Определение длины разбега самолета
Длина разбега самолета находится при помощи номограмм, разработанных отдельно для случаев взлета с использованием номинального и взлетного режимов работы двигателей.
При разработке номограмм было принято:
1. Взлет — нормальный, без подрыва.
2. Закрылки в неотклоненном (убранном) положении,
Описание номограммы
(номограммы приложены в конце книги)
Номограмма (см. рис. 13 и 14) состоит из графиков А и Б, определяющих длину разбега самолета LрM в зависимости от температуры, давления наружного воздуха ивзлетного веса самолета, и графиков В, Г, Д, учитывающих влияние ветра, уклона и характера поверхности ВПП на длину разбега.
На графике А нанесены шкала температур от—40 до +50°C и линии постоянного давления наружного воздуха от 460 до 780 мм рт. ст.
На графике Б нанесены линии полетного веса самолета от 14500 до 18000 кг и шкала длины разбега в метрах для ВПП с искусственным покрытием, без учета влияния ветра и уклона ВПП.
График В—учитывает влияние ветра, график Г — влияние уклона и график Д—влияние характера поверхности ВПП на длину разбега самолета.
Примеры пользования номограммой
Пример1. Определить длину разбега самолета при взлете с полетным весом 17500 кг на номинальном режиме работы двигателей при следующих условиях:
температура наружного воздуха +15°С,
давление наружного воздуха 760 мм рт. ст.,
скорость ветра штиль,
уклон ВПП 0
характер поверхности ВПП искусственное покрытие
Пользуясь номограммой на рис. 13, находим на горизонтальной шкале графика А значение температуры +15°С (точка 1).
Из точки 1 проводим прямую вертикальную линию пересечения с линией давления 760 мм рт. ст. (точки 2).
Из точки 2 проводим горизонтальную прямую вправо до пересечения с линией полетного веса 17500 кг на графике Б (точка 3). Вертикальная прямая, опущенная из точки 3 на горизонтальную шкалу графика Б, указывает длину разбега самолета при взлете с ВПП, имеющей искусственное покрытие, в штиль, равную 650 м (точка 4).
Тот же самый результат будет получен, если из точки 4 провести вертикалкную прямую вниз до пересечения с линией ветра, равной 0 (на трафике В точка 5), и далее из точки 5 провести горизонтальную прямую влево до пересечения с линией уклона на графике Г (линия уклона 0, точка 6), и, наконец, из точки 6 провести вертикаль вниз до пересечения со шкалой длины разбега (точка 7). Точка 7 дает то же значение длины разбега 650 м. Такое же значение показывает горизонталь 5—6, отсекая на вертикальной шкале графиков В и Г длину 650 м.
На данном примере, учитывая, что взлет производится при безветрии и ВПП не имеет уклона, точка 4 дает окончательное решение и выполнение операций для поиска точек 5, 6 и 7 — излишни.
В случае если взлет производился при этих же условиях с грунтовой полосы летного поля (прочный грунт δ≈11 кг/см2), для определения длины разбега следует, из точки 7 на графике Г провести вертикальную линию вниз до верхней горизонтальной линии на графике Д и затем провести наклонную линию до пересечения с нижней горизонталью этого графика (точка 8).
В данном случае длина разбега будет равна по грунту порядка 780 м.
При решении этого примера в случае взлета с использованием взлетного режима работы двигателей, пользуясь номограммой рис. 14, аналогично (получим длину разбега по бетону 550 м. Точка 4 на графике Б дает окончательный результат, и построение точек 5, 6, 7в этом случае делать не нужно.
Длину разбега по твердой грунтовой поверхности летного поля получим, если из точки 7 проведем вертикаль до верхней горизонтальной линии на графике Д и далее проведем наклонную линию до пересечения с горизонталью, соответствующей заданному состоянию грунта летного поля (точка 8). Длина разбега в этом случае составляет 600 м.
Пример2, Определить длину разбега самолета при взлете с полетным весом 17500 кг на номинальном режиме работы двигателей при следующих условиях:
температура наружного воздуха — 10°С
давление наружного воздуха 740 мм рт. ст.
составляющая скорость встречного ветра 6 м/сек
взлет на уклон 0,01
характер поверхности ВПП:
а) искусственное покрытие
б) грунтовая полоса.
Решение:
1. Пользуясь графиком рис. 13, аналогично примеру Г определяем точки 11 и 21 на графике А по заданным условиям.
2. Из точки 21 проводим горизонтальную линию вправо до пересечения с линией полетного веса 17500 кг на графике Б (точка З1).
3. Из точки З1 проводим (вертикаль вниз до пересечения с линией встречного ветра, равного 6 м/сек на графике S (точка 51). Промежуточная точка 41, (пересекающая горизонтальную шкалу графика Б, указывает при этом на длину разбега самолета при взлете с ВПП, имеющей искусственное покрытие, без учета встречного ветра и уклона ВПП.
4. Из точки 51 проводим горизонталь влево до пересечения с линией уклона 0,01 на графике Г (точка 61)
5. Из точки 61 проводим вертикаль вниз до пересеченияс результирующей шкалой длины разбега, учитывающей влияние ветра и уклона ВПП (точка 71). Искомая длина разбега по бетону при этом составляет 440 м, а по грунту (см. точку 81 на графике Д) — 465 м:
Промежуточные точка 41 и,51 в данном примере показывают, что если бы взлет происходил с ВПП без уклона и в штиль, длина разбега самолета составляла бы по бетону — 560 м (точка 41). Однако встречный ветер 6 м/сек уменьшил длину разбега до 420 м (точка 51), а уклон ВПП (взлет на уклон) увеличил длину разбега бетону до ранее найденной величины 440 м.