наземного подогревателя необходимо открыть патрубок, расположенный в хвостовой части фюзеляжа между шпангоутами № 34—35, и присоединить наконечник рукава подогревателя; в этом случае заслонка «обогрев туалета» должна быть закрыта, а вытяжная вентиляция контейнера полностью открыта.

При отсутствии наземного подогревателя обогрев туалетного отсека производится электрообогревателем изд. 1010. Питание электрообогревателя — только от наземного источника энергии.

Интенсивность обогрева туалетного отсека регулиро­вать посредством жалюзи на выходе теплого воздуха. Во всех случаях, когда обогревателями не пользуются, вытяжная вентиляция контейнера и заслонка «обогрев туалета» должны быть закрыты.

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА

Противопожарная система состоит из стационарного оборудования, предназначенного для тушения на двига­телях, и переносных углекислотных ручных огнетушителей типа ОУ.

Стационарная система включает в себя: четыре огне­тушителя ОС-8 с пиротехническим пусковым устройст­вом, 16 термоизвещателей «ТИ» или 18 датчиков ДПС-1АГ для системы сигнализации пожара ССП-2А, двухходовой распределительный кран с электромеханиз­мом МГ-1М, 6 распылительных колец (по три в каждом мотоотсеке), световую и звуковую сигнализацию, сред­ства электрического и аварийного управления и систему трубопроводов.

В системе ССП-2А дополнительно имеется блок БИ-2АД. На рис. 30 приведена схема противопожарной системы с термоизвещателями «ТИ».

В качестве огнегасителя в огнетушителях ОС-8М при­менен состав «3,5».

Емкость баллона огнетушителя 8 л, вес заряда при коэффициенте наполнения К = 0,72 принят равным 6 + 0,4 кг, из которых:

1) смесь (95,8% бромистого этила и 4,2% хлорофор­ма) — 4 + 0,1 кг;

2) углекислота (обезвоженная) — 1,7 + 0,2 кг;

3) воздух, сжатый до суммарного давления — 85±5 кг/см2 при температуре 15°С, весом 0,3 + 0,1 кг.

Установлены огнетушители ОС-8М на задней стенке служебного отсека (шпангоут № 13). Тут же располо­жен распределительный крал с электромеханизмом МГ-1М.

Все огнетушители соединены трубопроводами с рас­пределительным краном, от которого по двум трубопро­водам состав «3,5» подается в гондолы двигателей к рас­пылительным коллекторам.

Распылительные коллекторы (по три в каждой гондо­ле) имеют выходные отверстия диаметром 0,8 мм число таких отверстий в трех распылителях составляет 1420шт. Распределительный кран может устанавливаться в положение «На правый двигатель» или «На левый дви­гатель» при помощи электромеханизма или вручную по­ворачиванием рукоятки на кране. Однако повседневно переключатель, служащий для дистанционного открытия распределительного крана, и рукоятка распределитель­ного крана

эксплуатация отопительно - вентиляционной системы - student2.ru

Рас, 30. Схема противопожарной системы самолета:

1 — сирена; 2 — выключатель; 3 — табло; 4 — центральный пульт; 5 — сигнальная лампа открытия распределительного крана; 6 — кнопка включения пиропатронов огнетушителей; 7 — тумблер для переключения распределительного крана; 8 —распределительный кран; 9 — концевой выключатель BK2-140A-I; 10 — огнетушители ОС-8; 11 — электромеханизм управления МГ-1М; 12 — термоизвещатели.

должны занимать положение «Открыто на правый двигатель».

Термоизвещатели пожара «ТИ» или датчики ДПС-1АГ размещены в отсеках двигателей.

Световое табло о пожаре установлено в кабине пи­лотов над приборной доской. Сирена установлена на пе­регородке за сиденьем второго пилота. Лампы сигнали­зации с надписью «Кран открыт на прав, двигатель» и «Кран открыт на лев. двигатель» установлены на цен­тральном пульте самолета и имеют арматуру зеленого цвета.

При возникновении пожара в моторном отсеке пра­вой или левой мотогондолы достаточно замкнуться одно­му или нескольким сигнализаторам для того, чтобы ав­томатически включались соответствующие табло, сире­на, электромеханизм распределительного крана и одна из зеленых сигнальных ламп.

При неисправности сигнализации пожара распреде­лительный кран может быть включен на правый или ле­вый двигатель вручную при помощи переключателя, уста­новленного также на центральном пульте. У переключа­теля имеются надписи «Распред. кран, правый, левый двигатели». Кроме того, на центральном пульте установлена кнопка с надписью «Проверка ламп», при помощи которой производится проверка всех четырех ламп, табло и сигнализации открытия крана одновре­менно.

Органами электрического управления противопожар­ной системы (включения огнетушителей на разрядку) являются две кнопки 204КС, установленные на центральном пульте.

Для того чтобы привести систему в действие на пра­вый мотоотсек, достаточно нажать на пульте кнопку с надписью «Огнетушитель» правого двигателя (так как распределительный кран всегда открыт на правый дви­гатель).

Чтобы привести систему в действие на левый мото­отсек, необходимо нажать на пульте кнопку с надписью «Отнетуш.» левого двигателя лишь после того, как будет гореть зеленая лампочка с надписью «Кран открыт па лев. двигатель». Включение этой лампочки происходит автоматически с включением светового табло и сирены.

Для включения в действие противопожарной системы по визуальному наблюдению при возникновении пожара в моторном отсеке правой или левой мотогондолы необ­ходимо, не ожидая включения светового табло и сирены, сначала установить переключатель распределительного крана в положение «Правый» или «Левый», а потом на­жать соответствующую кнопку противопожарной системы.

Органами аварийного управления противопожар­ной системы являются рукоятка распределительного крана и четыре рукоятки у затвора огнетушителей ОС-8.

Для приведения системы в действие при помощи аварийного управления на моторный отсек правой мотогон­долы необходимо одновременно двумя руками нажать вниз рукоятки затворов сначала огнетушителей под но­мерами 1 и 2, а затем нажать рукоятки затворов огнетушителей под номерами 3 и 4, так как распределительный кран всегда открыт на правый двигатель.

Чтобы привести в действие на моторный отсек левой мотогондолы, необходимо, в первую очередь установить рукоятку распределительного крана в положение «Левый», после чего нажать одновременно двумя руками рукоятки затворов огнетушителей за номерами 1 и 2, затем нажать рукоятки затворов огнетушителей за номерами 3 и 4.

Наши рекомендации