Тема 2: Общие свойства металлов.

Цель:изучить физические и химические свойства металлов.

Оборудование: пробирки, держатель для пробирок, фарфоровая чашка, фильтровая бумага, стеклянная палочка, пробирки с газоотводной трубкой, мел, фенолфталеин, медная проволока или пластинка, растворы ацетата цинка, нитрата натрия, сульфата меди, известковой воды, соли натрия, стронция, бария, калия, лития.

Результаты опытов заносим в таблицу:

Вещества, их название Наблюдаемые явления Уравнения реакций, вывод
ОПЫТ 1.    
ОПЫТ 2.    
ОПЫТ 3.    
ОПЫТ 4.    

Контрольные вопросы.

1. Написать электронные формулы атомов Ca, Mg, ионов Ca+, Mg+.

2. Наличием каких соединений обусловлена жёсткость воды?

3. В двух пробирках даны соли CaSO4 и CaSO3 и как их можно распознавать?

4. До какой высоты наполнялись пробирки с жидкостью перед распознаванием?

Варианты ответов:

а) одну треть и менее;

б) на половину;

в) на три четверти.

Тема 3: Получение, собирание, и распознавание газов:

Кислорода, водорода, углекислого газа.

Цель:изучить методику собирания и распознавания газов: кислорода, водорода, углекислого газа, способы их получения.

Оборудование: пробирки, перманганат калия, лучина, сухое горючее, магний (стружка), уксусная кислота или соляная кислота, известковая вода, мраморная крошка.

Результаты опытов заносим в таблицу:

Вещества, их название Наблюдаемые явления Уравнения реакций, вывод
ОПЫТ 1.    
ОПЫТ 2.    
ОПЫТ 3.    
       

Контрольные вопросы.

1. Какая величина показывает, какой газ легче (тяжелее) воздуха, водорода?

2. Опишите основной алгоритм распознавания любых газов.

3. Какие приборы используются для собирания газа?

4. Какое первое действие надо произвести при попадании на кожу едких жидкостей?

Варианты ответов:

а) стряхнуть капли;

б) промыть кожу водой;

в) обработать нейтрализующим раствором.

Тема 4: Распознавание неорганических соединений.

Цель:научиться распознавать неорганические вещества

Задание 1:выданы три пронумерованные пробирки с веществами. Определить химическим путём, в какой пробирке какое вещество.

1. Вариант: K2CrO4 FeCl3 K3[Fe(CN)6]

2. Вариант: Na2CO3 H2SO4 NaCl

3. Вариант: MnSO4 NaOH Na2CO3

4. Вариант: Na2CO3 AlCl3 KCl

Вещества, их название Наблюдаемые явления Уравнения реакций, вывод
ОПЫТ 1.    
ОПЫТ 2.    
ОПЫТ 3.    
       

Контрольные вопросы.

1. Дать понятие качественной реакции.

2. Какими реагентами можно обнаружить в воде ионы Fe3+ ; Cl; SO42- ?

3. PH одного раствора равен 2, а другого – 6. В 1 л. какого раствора концентрация ионов H+ больше, и во сколько раз?

4. Как следует поступить учащемуся, если он разольёт жидкость на лабораторном столе?

Варианты ответов:

а) немедленно убрать жидкость;

б) сообщить лаборанту или преподавателю;

в) убрать от места разлития другие предметы.

Тема 5: Обнаружение углерода и водорода в органических веществах. свойства метана.

Оборудование: штатив с пробирками, прибор для определения углерода, стеклянная палочка, горелка, спички, сахарный песок, мука, скипидар, оксид меди, известковая вода, ацетат натрия, натронная известь, вода, перманганат калия.

Результаты опытов заносим в таблицу:

Вещества, их название Наблюдаемые явления Уравнения реакций, вывод
ОПЫТ 1.    
ОПЫТ 2.    
ОПЫТ 3.    

Контрольные вопросы.

1. Какой вид гибридизации характерен для атома углерода метана?

2. Изобразите структурную формулу 2.2.4.4. тетраметил 3.3 – диэтилпентана.

3. Алкан массой 7,2 г. сожгли. Выделились11,2 л. углекислого газа (н.у.). Определить формулу алкана.

4. Почему при работе с газоотводной трубкой горелку из-под пробирки с реакционной смесью можно убрать лишь тогда, когда конец газоотводной трубки, опущенной в жидкость, удалён из неё?

Тема 6: Получение Этилена и ацетилена и изучение их свойств.

Цель:освоить лабораторный способ получения этилена и ацетилена, изучить их свойства.

Оборудование: штатив с пробирками, газоотводная трубка, горелка, спички, пемза, смесь этилового спирта с концентрированной серной кислотой.

Результаты опытов заносим в таблицу:

Вещества, их название Наблюдаемые явления Уравнения реакций, вывод
ОПЫТ 1.    
ОПЫТ 2.    
ОПЫТ 3.    
       

Контрольные вопросы.

1. Какие углеводороды называют непредельными?

2. Как практически узнать, содержатся ли непредельные углеводороды в газе?

3. Сколько литров ацетилена (при н.у.) может быть получено из 1 кг. технического карбида кальция, содержащего 30% примесей?

4. Техника безопасности при получении ацетилена и этилена лабораторным способом.

Наши рекомендации