К расчетно-графической работе

Примеры записи решений заданий

К расчетно-графической работе

Пример 1

Задание:По данным выборки:

1. Составить дискретный вариационный ряд.

2. Построить полигон.

3. Найти средние характеристики:

а) среднее выборочное К расчетно-графической работе - student2.ru ;

б) моду К расчетно-графической работе - student2.ru ;

в) медиану К расчетно-графической работе - student2.ru .

4. Найти характеристики вариации:

а) размах вариации К расчетно-графической работе - student2.ru ;

б) дисперсию D;

в) среднее квадратическое отклонение s;

г) коэффициент вариации V;

д) ошибку выборочного среднего К расчетно-графической работе - student2.ru .

5. Сделать вывод.

Исходные данные:

Число отжиманий в упоре лежа

43 46 45 43 44 45 47 43 44 46

45 44 42 45 47 44 46 46 46 43

46 43 44 47 45 46 42 44 44 46

47 45 46 46 48 45 45 43 45 47

46 44 45

Этапы выполнения:

Cоставим дискретный вариационный ряд.

Все варианты расположим в порядке возрастания в первой строке таблицы, а частоту, с которой они встречаются в данной выборке во второй строке.

xi
ni

Объем выборки n=43.

Построим полигон.

Для построения полигона на оси OX отложим значения вариант xi, а на оси OY – значения частот ni.

К расчетно-графической работе - student2.ru

Вычислим средние характеристики.

а) Определим среднее выборочное К расчетно-графической работе - student2.ru :

К расчетно-графической работе - student2.ru ,

Вычисления оформим в виде таблицы:

К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru
    å=1933

К расчетно-графической работе - student2.ru

б) Определим моду К расчетно-графической работе - student2.ru :

К расчетно-графической работе - student2.ru

в) Определить медиану К расчетно-графической работе - student2.ru :

Выборку сначала необходимо проранжировать:

42 42 43 43 43 43 43 43 44 44

44 44 44 44 44 44 45 45 45 45

45 45 45 45 45 45 46 46 46 46

46 46 46 46 46 46 46 47 47 47

47 47 48

Объем выборки n=43 является нечетным числом, следовательно К расчетно-графической работе - student2.ru , значит, К расчетно-графической работе - student2.ru , то есть 22-ой по счету вариант в ранжированном ряду и будет медианой: К расчетно-графической работе - student2.ru .

Вычислим характеристики вариации.

а) Определим размах вариации К расчетно-графической работе - student2.ru :

К расчетно-графической работе - student2.ru , К расчетно-графической работе - student2.ru

К расчетно-графической работе - student2.ru .

б) Определим дисперсию D:

К расчетно-графической работе - student2.ru , где

Вычисления оформим в виде таблицы:

К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru
-3
-2
-1
å=90

К расчетно-графической работе - student2.ru .

в) Определим среднее квадратическое отклонение s:

К расчетно-графической работе - student2.ru (≈1).

г) Определим коэффициент вариации V:

К расчетно-графической работе - student2.ru .

д) Определим ошибку выборочного среднего К расчетно-графической работе - student2.ru :

К расчетно-графической работе - student2.ru (≈0).

5. Вывод. По данным числа отжиманий в упоре лежа 43 испытуемых средний результат составил 45 раз ± 0 раз. Степень рассеяния данных выборки от среднего результата составляет 1 отжимание. Чаще всего встречаемый результат в группе – 46 отжиманий. Одна половина спортсменов показала результаты лучше 45 отжиманий, а другая половина хуже. Отклонение результатов числа отжиманий в упоре лежа внутри группы равно 6 отжиманиям. Результаты исследования имеют малую варьируемость, что говорит об однородности выборки, то есть средний результат типичен для изучаемого признака.

Пример 2

Задание: По данным выборки:

1. Составить интервальный вариационный ряд.

2. Начертить гистограмму.

3. Найти средние характеристики:

а) среднюю выборочную К расчетно-графической работе - student2.ru ;

б) моду К расчетно-графической работе - student2.ru ;

в) медиану К расчетно-графической работе - student2.ru .

4. Найти характеристики вариации:

а) размах вариации К расчетно-графической работе - student2.ru ;

б) дисперсию D;

в) среднее квадратическое отклонение s;

г) коэффициент вариации V;

д) ошибку выборочного среднего К расчетно-графической работе - student2.ru .

Исходные данные: Бег на 100 м (юноши 9 классов).

16,2 15,5 14,3 16,6 15,8 15,4 14,5 14,8 16,1 15,8

15,3 16,0 13,7 16,1 16,2 15,3 15,5 14,8 14,3 16,2

15,3 15,8 14,2 15,8 14,2 15,4 14,7 12,8 16,9 15,0

16,8 16,0 14,6 15,6 16,1 17,8 15,6 15,0 15,6 15,0

16,2 15,5 13,6 16,4 15,2 15,9 15,0 14,2 16,4 14,2

Этапы выполнения:

Построим гистограмму.

