Эксплуатация отопительно - вентиляционной системы
Отопительная система самолета может быть использована в полете как для отопления, так и для вентиляции кабин. Вентиляционная система используется только для вентиляции.
Воздух для отопления кабин поступает из атмосферы под скоростным напором и проходит через воздухо-воздушный радиатор 10 (см. рис. 29), где нагревается от проходящего через радиатор горячего воздуха, который в свою очередь также поступает из атмосферы и нагревается в калориферах двигателей.
Температура нагреваемого воздуха, поступающего в кабины, регулируется подачей проходящего через радиатор горячего воздуха с помощью спаренных заслонок, установленных на калориферах (теплообменниках). Когда одна изэтих заслонок открывает доступ горячему воздуху в систему, другая закрывает выход его в атмосферу и наоборот. В промежуточных положениях заслонок горячий воздух поступает и в систему, и в атмосферу. Количество нагреваемого воздуха, поступающего в кабины, регулируется заслонкой 11 (рис. 29), установленной на входе в воздухо-воздуншый радиатор.
В качестве дополнительного обогрева туалетной комнаты пассажирских самолетов и кабины пилотов служат электроподогреватели изд. 1010.
Управление и контроль за системой отопления осуществляется со специального щитка из кабины экипажа. Схема и щиток управления представлены на рис. 28.
Воздух для вентиляции поступает из атмосферы через заборники, установленные на бортах самолета.
Для включения отопительной системы необходимо:
1. Полностью открыть заслонку 3* «Подача кабинного воздуха».
2. Полностью открыть заслонку 4 «Подогрев кабинного воздуха».
3. Постепенно подавать воздух из обоих калориферов, открывая заслонки 2 «Включение системы» вначале не более чем, на 1/4 хода. Не допускать при установившейся работе системы увеличения температуры этого воздуха более 230°С. Контроль осуществлять по спаренному термометру 1 при этом расхождение показаний правого и левого термометров не должно превышать более 50°С.
Примечание. При открытии заслонок 2 допускается кратковременный не более 5 мин. заброс температуры до 260°С.
4. Регулируя величину открытия заслонок 2, установить необходимую температуру воздуха на входе в кабины по термометру 5. не допускать повышения температуры этого воздуха более 100—110°C.
В полете при температуре наружного воздуха порядка минус 15°С температуру воздуха на входе в кабины поддерживать в пределах 60—65°С при установившемся тепловом режиме в кабинах. При температуре наружного воздуха порядка минус 30°С и ниже поддерживать в начальный период обогрева температуру воздуха на входе в кабины в пределах 95—100°С, а при достижении в кабинах нормированной температуры (+ 20°С) снизить температуру этого воздуха до 70—80°C.
* Нумерация выключателей, указателей заслонок и термометров соответствует обозначениям, приведенным на щитке управления в кабине экипажа (см. рис. 28).
5. Для повышения температуры в кабине экипажа (на самолетах, имеющих перекрывные заслонки в коробах отопления) следует частично перекрывать заслонки коробов отопления пассажирской кабины, устанавливая переключатель 8 в положение «Холоднее». Кроме того, при необходимости можно включать электрообогреватель (изд. 1010) с помощью переключателя 9 «Обогрев экипажа» на режим «Слабо» или «Сильно».
Для общего увеличения тепла следует повысить температуру воздуха на входе в кабины до 100—110°С.
6. Для обогрева туалетного отсека необходимо открыть заслонку «Обогрев туалета» и вытяжную вентиляцию контейнера. Закрывать в полете заслонку «Обогрев туалета» при включенном отоплении запрещается.
При недостаточном обогреве туалетной комнаты от основной отопительной системы необходимо включать электрообогреватель (изд. 1010) с помощью переключателя 9 «Обогрев туалета» на режим «Слабо» или «Сильно». Интенсивность обогрева туалетной комнаты регулировать посредством жалюзи на выходе теплого воздуха.
Для включения системы вентиляции необходимо открыть вручную воздухозаборники, расположенные на бортах самолета. Кроме того, необходимо открыть вытяжные жалюзи, расположенные на потолке кабины.
В жаркое время года для вентиляции кабин попользуется отопительная система. Для этого надо полностью открыть заслонку 3 «Подача кабинного воздуха», при этом заслонка 4 «Подогрев кабинного воздуха» должна быть полностью закрыта,, а спаренные заслонки 2 калориферов должны быть установлены в положение «В атмосферу».
В случае перехода с двухмоторного полета на полет с одним работающим двигателем (при включенной отопительной системе) необходимо:
1. Закрыть заслонку 2 калорифера неработающего двигателя, чтобы прекратить подачу холодного воздуха в воздухо-воздушный радиатор.
2. Увеличить открытие заслонки 2 калорифера работающего двигателя, чтобы поддерживать необходимую температуру воздуха на входе в кабины, контролируемую термометром 5.
