Социофакторы и этика менеджмента
Основные этические проблемы современного отечественного предпринимательства- это проблемы обеспечения качества выпускаемой продукции (услуг), методы работы с конкурентами, соблюдения договорных условий, незащищенности от действий властей и уголовных элементов и т.д., что повсеместно ведет к обману потребителей, подкупу должностных лиц, расправе с конкурентами, нечестной рекламе.
Существуют три уровня проблем:
1 ответственность перед потребителями своей продукции или услугами (сюда входят проблемы соответствия рекламных обещаний и объективных характеристик товара, методов создания продукции, социальных и медицинских последствий использования продукции и т.д.);
2. ответственность перед своими собственными работниками и членами их семей (сюда входят проблемы обеспечения уровня жизни, условий труда, системы льгот, техники безопасности и т.д.
3.ответственность перед обществом или регионом, где находится данное предприятие или организация (сюда входят проблемы сохранения природной и социокультурной среды, повышения общей культуры населения, в т.ч. его образовательного уровня, формирования положительного образа фирмы в глазах населения и т.д.).
Кодекс поведения долженоснован на принципах, важнейшими из которых являются:
1. Каждый человек заслуживает внимания. Если руководители будут уважать своих сотрудников и помогут им уважать себя, то предприятие от этого только выиграет.
2. Каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание, какое только возможно. Потребности потребителя должны учитываться во всей деятельности предприятия. Люди часто удивляются, если их хорошо обслужили. Они не ожидают, не требуют этого, и довольствуются меньшим по сравнению с тем, на что они имеют право рассчитывать. Повышение качества обслуживания помогает предприятию сохранить клиентуру и побуждать покупателей пользоваться продукцией и услугами данного предприятия.
3. Добиваться совершенства во всем. Целью является отсутствие дефектов в товарах и услугах. Необходимо быть нацеленным на достижение успеха.
Руководитель имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными, процессами, но и с людьми - руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. От того насколько хорошо он это делает зависит его репутация и авторитет, а соответственно и успех дела.
Во-первых, каждое предприятие несет определенные моральные обязательства, а следовательно, растет объем продаж произведенной продукции и прибыль.
Во-вторых, от этого улучшается имидж предприятия в глазах общественности.
В-третьих, социальные программы улучшают уровень благосостояния некоторых категорий населения (бедняков, пенсионеров), увеличивая тем самым их покупательную способность на перспективу, и обеспечивая фирме сбыт своей продукции.
Социальная ответственность-это добровольный отклик на потребности общества со стороны организации. Если руководство организацией не оказывает посильную помощь бедным слоям, инвалидам, пенсионерам и т.д., оно не несет за это юридической ответственности, а может лишь осуждаться общественным мнением.
Общественное мнение развитых стран склонно осуждать действия руководителей фирм, которые лишь стремятся к получению максимальной прибыли. Социально ответственная организация будет выглядеть достаточно высоко в глазах общественности, поскольку ее поведение соответствует нормам общечеловеческой морали. В тоже время общественность будет считать организацию, не оказывающую обществу никакой помощи, безнравственной, т.к. она заботиться лишь о своих собственных интересах.
Не последнее место среди обстоятельств, толкающих управленцев к определенным поступкам, занимает морально-психологический климат внутри организации, - господствующие внутри нее нравственно-этические нормы. Поэтому разумно влиять на поведение работников организации через повышение показателей этичности их поведения, а это может быть достигнуто следующими путями:
а) разработкой этических, кодексов поведения и этических нормативов для персонала;
б) созданием внутри организаций комитетов по соблюдению этики;
в) повышением общей и нравственной культуры работников.
Организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местное население, среди которого проходит их деятельность, а также вносить определенный вклад в решение социальных проблем в целом.
Организации несут ответственность перед обществом, в котором они функционируют, помимо обеспечения эффективности, занятости, прибыльности и законопослушности. Организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Они обязаны жертвовать на благо и совершенствование общества. Они должны ответственно действовать в таких сферах, как защита окружающей среды, здравоохранение, образование, безопасность, культура, спорт и т.п.
Бизнес должен добровольно откликаться на социальные нужды общества. Только соединение усилий организаций с общественностью и благотворительными учреждениями позволяет разрешать проблемы тех мест, в которых они функционируют.
Имидж (образ) менеджера
Руководитель должен хорошо разобраться в деле, прежде чем принимать решения и просить других что-то сделать, а также брать на себя всю ответственность за свое решение. Бесполезно ругать подчиненных и искать виноватых, когда возникают трудности. Руководитель должен воспитывать в себе такие черты характера, как терпение в чуткость. Нельзя вести себя эгоистично и нечестно по отношению к людям.
