Социофакторы и этика менеджмента

Основные этические проблемы современного отечественного предпринимательства- это проблемы обеспечения качества выпускаемой продукции (услуг), методы работы с конкурентами, соблюдения договорных условий, незащищенности от действий властей и уголовных элементов и т.д., что повсеместно ведет к обману потребителей, подкупу должностных лиц, расправе с конкурентами, нечестной рекламе.

Существуют три уровня проблем:

1 ответственность перед потребителями своей продукции или услугами (сюда входят проблемы соответствия рекламных обещаний и объективных характеристик товара, методов создания продукции, социальных и медицинских последствий использования продукции и т.д.);

2. ответственность перед своими собственными работниками и членами их семей (сюда входят проблемы обеспечения уровня жизни, условий труда, системы льгот, техники безопасности и т.д.

3.ответственность перед обществом или регионом, где находится данное предприятие или организация (сюда входят проблемы сохранения природной и социокультурной среды, повышения общей культуры населения, в т.ч. его образовательного уровня, формирования положительного образа фирмы в глазах населения и т.д.).

Кодекс поведения долженоснован на принципах, важнейшими из которых являются:

1. Каждый человек заслуживает внимания. Если руководители будут уважать своих сотрудников и помогут им уважать себя, то предприятие от этого только выиграет.

2. Каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание, какое только возможно. Потребности потребителя должны учитываться во всей дея­тельности предприятия. Люди часто удивляются, если их хорошо обслужили. Они не ожидают, не требуют этого, и довольствуются меньшим по сравнению с тем, на что они имеют право рассчитывать. Повышение качества обслуживания помогает предприятию сохранить клиентуру и побуждать покупателей пользоваться продук­цией и услугами данного предприятия.

3. Добиваться совершенства во всем. Целью является отсутствие дефектов в товарах и услугах. Необходимо быть нацелен­ным на достижение успеха.

Руководитель имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными, процессами, но и с людьми - руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. От того насколько хорошо он это делает зависит его репутация и авто­ритет, а соответственно и успех дела.

Во-первых, каждое предприятие несет определенные моральные обязательства, а следовательно, растет объем продаж произведенной продукции и прибыль.

Во-вторых, от этого улучшается имидж предприятия в глазах общественности.

В-третьих, социальные программы улучшают уровень благосостояния некоторых категорий населения (бедняков, пенсионеров), увеличивая тем самым их покупательную способность на перспективу, и обеспечивая фирме сбыт своей продукции.

Социальная ответственность-это добровольный отклик на потребности общества со стороны организации. Если руководство организацией не оказывает посильную помощь бедным слоям, инвалидам, пенсионерам и т.д., оно не несет за это юридической ответственности, а может лишь осуждаться общественным мнением.

Общественное мнение развитых стран склонно осуждать действия руководителей фирм, которые лишь стремятся к получению максимальной прибыли. Социально ответственная организация будет выглядеть достаточно высоко в глазах общественности, поскольку ее поведение соответствует нормам общечеловеческой морали. В тоже время общественность будет считать организацию, не оказывающую обществу никакой помощи, безнравственной, т.к. она заботиться лишь о своих собственных интересах.

Не последнее место среди обстоятельств, толкающих управленцев к определенным поступкам, занимает морально-психологический климат внутри организации, - господствующие внутри нее нравственно-этические нормы. Поэтому разумно влиять на поведение работников организации через повышение показателей этичности их поведения, а это может быть достигнуто следующими путями:

а) разработкой этических, кодексов поведения и этических нормативов для персонала;

б) созданием внутри организаций комитетов по соблюдению этики;

в) повышением общей и нравственной культуры работников.

Орга­низация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местное население, среди которого проходит их деятельность, а также вно­сить определенный вклад в решение социальных проблем в целом.

Организации несут ответственность перед обществом, в ко­тором они функционируют, помимо обеспечения эффектив­ности, занятости, прибыльности и законопослушности. Организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий по соци­альным каналам. Они обязаны жертвовать на благо и совершенство­вание общества. Они должны ответственно действовать в таких сфе­рах, как защита окружающей среды, здравоохранение, образование, безопасность, культура, спорт и т.п.

Бизнес должен добровольно откликаться на социальные нужды общества. Только соединение усилий организаций с общественнос­тью и благотворительными учреждениями позволяет разрешать про­блемы тех мест, в которых они функционируют.

Имидж (образ) менеджера

Руководитель должен хорошо разобраться в деле, прежде чем принимать реше­ния и просить других что-то сделать, а также брать на себя всю ответственность за свое решение. Бесполезно ругать подчиненных и искать виноватых, когда возника­ют трудности. Руководитель должен воспитывать в себе такие черты характера, как терпение в чуткость. Нельзя вести себя эгоистично и нечестно по отношению к людям.

Настоящим руководителем можно назвать лишь того, кто обладает способнос­тью побуждать людей к полному проявлению их потенциальных возможностей, пре­доставляет им поле деятельности и свободу для реализации их устремлений.

