Вопрос 20. Модели организаций как объектов управления: открытые системы
1. Организация как сложная иерархическая система
2. Организация, реализующая концепцию заинтересованных групп
1. Предприятие представляется в виде сложной иepapxиecкoй системы, тесно взаимодействующей с окружением. Основу составляет общая теория систем.Главная идея заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой. Ключевые факторы успеха организации находятся в двух сферах:
во внешней (из которой она получает все виды ресурсов) и во внутренней (сильные и слабые стороны которой создают предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги).
В данной модели главным направлением деятельности менеджеров становитсястратегическое управление. Модель утверждает единство системно? многоплановости и сложности внешней среды. Эффективность организации при этом оценивается как системная целесообразность, учитывающая ее способности к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий. В центре внимания при оценке эффективности оказываются ресурсы, получаемые из окружающей среды.
2. Модель представляетпредприятия как общественные организации, в деятельности которых заинтересованы различные группы как внутри, так и вне их границ. Взаимосвязь предприятий проявляется в том, что они для производства товаров и услуг используют ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых также удовлетворяются продукцией других предприятий.
Цели предприятия трактуются с позиций удовлетворения запросов связанных с ним групп (потребителей, поставщиков, инвесторов, общества в целом) Основу модели составляет теоретическаяконцепция заинтересованных групп, в соответствии с которой организации должныпринимать во внимание разные интересы партнеров. Подход означает принятие стратегии ограниченной оптимизации, при которой достижение какой-либо одной цели лимитируется требованием выполнять другие. Это приводит к необходимости соблюдения баланса между такими разными по значению целями, как объем продаж, прибыль, интересы персонала и местных органов власти, защита окружающей среды.
Главными функциями менеджмента становятся: достижение высокой производительности и эффективности путем укрепления духа сотрудничества и вовлеченности работников в дела организации, а также постоянного балансирования интересов основных групп вовлеченных в дела организации лиц, необходимого для укрепления позиций предприятий в обществе.
Определение эффективности базируется на выборе ценностей и определении политической ориентации организации. Поэтому наряду с использованием критериев социально-экономической эффективности работа организации оценивается и по таким направлениям, как политика увязки собственных интересов с интересами партнеров по бизнесу, и также соответствие социально-культурной политики нормам и ценностям общества.
вопрос 21. Миссия организации: сущность, содержание
Сущность миссии организации
2. Примерное содержание миссии организации
1. Формулирование целевой функции начинается с установлениямиссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. В ней обычно легализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы. В целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, хотя прибыль - определяющий фактор в функционировании предприятия. Прибыль как миссия существенно ограничивает спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития, может привести к неэффективной работе. Миссия формулируется высшим руководством, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации.
2.Существует множество подходов к определению миссии и к ее содержанию. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос:какова главная цель организации? На первом месте, как правило, стоят интересы, ожидания и ценности потребителей, ориентированные на перспективу. В качестве примера можно привести формулировку миссии компании "Форд": предоставление людям дешевого транспорта.
Выделяют подход, в центре внимания которого находитсякачество -понятие, которое раскрывается с разных сторон, давая представление о компании, ее продукции, стиле руководства и менеджмента, характере работы. Вот примерная формулировка такой миссии:
• достижение высокого мастерства во всех сферах - в целях, продукции, услугах, людях и стиле жизни;
• цель - стать высокотехнологичной компанией;
• качество - неотъемлемая часть продукции, рабочего окружения и людей;
• профессиональный менеджмент, полное доверие к людям, поддержка творчества, обоснованного риска;
• принятие управленческих решений менеджерами всех уровней при четко определенных полномочиях и ответственности;
• честность и открытость, работа в единой команде;
• мы хотим, чтобы люди имели возможность сказать, что наша компания -превосходное место для работы, что она поддерживает и признает индивидуальные достижения.