Показатели, критерии и шкала оценивания
3.2.1 Для оценивания компетенций обучающегося на этапе их формирования по результатам освоения программы данной дисциплины применяется «двухбалльная» (при зачете) и «четырехбалльная» (при экзамене) шкала оценивания (оценки [для двухбалльной шкалы вписывается текст ««зачтено» или «не зачтено»», для четырехбалльной – ««отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»»]).
3.2.2 При применении технологий, использующих иные шкалы измерения (тестирование, балльно-рейтинговой, рейтинговой и т.д.), они для окончательного оформления переводятся:
а) «в двухбалльную шкалу по следующим параметрам: 50 и более процентов максимально-возможной суммы – «зачтено», менее 50 % - «не зачтено»»;
б) «в четырехбалльную шкалу по следующим параметрам: 90 и более процентов максимально-возможной суммы – «отлично», 70-89% - «хорошо», 50-69% - «удовлетворительно», менее 50 % - «неудовлетворительно».].
3.2.3 При формировании оценки обучающегося используются следующие показатели и критерии оценивания результатов освоения программы данной дисциплины и соответствующего этапа формирования компетенций обучающегося:
а) для двухбалльной шкалы:
Оценка | Критерий | Индикатор (показатель) |
«зачтено» | как минимум, твердое владение материалом в рамках программы | при изложении правильного в основном ответа обучающимся допускаются лишь отдельные неточности, нарушение последовательности, отсутствие некоторых существенных деталей, имеются отдельные затруднения в выполнении практических заданий |
«не зачтено» | невладение значительной (и значимой) частью материала программы | при изложении ответа обучающимся допускаются принципиальные ошибки, с большими затруднениями выполняются практические задания, ответ свидетельствует об отсутствии знаний по предмету |
б) для четырехбалльной шкалы:
Оценка | Критерий | Индикатор (показатель) |
«отлично» | усвоение программы в полном объеме | задание выполнено без замечаний, полное и логически стройное изложение содержания при ответе или в отчете, тесное увязывание теории вопроса с практикой, отсутствие затруднений с объяснением всех аспектов выполнения задания, хорошее владение умениями и навыками по программе, знание монографической литературы, наличие умений самостоятельно обобщать и излагать материал |
«хорошо» | твердое владение материалом в рамках программы | задание выполнено без существенных замечаний, грамотное изложение ответа (отчета), отсутствие существенных неточностей, правильное применение теоретических положений и владение необходимыми навыками при выполнении практических заданий |
«удовлетворительно» | владение только основным материалом программы | задание в основном выполнено, допущение неточностей при правильном в основном ответе, нарушение последовательности в его изложении, неусвоение отдельных существенных деталей, наличие затруднений в выполнении практических заданий |
«неудовлетворительно» | невладение значительной (и значимой) частью материала программы | задание не выполнено, допуск обучающимся при ответе принципиальных ошибок, большие затруднения при выполнении практических работ, ответ свидетельствует об отсутствии знаний по предмету |
3.2.4 Аттестация по данной дисциплине может осуществляться в рамках тьюторинга. В этом случае необходима следующая последовательность действий:
Содержание учебной работы | Аттестация | максимальное количество начисляемых баллов | Пояснения | ||
вид | форма | Проце дура | |||
Изучение электронного курса или посещаемость занятий | текущая | зачет | экспертиза | Оценивается по статистическим отчетам (входов, времени активированного состояния курса и т.д.) | |
Активность на занятиях семинарского типа | текущая | зачет | экспертиза | Оценивается по статистическим отчетам (выступлений, в т.ч. с вопросами) | |
Участие в научно-исследовательской работе студентов и внеучебных конкурсах по профилю изучаемой программы | текущая | зачет | экспертиза | Оценивается по представленным материалам, подтверждающим такое участие | |
Ответы на вопросы по материалу раздела (группы тем, дидактических единиц) | Первая контрольная точка | зачет | Срез знаний | Баллы делятся на количество рубежных контрольных точек (количество точек определяется в зависимости от трудоемкости дисциплины, но не более трех за семестр). Собеседование проводится в форме коллоквиума (интерактивного занятия). Тестирование – компьютерное. | |
Вторая контрольная точка | зачет | Срез знаний | |||
Третья контрольная точка | зачет | Срез знаний | |||
Ответы на вопросы по всей программе | промежуточная | Зачет или экзамен | тестирование | Тестирование – компьютерное. |
3.3 Типовые контрольные задания
3.3.1 При подготовке обучающегося к аттестации и при оценивании результатов освоения программы данной дисциплины (для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы) используются типовые контрольные задания по:
- истории развития той отрасли знания, изучению которой посвящена данная дисциплина (модуль); объекту, предмету и методам (инструментам), применяемым в данной дисциплине (модуле); месту, значению данной дисциплины (модуля) в деятельности человека и ее связям с другими дисциплинами (модулями); проблемам и задачам, решаемым в рамках данной дисциплины (модуля) и т.д.;
- существу теорий, концепций, систем описания и объяснения, гипотез, выдвигаемых в рамках данной дисциплины, а также категориям и понятиям (терминам), являющимся существенными для данной дисциплины;
- применению компетенций, сформированных в ходе освоения программы, для решения конкретной задачи, объяснения конкретного факта (явления), разрешения конкретной ситуации и т.д.