Для выключения отопительной системы необходимо:
1. Выключить «подачу горячего воздуха в систему из калориферов, закрыв заслонки 2 и тем самым создав перепуск горячего воздуха из калориферов в атмосферу.
Примечание. При закрытых заслонках 2 благодаря наличию зазоров по контуру заслонок, термометр 1 может показывать температуру порядка 100—200°С, что является допустимым.
2. Закрыть заслонку 4 «Подогрев кабинного воздуха».
3. Через 2—3 мин. после закрытия заслонки 4 закрыть заслонку 3 «Подача кабинного воздуха».
4. Выключить электрообогреватель изд. 1010 кабины экипажа.
5. Выключить электрообогреватель изд. 1010 туалета и закрыть вытяжную вентиляцию контейнера (на самолетах, где установлен и был включен в действие электрообогреватель).
Наземный обогрев кабины
На самолетах, имеющих специальное устройство для подсоединения рукава наземного подогревателя в отопительную систему самолета, необходимо при температуре наружного воздуха плюс 5°С и ниже нагревать кабины.
Обогрев производить вплоть до окончания посадки пассажиров в самолет. Температуру в кабинах обеспечивать порядка 20°С и контролировать по термометру, установленному в пассажирской кабине.
В качестве источника тепла моту т быть использованы наземные подогреватели МП-300, МП-85 и МП-44, обеспечивающие подачу чистого нагретого воздуха в самолет.
Применять для обогрева кабин инжекторные подогреватели запрещается.
Применять для обогрева кабин подогреватель только в том случае, если он подает нагретый воздух, в котором содержание окиси углерода не превышает 0,02 мг/л, и нет других вредных примесей. Ориентировочным признаком наличия вредных примесей в воздухе является наличие запаха. Необходимо периодически, не реже одного раза в 2—3 месяца, проверять содержание окиси углерода в воздухе, подаваемом подогревателем для обогрева кабин.
После запуска подогреватель должен проработать вхолостую 5 мин., после чего убедиться в том, что подается чистый нагретый воздух, не имеющий запаха, и затем подать горячий воздух в отопительную систему самолета. Для этого открыть крышку патрубка с заслонкой, расположенного под фюзеляжем между шпангоутами № 16—17, и присоединить наконечник рукава подогревателя, прикрепив его крючком к фюзеляжу. Затем закрыть заслонку на входе холодного воздуха в воздухо-воздушный радиатор (указатель положения заслонки маркирован цифрой 3 на щитке в кабине экипажа).
При прогреве кабин должны быть открыты все заслонки у мест выхода теплого воздуха в кабинах самолета, а также двери кабины экипажа и вытяжное вентиляционное отверстие туалетного помещения. Температуру нагретого воздуха на выходе из подогревателя поддерживать порядка 80—90°С. В конструкции самолета предусмотрена система обогрева туалетного отсека, используемая при отрицательных температурах наружного воздуха для облегчения очистки контейнеров унитазов и нагревания туалетной комнаты.
Как правило, очистка контейнеров не должна сопровождаться подогревом, т. е. они должны обслуживаться до замерзания в них содержимого.
При необходимости обогрев контейнеров и туалетной комнаты на земле можно осуществить наземным подогревателем или бортовым электрообогревателем изд. 1010.
При использовании наземного подогревателя необходимо открыть патрубок, расположенный в хвостовой части фюзеляжа между шпангоутами № 34—35, и присоединить наконечник рукава подогревателя; в этом случае заслонка «обогрев туалета» должна быть закрыта, а вытяжная вентиляция контейнера полностью открыта.
При отсутствии наземного подогревателя обогрев туалетного отсека производится электрообогревателем изд. 1010. Питание электрообогревателя — только от наземного источника энергии.
Интенсивность обогрева туалетного отсека регулировать посредством жалюзи на выходе теплого воздуха. Во всех случаях, когда обогревателями не пользуются, вытяжная вентиляция контейнера и заслонка «обогрев туалета» должны быть закрыты.
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА
Противопожарная система состоит из стационарного оборудования, предназначенного для тушения на двигателях, и переносных углекислотных ручных огнетушителей типа ОУ.
Стационарная система включает в себя: четыре огнетушителя ОС-8 с пиротехническим пусковым устройством, 16 термоизвещателей «ТИ» или 18 датчиков ДПС-1АГ для системы сигнализации пожара ССП-2А, двухходовой распределительный кран с электромеханизмом МГ-1М, 6 распылительных колец (по три в каждом мотоотсеке), световую и звуковую сигнализацию, средства электрического и аварийного управления и систему трубопроводов.
В системе ССП-2А дополнительно имеется блок БИ-2АД. На рис. 30 приведена схема противопожарной системы с термоизвещателями «ТИ».