К расчетно-графической работе - student2.ru

Пример 3

Задание:

1. Проверить гипотезу о нормальном распределении признака в генеральной совокупностис помощью критерия согласия Пирсона c2 для уровня значимости a=0,05.

2. Построить нормальную кривую.

3. Сделать вывод.

Исходные данные: Бег 100м: К расчетно-графической работе - student2.ru =15,4, s = 0,9, h =0,8, n=50.

xi 12,8 13,6 14,4 15,2 16,0 16,8 17,6
ni

Этапы выполнения:

Построим нормальную кривую.

Для построения нормальной кривой на оси OX откладывают значения xi, а на оси OY – соответствующие значения выравнивающих частот ni.

К расчетно-графической работе - student2.ru

3. Вывод.Выдвинутая гипотеза о нормальном распределении результатов в беге на 100м у данных спортсменов принимается на уровне значимости 0,05, так как расчетное значение критерия согласия c02=2,56 меньше критического значения c2=9,49. Средний результат в беге на 100м в 95% случаев у обследуемых спортсменов находится в пределах от 15,2с до 15,6с, а дисперсия с вероятностью 0,95 не выйдет за границы 0,49 – 1,13.

Пример 4

Задание:

1. Сравнить по методу Фишера рассеивание показателей в контрольной и экспериментальной группах на уровне значимости a=0,05.

2. Сделать вывод.

Исходные данные: Гребля на каноэ 500м.

xэ,мин 2,00 1,69 2,12 2,10 2,15 1,78 2,30 1,80
xк,мин 2,20 2,25 2,40 2,20 2,05 2,50 2,40 2,10

Этапы выполнения:

1. Сравним по методу Фишера рассеивание показателей в контрольной и экспериментальной группах на уровне значимости a=0,05.

1). Выдвигаем нулевую гипотезу.

H0: (Dэ=Dк) – дисперсии результатов гребли на каноэ 500м в экспериментальной и контрольной группах не отличаются значимо.

2). Рассчитываем выборочные дисперсии результатов измерений.

Результаты вычислений оформим в виде таблицы:

К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru   К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru
2,00 -0,12 0,01   2,20 -0,06 0,00
1,69 -0,43 0,18   2,25 -0,01 0,00
2,12   2,40 0,14 0,02
2,10 -0,02 0,00   2,20 -0,06 0,00
2,15 0,03 0,00   2,05 -0,21 0,04
2,78 0,66 0,44   2,50 0,24 0,06
2,30 0,18 0,03   2,40 0,14 0,02
1,80 -0,32 0,10   2,10 -0,16 0,03
  S=16,94   S=0,76     S=18,10   S=0,17

К расчетно-графической работе - student2.ru, К расчетно-графической работе - student2.ru,

К расчетно-графической работе - student2.ru,К расчетно-графической работе - student2.ru.

3). Вычисляем расчетное значение F-критерия (Фишера).

Так как Dэ>Dк Þ К расчетно-графической работе - student2.ru .

4). Находим число степеней свободы.

nэ=8-1=7, nк=8-1=7.

5). По таблице (см. приложение 4) находим критическое значение F-критерия для уровня значимости a=0,05 и числа степеней свободы nэ=7, nк=7:F(0,05;7;7)=3,8.

6). Проверяем гипотезу: сравниваем расчетное значение критерия Fр с табличным значением F (то есть, оцениваем достоверность различий выборочных совокупностей).

Fр > F (6,00>3,8)

Вывод.Таким образом, выдвинутая гипотеза отвергается на уровне значимости a=0,05, то есть с вероятностью 0,95 различие дисперсий существенно, что позволяет говорить о принадлежности дисперсий к разным генеральным совокупностям.

Пример 5

Задание:

1. Установить по методу Стъюдента (для несвязанных выборок) достоверность различия результатов в двух группах, занимающихся по различной методике (a=0,01).

2. Сделать вывод.

Исходные данные:Бег 60м.

x1 8,2 7,8 8,2 8,3 7,6 8,4 7,7 8,3  
x2 9,2 8,9 8,6 9,0 7,9 8,7 8,6 8,8 9,1

Этапы выполнения:

1. Установим по методу Стъюдента (для несвязанных выборок) достоверность различия результатов в двух группах, занимающихся по различной методике (a=0,01).

1). Выдвигаем нулевую гипотезу.

H0: ( К расчетно-графической работе - student2.ru ) – средние выборочные значения результатов бега на 100м в экспериментальной и контрольной группах не отличаются значимо.

2). Рассчитываем значения выборочных характеристик К расчетно-графической работе - student2.ru , К расчетно-графической работе - student2.ru , К расчетно-графической работе - student2.ru , К расчетно-графической работе - student2.ru .

