Перечень, наименование, обозначение символов и отображаемые ими функции
2.1 Перечень, наименование, обозначение и размеры обязательных символов и отображаемые ими функции в алгоритме и программе обработки данных должны соответствовать параметрам, указанным в таблице 1.
Таблица 1 – Фрагменты ГОСТ 19.003-80
Фрагмент схемы | Содержание обозначения | Правила применения |
1 Процесс | Выполнение операций, в результате которых изменяется значение, форма представления или расположение данных | |
2 Решение | Выбор направления выполнения алгоритма или программы в зависимости от некоторых переменных условий | |
3 Модификация | Выполнение операций, меняющих команды или группы команд, изменяющих программу | |
4 Ввод – вывод | Преобразование данных в форму, пригодную для обработки (ввод) или отображения результатов обработки (вывод) | |
5 Документ | Ввод – вывод данных, носителем которых служит бумага | |
6 Соединитель | Указание связи между прерванными линиями потока, связывающими символы | |
7 Пуск-остановка | Начало, конец, прерывание процесса обработки данных выполнения программы | |
8 Комментарий | Связь между элементами схемы и пояснением. Пунктирные линии в символе комментария могут обводить группу графических символов. Текст пояснений должен быть помешен около ограничивающей фигуры | |
9. Межстраничный соединитель | Указание связи между разъединенными частями схем алгоритмов и программ, расположенных на разных листах | |
10. Линии потока. Излом линий потока изображают под углом 90°. Место слияний линий потока обозначается точкой или цифрой 0 | Применяют для указания направления линии потока: можно без стрелки, если линия направлена слева направо и сверху вниз; со стрелкой – в остальных случаях. Слияние линий потока: каждая из них направлена к одному и тому же символу на схеме. |
2.2. Соотношение геометрических элементов символов
Размер а должен выбираться из ряда 10, 15, 20 мм. Допускается увеличивать размер а на число, кратное 5. Размер b равен 1,5а.
Основные типы алгоритмических структур
Линейный алгоритм
Алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой, называется линейным алгоритмом. Линейный алгоритм может быть построен из команд присваивания, ввода и вывода.
|
Пример: x:=5 Переменной X присваивается значение,
равное 5.
Команда ввода – команда, по которой значения переменных задаются через устройства ввода (например, клавиатуру).
Пример: ввод А–ввод значения переменной А с клавиатуры компьютера.
Команда вывода: команда, по которой значение величины отражается на устройстве вывода компьютера (например, экран дисплея, бумага).
Пример: вывод Х–значение переменной Х выводится на экран.
На блок-схеме изображена структура линейного алгоритма.