Стояночное торможение колес и стопорение рулей и элеронов

Системы стояночного торможения колес шасси и стопорения рулей и элеронов предназначены как для дли­тельной, так и кратковременной стоянки самолета.

Для стояночного торможения используется основная гидравлическая система торможения.

При включении стояночных тормозов давление по ма­нометрам правого и левого колес должно быть в преде­лах 28—32 кг!см2, а давление по манометру гидроакку­мулятора тормозов 110+10-5 кг/см2.

В случае длительной стоянки самолета с заторможен­ными колесами необходимо:

а) поднять давление в гидроаккумуляторе тормозов до 110+10-5 кг/см2 и при этом давлении установить на стояночные тормоза;

б) периодически следить во время стоянки за давле­нием в тормозном гидроаккумуляторе, не допуская по­нижения давления менее 55 кг/см2, и за давлением в тор­мозах колес, которое должно быть не менее 18—20 кг/см2.

Управление стояночным торможением осуществляется специальной рукояткой стояночного торможения пли ру­кояткой стопорения рулей и элеронов, которая одновре­менно дублирует и торможение колес.

На самолетах первых серий рукоятка стояночного торможения расположена на боковой панели центрального, пульта справа, а рукоятка стопорения рулей и элеронов соответственно с левой стороны пульта.

На самолетах последующих серий указанные рукоятки установлены наоборот. Рукоятка стояночного торможения с левой стороны, а рукоятка управления стопорами — с правой стороны центрального пульта.

Когда обе рукоятки находятся в крайнем нижнем положении, тормоза колес не включены, рули и элероны отстопорены.

Для включения тормозов колес на стоянке необходимо нажать на педаль рукоятки стояночного торможения, перевести рукоятку в крайнее верхнее положение и зафиксировать ее стопорным механизмом в этом положении.

Для выключения стояночных тормозов следует выполнить обратную операцию — перевести рукоятку стоя­ночного торможения в крайнее нижнее положение.

Для стопорения рулей и элеронов с одновременным стояночным торможением колес необходимо:

— установить руль поворота и элероны в нейтральное положение, а руль высоты в крайнее нижнее поло­жение (штурвал от себя до упора);

— нажать на педаль рукоятки управления стопорами перевести рукоятку вверх до упора, зафиксировав ее в этом положении стопорным механизмом.

При этом следует иметь в виду, что перевод рукоятки стопорения вверх до упора автоматически вызывает поворот рукоятки стояночного торможения вверх.

Для того чтобы освободить от стопоров рули и элероны, необходимо рукоятку управления стопорами перевести в крайнее нижнее положение, а если одновременно с этим надо растормозить колеса, следует перевести вниз рукоятку стояночного торможения.

ВНИМАНИЕ! 1. При включенных тормозах, когда рукоятка стояночного торможения находится в верхнем положении, а рукоятка стопорения в нижнем положении, поворот этой рукоятки вверх невозможен. Чтобы засто-порить в этом случае рули и элероны, необходимо прижать педаль на рукоятке стояночного торможения (для выведения из зацепления контровки ручки), а затем потянуть рукоятку стопорения вверх.

При включенных тормозах и застопоренных рулях и элеронах (обе рукоятки находятся в верхнем положении) растормаживание колес до снятия стопоров (т. е, перевода рукоятки стопорения «вниз») невозможно.

ПОДЪЕМ И ВЫПУСК ЗАКРЫЛКОВ

Управление подъемом и выпуском закрылков осуще­ствляется с помощью гидравлического крана закрылков, ручка которого расположена на передней панели цен­трального пульта.

Для предупреждения от случайного или самопроиз­вольного сдвига ручка управления закрылками имеет стопор, фиксирующий ручку в двух крайних и нейтраль­ном положениях, а также имеет предохранительную муф­ту, запирающую стопор.

На стоянке самолета, а также после посадки, когда ручка крана управления закрылками установлена в край­нее верхнее положение — «Закрылки подняты», следует запереть стопор ручки предохранительной муфтой.

Для выпуска закрылков необходимо нажать на шарик ручки (предварительно освободив ручку от стопорения предохранительной муфтой), перевести ручку вниз в по­ложение «Выпущено» и, наблюдая за указателем поло­жения закрылков, убедиться, что закрылки отпускаются. Когда стрелка указателя дойдет до положения выпус­ка на желаемый угол, перевести ручку крана в нейтраль­ное положение.

При необходимости выпуска закрылков на полный угол, ручку крана закрылков следует перевести в край­нее нижнее положение и оставить ее в этом положении. Время выпуска закрылков на взлетный угол (17—20°) составляет 5—8 сек., а на полный угол (4-5°) —10—15 сек. Для подъема закрылков необходимо нажать на ша­рик ручки и перевести ручку вверх в положение «Подня­ты».

По стрелке указателя положения закрылков убедить­ся, что закрылки полностью убрались (стрелка должна быть на нуле).

Время уборки закрылков от взлетного угла (17—20°) должно составлять 10—15 сек. и от полного угла (45°) — 15—25 сек.

Наши рекомендации