Проверка отсутствия сопротивления движению.
13.1. Машинист обязан проверить отсутствие сопротивления движению электроподвижного состава в следующих случаях:
13.1.1. После приёмки электроподвижного состава из длительного отстоя на линии.
13.1.2. После отключения тормозного воздухораспределителя на вагоне.
13.1.3. После срабатывания аппаратов защиты силовой цепи (РП, БВ).
13.1.4. При горящей лампе сигнализации пневмопружинного тормоза.
13.1.5. При подозрении на повышенное сопротивление движению электроподвижного состава.
13.1.6. При срабатывании устройства дополнительного контроля состояния тормозов (УДКСТ).
13.2. Отсутствие сопротивления движению электроподвижного состава определяется по наличию наката или свободности хода.
13.3. Порядок проверки наката.
13.3.1. Проверка наличия наката на электроподвижном составе должна проводиться на участке пути, находящемся на площадке или уклоне не более 5‰. Накат проверяется при скорости электроподвижного состава 8-10 км/ч. Для этого машинист при приведении поезда в движение переводит главную рукоятку контроллера машиниста в положение «Ход-1», с последующим выводом 1-2 позиций реостатного контроллера кратковременным переводом главной рукоятки контроллера машиниста в положение «Ход-2».
13.3.2. Если после отключения тяговых двигателей имеется сопротивление движению или резкое замедление поезда до остановки, то накат отсутствует. Принять меры к выяснению и устранению неисправности. Если отсутствует сопротивление движению, следовать далее.
13.3.3. На участках пути с уклонами более 5‰накат не проверяется. В этом случае машинист обязан проверить накат на ближайшем участке пути с уклоном менее 5‰.
13.4. Порядок проверки наличия свободности хода.
13.4.1. Проверка наличия свободности хода на электроподвижном составе должна проводиться на участке пути с уклоном не более 5‰ только по ходу движения (спуске) и закрытых дверях в поезде. Проверка наличия свободности хода на участке пути с уклоном против движения поезда (на подъёме) запрещается.
13.4.2. Для проверки свободности хода машинист обязан:
- перевести главную рукоятку КВ в положение «0», перекрыть кран ЭПВ (ЭПК), отключить тумблер АРС, перевести реверсивную ручку в «0» нажать на педаль бдительности;
При этом машинист должен быть готов в любой момент незамедлительно затормозить электроподвижной состав пневматическим тормозом.
13.4.3. После начала движения перевести реверсивную ручку по ходу «Вперёд» и визуально убедиться в отсутствии скатывания электроподвижного состава.
Начало движения электроподвижного состава свидетельствует о наличии свободности хода.
13.4.4. Если электроподвижной состав в движение не пришел, то имеется сопротивление свободности хода. Принять меры к выявлению причины неисправности и ее устранению.
13.5. Проверять наличие наката или наличие свободности хода при запрещающем показании частоты АЛС-АРС или впереди расположенного светофора запрещается.
Как исключение, разрешается проверка наката или наличия свободности хода при запрещающем показании впереди расположенного светофора после отстоя на линии только перед продвижением к знаку «Предел» или к светофору, расположенному на расстоянии более 20 метров.
Заклинивание колёсной пары.
14.1.1. Признаки заклинивания колесной пары:
- повышенное сопротивление движению поезда;
- передергивание поезда (состава) при движении;
- наличие искрения из-под колесной пары;
- повышенный нагрев колесной пары;
- наличие продиров на ходовых рельсах;
- сработало устройство дополнительного контроля состояния тормозов.
14.1.2. При обнаружении признаков заклинивания колесной пары на перегоне машинист обязан:
- доложить поездному диспетчеру;
- остановить поезд (состав), затормозить стояночными тормозами;
- осмотреть неисправный вагон;
- отключить на неисправном вагоне цепи управления, определить возможность дальнейшего следования, о чем доложить поездному диспетчеру и вызвать на поезд (состав) машиниста-инструктора (резервного машиниста или помощника машиниста).
14.1.3. Скорость следования должна быть не свыше 10 км/час, а при движении по стрелочному переводу на отклоненный или с отклоненного пути, а также по глухому пересечению - не свыше 5 км/час, до ближайшей станции с путевым развитием, где имеется возможность снятия поезда (состава) с линии.
14.2. При обнаружении признаков расклинивания колесной пары во время движения (сильные удары) машинист обязан: остановить поезд (состав), повторно осмотреть неисправный вагон, принудительно заклинить колесные пары на вагоне, для чего затормозить состав пневматическим тормозом (открыть стоп-кран на неисправном вагоне и дождаться в ТЦ давления равное от ПСТ) перекрыть кран ТМ и восстановить стоп-кран.
14.2.1. Доложить о результатах осмотра, произведенных действиях и возможности следования поездному диспетчеру и продолжить движение со скоростью не свыше 10 км/час, а при движении по стрелочному переводу на отклоненный или с отклоненного пути, а также по глухому пересечению – не свыше 5 км/час.
14.2.2. При наличии на поезде (составе) помощника машиниста (машиниста) направить его в неисправный вагон. Находящийся в неисправном вагоне работник должен обеспечить доступ к стоп-крану. При угрозе безопасности движения открыть стоп-кран, о чем сообщить машинисту по устройству экстренной связи «пассажир-машинист» (УЭСПМ). Машинист обязан осмотреть неисправный вагон, определить возможность дальнейшего следования, при невозможности дальнейшего следования машинист докладывает об этом поездному диспетчеру, вызывает восстановительную бригаду и организовывает эвакуацию пассажиров.
14.3. Перегонка подвижного состава при наличии ползуна (выбоины) осуществляется:
14.3.1. При наличии на подвижном составе колесной пары с ползуном (выбоиной) на поверхности катания глубиной до 1,0 мм скорость движения не ограничивается;
14.3.2. При глубине ползуна (выбоины) от 1,0 до 2,5 мм скорость движения должна быть не более 35 км/ч;
14.3.3. При глубине ползуна (выбоины) от 2,5 до 4,0мм - скорость движения не более 15 км/ч;
14.3.4. При глубине ползуна (выбоины) более 4,0 мм колесная пара должна транспортироваться на ложных тележках, при этом скорость движения не должна превышать 10 км/час, по стрелочному переводу на отклоненный путь, а также по глухому пересечению не более 5 км/ч.