Настоящим руководителем можно назвать лишь того, кто обладает способностью побуждать людей к полному проявлению их потенциальных возможностей, предоставляет им поле деятельности и свободу для реализации их устремлений.
Получение прибыли не должно занимать первое место в списке задач руководителя. На первом месте или одном из первых мест стоит сохранение занятости и улучшение условий труда и жизни работников.
Сегодня руководитель должен уметь создать новый бизнес раньше своих конкурентов, а не добиваться более высокой эффективности в производстве старой продукции.
Руководитель должен быть предельно самостоятельным в принятии главных решений, энергичным, мобилизованным, он должен уметь увязать долгосрочный стратегический план предприятия с краткосрочным оперативным планом.
Способность руководителя заключается в предвидении событий и умении быстро реагировать на все препятствия. Умение предвидеть ход развития событий и способность выработать соответствующую стратегию являются одним из наиболее необходимых качеств хорошего руководителя. Руководительне должен довольствоваться достигнутым, потому что все меняется очень быстро, причем не только в области техники, меняются также восприятие мышление, моды, вкусы, интересы. Он должен постоянно искать пути, позволяющие ему не отставать от происходящих перемен, иначе эти перемены будут происходить постоянно и их нельзя повернуть назад, замедлить или свести на нет. Надо постоянно учить работников, занятых на производстве, службе маркетинга и сбыта и др. ибо они будут иметь дело с товаром, который имеет новые и неизвестные особенности.
В руководителе должны гармонично сочетаться умение вести финансовые дела с одной стороны, и абсолютное понимание технологических и производственных процессов - с другой. В то же время необходимо знать рынок и его законы. Руководитель должен замечать и внимательно анализировать сильные и слабые стороны своих конкурентов, знать основы бухгалтерии, понимать принципы существования рынка.
Самые преуспевающие руководители нисколько не стесняются спрашивать совета у других, когда в этом возникает необходимость. Они не стремятся создать себе образ всезнающего и всемогущего начальника. Обращаться к людям за советом следует по многим причинам. И одна из важнейших состоит в том, что этим вы делаете людям самый большой комплимент.
Важнейшее дело руководителя - умение пробудить у работников энтузиазм. Для этого необходимо справедливо оценивать заслуги тех работников, которые способствуют повышению качества продукции, снижению ее стоимости, соблюдению срока поставки и т.д. Чтобы стимулировать людей, необходимо обращаться с ними как с уважаемыми членами предприятия. Должно существовать взаимное уважение.
При приеме на работу управляющий должен дать понять нанимающемуся, что он заинтересован в его успехе, выразить пожелание, чтобы он стал нужным предприятию и получал удовлетворение от работы.
Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. Знания об управлении позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.
Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей — менеджеров, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей.
В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Стратегия, помогая продвигаться в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора в изменяющейся ситуации. Стратегия — это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели.
Существуют три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке.
Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства, т.е. компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также хорошую систему распределения продукции, т.е., чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне должно осуществляться все то, что связано с себестоимостью продукции. Маркетинг при данной стратегии не должен быть высоко развит.
Вторая область выработки стратегии связана со специализацией производства продукции, т.е. фирма должна осуществлять высокоспециализированные производство и маркетинг для того, чтобы становиться лидером в области производства своей продукции. Это приводит к тому, что покупатели выбирают данную марку даже если цена достаточно высокая. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга.
Третья область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на этом рыночном сегменте,т.е.фирма работает на четко определенном сегменте, выясняя потребности рынка в определенного типа продукции, стремится к снижению издержек, проводит политику специализации в производстве продукта. Фирма должна строить свою деятельность на анализе потребностей клиентов.
Организационные структуры органов управления фирмы: общие понятия.
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.
В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позицииорганизационная структура - это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению.
Элементами структуры управления являются:
• работник управления - человек, выполняющий определенную функцию управления;
• орган управления - группа работников, связанных определенными отношениями, состоящая из первичных групп;
• первичная группа - коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных.
Структура управления характеризуется наличием связей между ее элементами. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - связи подчинения, возникают при наличии нескольких уровней управления. Вертикальные связи могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи означают подчинение линейным руководителям, то есть по всем вопросам управления. Функциональные имеют место при подчинении по определенной группе проблем функциональному руководителю.
Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы,быть подчиненной производству и меняться вместе с ним. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работниковуправления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. Полномочия руководителей ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями, принятыми традициями и нормами. Важное значение имеет реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией иуровнем культуры - с другой.