В качестве огнегасителя в огнетушителях ОС-8М применен состав «3,5».
Емкость баллона огнетушителя 8 л, вес заряда при коэффициенте наполнения К = 0,72 принят равным 6 + 0,4 кг, из которых:
1) смесь (95,8% бромистого этила и 4,2% хлороформа) — 4 + 0,1 кг;
2) углекислота (обезвоженная) — 1,7 + 0,2 кг;
3) воздух, сжатый до суммарного давления — 85±5 кг/см2 при температуре 15°С, весом 0,3 + 0,1 кг.
Установлены огнетушители ОС-8М на задней стенке служебного отсека (шпангоут № 13). Тут же расположен распределительный крал с электромеханизмом МГ-1М.
Все огнетушители соединены трубопроводами с распределительным краном, от которого по двум трубопроводам состав «3,5» подается в гондолы двигателей к распылительным коллекторам.
Распылительные коллекторы (по три в каждой гондоле) имеют выходные отверстия диаметром 0,8 мм число таких отверстий в трех распылителях составляет 1420шт. Распределительный кран может устанавливаться в положение «На правый двигатель» или «На левый двигатель» при помощи электромеханизма или вручную поворачиванием рукоятки на кране. Однако повседневно переключатель, служащий для дистанционного открытия распределительного крана, и рукоятка распределительного крана
Рас, 30. Схема противопожарной системы самолета:
1 — сирена; 2 — выключатель; 3 — табло; 4 — центральный пульт; 5 — сигнальная лампа открытия распределительного крана; 6 — кнопка включения пиропатронов огнетушителей; 7 — тумблер для переключения распределительного крана; 8 —распределительный кран; 9 — концевой выключатель BK2-140A-I; 10 — огнетушители ОС-8; 11 — электромеханизм управления МГ-1М; 12 — термоизвещатели.
должны занимать положение «Открыто на правый двигатель».
Термоизвещатели пожара «ТИ» или датчики ДПС-1АГ размещены в отсеках двигателей.
Световое табло о пожаре установлено в кабине пилотов над приборной доской. Сирена установлена на перегородке за сиденьем второго пилота. Лампы сигнализации с надписью «Кран открыт на прав, двигатель» и «Кран открыт на лев. двигатель» установлены на центральном пульте самолета и имеют арматуру зеленого цвета.
При возникновении пожара в моторном отсеке правой или левой мотогондолы достаточно замкнуться одному или нескольким сигнализаторам для того, чтобы автоматически включались соответствующие табло, сирена, электромеханизм распределительного крана и одна из зеленых сигнальных ламп.
При неисправности сигнализации пожара распределительный кран может быть включен на правый или левый двигатель вручную при помощи переключателя, установленного также на центральном пульте. У переключателя имеются надписи «Распред. кран, правый, левый двигатели». Кроме того, на центральном пульте установлена кнопка с надписью «Проверка ламп», при помощи которой производится проверка всех четырех ламп, табло и сигнализации открытия крана одновременно.
Органами электрического управления противопожарной системы (включения огнетушителей на разрядку) являются две кнопки 204КС, установленные на центральном пульте.
Для того чтобы привести систему в действие на правый мотоотсек, достаточно нажать на пульте кнопку с надписью «Огнетушитель» правого двигателя (так как распределительный кран всегда открыт на правый двигатель).
Чтобы привести систему в действие на левый мотоотсек, необходимо нажать на пульте кнопку с надписью «Отнетуш.» левого двигателя лишь после того, как будет гореть зеленая лампочка с надписью «Кран открыт па лев. двигатель». Включение этой лампочки происходит автоматически с включением светового табло и сирены.
Для включения в действие противопожарной системы по визуальному наблюдению при возникновении пожара в моторном отсеке правой или левой мотогондолы необходимо, не ожидая включения светового табло и сирены, сначала установить переключатель распределительного крана в положение «Правый» или «Левый», а потом нажать соответствующую кнопку противопожарной системы.
Органами аварийного управления противопожарной системы являются рукоятка распределительного крана и четыре рукоятки у затвора огнетушителей ОС-8.
Для приведения системы в действие при помощи аварийного управления на моторный отсек правой мотогондолы необходимо одновременно двумя руками нажать вниз рукоятки затворов сначала огнетушителей под номерами 1 и 2, а затем нажать рукоятки затворов огнетушителей под номерами 3 и 4, так как распределительный кран всегда открыт на правый двигатель.
Чтобы привести в действие на моторный отсек левой мотогондолы, необходимо, в первую очередь установить рукоятку распределительного крана в положение «Левый», после чего нажать одновременно двумя руками рукоятки затворов огнетушителей за номерами 1 и 2, затем нажать рукоятки затворов огнетушителей за номерами 3 и 4.