Результаты вычислений оформим в виде таблицы:

К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru   К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru
8,2 0,1 0,01   9,2 0,4 0,16
7,8 -0,3 0,09   8,9 0,1 0,01
8,2 0,1 0,01   8,6 -0,2 0,04
8,3 0,2 0,04   9,0 0,2 0,04
7,6 -0,5 0,25   7,9 -0,9 0,81
8,4 0,3 0,09   8,7 -0,1 0,01
7,7 -0,4 0,16   8,6 -0,2 0,04
8,3 0,2 0,04   8,8
  S=64,5   S=0,69   9,1 0,3 0,09
            S=78,8   S=1,2

К расчетно-графической работе - student2.ru, К расчетно-графической работе - student2.ru,

К расчетно-графической работе - student2.ru,К расчетно-графической работе - student2.ru.

3). Вычисляем расчетное значение t-критерия Стъюдента.

К расчетно-графической работе - student2.ru

4). Находим число степеней свободы.

n=8+9-2=15.

5). По таблице (см. приложение 5) находим критическое значение t-критерия Стъюдента для уровня значимости a=0,01 и числа степеней свободы n=15:t(0,01;15)=2,947.

6). Проверяем гипотезу: сравниваем расчетное значение критерия tр с табличным значением t (то есть, оцениваем достоверность различий выборочных совокупностей).

tр>t (4,120>2,947)

Вывод.Таким образом, выдвинутая гипотеза отвергается на уровне значимости a=0,01, то есть с вероятностью 0,99 по средним результатам группы существенно отличаются, что позволяет говорить об эффективности проводимой во второй группе методике.

Пример 6

Задание: Определить по методу Стъюдента (для связанных выборок) изменилось ли состояние спортсменов по результатам, показанным ими с разрывом в 10 дней на уровне значимости a=0,001.

Исходные данные: Число отжиманий в упоре лежа.

x1, раз
x2, раз

Этапы выполнения:

Выдвигаем нулевую гипотезу.

H0: ( К расчетно-графической работе - student2.ru ) – средние выборочные результатов в отжиманиях в упоре лежа одинаковы, то есть значимо не отличаются.

2. Рассчитываем основные характеристики К расчетно-графической работе - student2.ru , К расчетно-графической работе - student2.ru :

Результаты вычислений оформим в виде таблицы:

К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru К расчетно-графической работе - student2.ru
4,3 18,49
4,3 18,49
-2,7 7,29
0,3 0,09
-0,7 0,49
-0,7 0,49
-1,7 2,89
-3,7 13,69
0,3 0,09
      S=33   S=62,01

К расчетно-графической работе - student2.ru, К расчетно-графической работе - student2.ru , К расчетно-графической работе - student2.ru .

Пример 7

Задание:

1. Представить результаты измерений в графической форме (построить корреляционное поле).

2. Установить тесноту взаимосвязи двух исследуемых признаков, применяя метод Бравэ-Пирсона.

3. Оценить достоверность коэффициента корреляции на уровне значимости a=0,05 .

4. Составить уравнение регрессии y(x) и построить линию регрессии y(x).

5. Сделать вывод.

Исходные данные: Десятиборцы, xi –результаты в прыжках в длину (м),

yi – результаты в беге на 100 м (с).

xi 7,62 7,37 6,93 7,40 7,03 7,15 7,13
yi, с 10,8 10,8 11,1 11,1 11,3 11,4 11,1

Этапы выполнения:

Пример 8

Задание:

1.Определить тесноту взаимосвязи между результатами методом Спирмена.

2. Оценить достоверность коэффициента корреляции на уровне значимости a=0,05.

3. Сделать вывод.

Исходные данные: Легкоатлеты,

xi –результаты в беге на 100 м,

yi – место, занятое в соревнованиях по тройному прыжку.

xi, с 10,7 10,6 10,7 10,5 10,9 10,4 10,3 10,7 10,7
yi

Этапы выполнения:

Примеры записи решений заданий

к расчетно-графической работе

Пример 1

Задание:По данным выборки:

1. Составить дискретный вариационный ряд.

2. Построить полигон.

3. Найти средние характеристики:

а) среднее выборочное К расчетно-графической работе - student2.ru ;

б) моду К расчетно-графической работе - student2.ru ;

в) медиану К расчетно-графической работе - student2.ru .

4. Найти характеристики вариации:

а) размах вариации К расчетно-графической работе - student2.ru ;

б) дисперсию D;

в) среднее квадратическое отклонение s;

г) коэффициент вариации V;

д) ошибку выборочного среднего К расчетно-графической работе - student2.ru .

5. Сделать вывод.

Исходные данные:

Число отжиманий в упоре лежа

43 46 45 43 44 45 47 43 44 46

45 44 42 45 47 44 46 46 46 43

46 43 44 47 45 46 42 44 44 46

47 45 46 46 48 45 45 43 45 47

46 44 45

Этапы выполнения:

Наши рекомендации