Получение прибыли не должно занимать первое место в списке задач руководи­теля. На первом месте или одном из первых мест стоит сохранение занятости и улучшение условий труда и жизни работников.

Сегодня руководитель должен уметь создать новый бизнес раньше своих кон­курентов, а не добиваться более высокой эффективности в производстве старой про­дукции.

Руководитель должен быть предельно самостоятельным в принятии главных решений, энергичным, мобилизованным, он должен уметь увязать долгосрочный стратегический план пред­приятия с краткосрочным оперативным планом.

Способность руководителя заключается в предвидении событий и умении быс­тро реагировать на все препятствия. Умение предвидеть ход развития событий и способность выработать соответствующую стратегию являются одним из наиболее необходимых качеств хорошего руководителя. Руководительне должен довольствоваться достигнутым, потому что все меня­ется очень быстро, причем не только в области техники, меняются также восприя­тие мышление, моды, вкусы, интересы. Он должен постоянно искать пути, позво­ляющие ему не отставать от происходящих перемен, иначе эти перемены будут происходить постоянно и их нельзя повернуть назад, замедлить или свести на нет. Надо постоянно учить работников, занятых на производстве, службе маркетинга и сбыта и др. ибо они будут иметь дело с товаром, который имеет новые и неизвестные особенности.

В руководителе должны гармонично сочетаться умение вести финансовые дела с одной стороны, и абсолютное понимание технологических и производственных процессов - с другой. В то же время необходимо знать рынок и его законы. Руководитель должен замечать и внимательно анализи­ровать сильные и слабые стороны своих конкурентов, знать основы бухгалтерии, понимать принципы существования рынка.

Самые преуспевающие руководители нисколько не стесняются спрашивать со­вета у других, когда в этом возникает необходимость. Они не стремятся создать себе образ всезнающего и всемогущего начальника. Обращаться к людям за советом следует по многим причинам. И одна из важнейших состоит в том, что этим вы делаете людям самый большой комплимент.

Важнейшее дело руководителя - умение пробудить у работников энтузиазм. Для этого необходимо справедливо оценивать заслуги тех работников, которые способствуют повышению качества продукции, снижению ее стоимости, соблюдению срока поставки и т.д. Чтобы стимулировать людей, необходимо обра­щаться с ними как с уважаемыми членами предприятия. Должно существовать взаимное уважение.

При приеме на работу управляющий должен дать понять нанимающемуся, что он заинтересован в его успехе, выразить пожелание, чтобы он стал нужным пред­приятию и получал удовлетворение от работы.

Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяс­нение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при кото­рых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. Знания об управлении позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим раз­рабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука уп­равления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являют­ся законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.

Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и де­шевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей — менеджеров, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей.

В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития орга­низации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, систе­мы взаимоотношений внутри организации, а также позиции органи­зации в окружающей среде. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким спосо­бом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Стратегия, помогая продвигаться в сторону конеч­ного состояния, оставляет свободу выбора в изменяющейся си­туации. Стратегия — это генеральное направление действия организации, следование которо­му в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели.

Существуют три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке.

Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства, т.е. компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также хорошую систему распре­деления продукции, т.е., чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне должно осуществляться все то, что связано с себесто­имостью продукции. Маркетинг при данной стратегии не должен быть высоко развит.

Вторая область выработки стратегии связана со специализацией производства продукции, т.е. фирма должна осуществлять высокоспециализированные производство и маркетинг для того, чтобы становиться лидером в области производства своей продукции. Это приводит к тому, что покупатели выбирают данную марку даже если цена достаточно высокая. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведе­ния НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систе­му маркетинга.

Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на этом рыночном сегменте,т.е.фирма работает на четко определенном сегмен­те, выясняя потребности рынка в определенного типа продукции, стремится к снижению издержек, проводит политику специализации в производст­ве продукта. Фирма должна строить свою деятельность на анализе потребностей клиентов.

Организационные структуры органов управления фирмы: общие понятия.

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная со­вокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функциони­рование как единого целого.

В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участника­ми которого распределены функции и задачи управления. С этой пози­цииорганизационная структура - это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают коорди­нацию по их выполнению.

Элементами структуры управления являются:

• работник управления - человек, выполняющий определенную функцию управления;

• орган управления - группа работников, связанных определенными отно­шениями, состоящая из первичных групп;

• первичная группа - коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных.

Структура управления характеризуется наличием связей между ее эле­ментами. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - связи подчинения, возникают при наличии нескольких уровней управления. Вертикальные связи могут носить линейный и функциональный характер. Линейные свя­зи означают подчинение линейным руководителям, то есть по всем воп­росам управления. Функциональные имеют место при подчинении по оп­ределенной группе проблем функциональному руководителю.

Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы,быть подчиненной производству и меняться вместе с ним. Она должна отра­жать функциональное разделение труда и объем полномочий работниковуправления; последние определяются политикой, процедурами, прави­лами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. Полномочия руково­дителей ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями, принятыми традициями и нормами. Важное значение имеет реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией иуровнем культуры - с другой.

Наши рекомендации