Вопрос 20. Модели организаций как объектов управления: открытые системы

1. Организация как сложная иерархическая система

2. Организация, реализующая концепцию заинтересованных групп

1. Предприятие представляется в виде сложной иepapxиecкoй системы, тесно взаимодействующей с окружением. Основу составляет общая тео­рия систем.Главная идея заключается в признании взаимосвязей и вза­имозависимостей элементов, подсистем и всей системы в целом с внеш­ней средой. Ключевые факторы успеха организации находятся в двух сферах:

во внешней (из которой она получает все виды ресурсов) и во внутрен­ней (сильные и слабые стороны которой создают предпосылки для пре­образования ресурсов в продукцию и услуги).

В данной модели главным направлением деятельности менеджеров ста­новитсястратегическое управление. Модель утверждает единство сис­темно? многоплановости и сложности внешней среды. Эффективность организации при этом оценивается как системная целесообразность, учитывающая ее способности к саморегулированию и самоорганиза­ции, а также к достижению целей при изменении внешних условий. В центре внимания при оценке эффективности оказываются ресурсы, получаемые из окружающей среды.

2. Модель представляетпредприятия как общественные организации, в де­ятельности которых заинтересованы различные группы как внутри, так и вне их границ. Взаимосвязь предприятий проявляется в том, что они для производства товаров и услуг используют ресурсы, предоставляе­мые поставщиками, интересы которых также удовлетворяются продук­цией других предприятий.

Цели предприятия трактуются с позиций удовлетворения запросов свя­занных с ним групп (потребителей, поставщиков, инвесторов, обще­ства в целом) Основу модели составляет теоретическаяконцепция заин­тересованных групп, в соответствии с которой организации должныпринимать во внимание разные интересы партнеров. Подход означает принятие стратегии ограниченной оптимизации, при которой дости­жение какой-либо одной цели лимитируется требованием выполнять другие. Это приводит к необходимости соблюдения баланса между таки­ми разными по значению целями, как объем продаж, прибыль, инте­ресы персонала и местных органов власти, защита окружающей среды.

Главными функциями менеджмента становятся: достижение высокой производительности и эффективности путем укрепления духа сотруд­ничества и вовлеченности работников в дела организации, а также по­стоянного балансирования интересов основных групп вовлеченных в дела организации лиц, необходимого для укрепления позиций пред­приятий в обществе.

Определение эффективности базируется на выборе ценностей и определе­нии политической ориентации организации. Поэтому наряду с использо­ванием критериев социально-экономической эффективности работа орга­низации оценивается и по таким направлениям, как политика увязки собственных интересов с интересами партнеров по бизнесу, и также соот­ветствие социально-культурной политики нормам и ценностям общества.

вопрос 21. Миссия организации: сущность, содержание

Сущность миссии организации

2. Примерное содержание миссии организации

1. Формулирование целевой функции начинается с установлениямиссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. В ней обычно легализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы. В целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут на­правляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получе­ние прибыли, хотя прибыль - определяющий фактор в функционирова­нии предприятия. Прибыль как миссия существенно ограничивает спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития, может привести к неэффективной работе. Миссия формулируется высшим ру­ководством, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации.

2.Существует множество подходов к определению миссии и к ее содержа­нию. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос:какова главная цель организации? На первом месте, как правило, стоят интересы, ожидания и ценности потребителей, ориентированные на перспек­тиву. В качестве примера можно привести формулировку миссии компа­нии "Форд": предоставление людям дешевого транспорта.

Выделяют подход, в центре внимания которого находитсякачество -понятие, которое раскрывается с разных сторон, давая представление о компании, ее продукции, стиле руководства и менеджмента, характере работы. Вот примерная формулировка такой миссии:

• достижение высокого мастерства во всех сферах - в целях, продукции, услугах, людях и стиле жизни;

• цель - стать высокотехнологичной компанией;

• качество - неотъемлемая часть продукции, рабочего окружения и людей;

• профессиональный менеджмент, полное доверие к людям, поддержка творчества, обоснованного риска;

• принятие управленческих решений менеджерами всех уровней при чет­ко определенных полномочиях и ответственности;

• честность и открытость, работа в единой команде;

• мы хотим, чтобы люди имели возможность сказать, что наша компания -превосходное место для работы, что она поддерживает и признает инди­видуальные достижения.

Наши рекомендации