3.3.2 Данные типовые задания при проведении конкретных аттестационных испытаний переформатируются в вопросы аттестационных билетов или тестовые задания в соответствии с правилами, установленными для Фонда оценочных средств Академии ВЭГУ. По предметам вопросов типовых заданий могут быть сформулированы несколько различающихся по форме и аспекту рассмотрения вопросов аттестационных билетов, тестовых заданий или тем письменных работ. Комплекты вопросов для аттестационных билетов, тестовых заданий и тем в виде соответствующих баз хранятся в Центре аттестации Академии ВЭГУ в режиме конфиденциальности и предъявляются в виде набора аттестационных билетов, тестов или отдельной темы, формируемых по установленным в Академии ВЭГУ правилам, на каждую конкретную аттестацию.
3.3.3 Типовые вопросы для промежуточной аттестации.
Понятие менеджмента и система социального управления.
Менеджмент в социальной работе и его значения.
Подходы к управлению на основе выделения различных школ.
Процессный подход к управлению.
Системный и ситуационный подходы к управлению.
Общие характеристики организаций.
Уровни управления и управление социальной работой.
Внутренние переменные организации и их взаимосвязь.
Влияние внешней среды на организацию.
Коммуникационный процесс.
Межличностные и организационные коммуникации.
Коммуникации в социальной работе.
Социальная ответственность организаций.
Понятие и классификация управленческих решений.
Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
Подходы к принятию решений.
Моделирование и прогнозирование.
Этапы стратегического планирования социальной работы.
Нормы управляемости.
Взаимоотношение полномочий.
Построение организаций. Типы организационных структур. Организационные структуры в социальной работе.
Содержательные теории мотивации.
Процессуальные теории мотивации.
Мотивация труда социальных работников.
Формы признания и оценка труда.
Система оценки и оплаты труда социальных работников.
Виды и этапы процесса контроля.
Понятие группы и ее характеристики.
Неформальные организации и управление ими.
Формы власти и влияния.
Методы управления.
Ролевое и личностное направление изучения образа руководителя.
Традиционная классификация стилей управления.
Классификация стилей управления по степени сосредоточения внимания руководителя на производстве и персонале.
Ситуационное направление изучения образа руководителя.
Формирование трудовых ресурсов.
Развитие трудовых ресурсов.
Информационное обеспечение социального управления.
Практическое применение различных информационных технологий в системе социальной защиты инвалидов.
Подготовка и оформление управленческих и информационно-справочных документов.
3.3.4 Типовые (примерные) темы для письменных работ.
Управление персоналом как наука и ее место в системе современных знаний.
Особенности кадровой политики социальной службы.
Виды разделения труда руководителей и их характеристика.
Сущность и взаимосвязь основных функций и ролей руководителя социальной службы.
Сущность системы управления персоналом.
Основные направления системы управления персоналом.
Прогнозирование в управлении персоналом.
Методы определения перспективной потребности в специалистах по социальной работе.
Основные направления совершенствования качественного состава кадров социальной работы.
Основные направления работы по подбору кандидатов в социальную службу.
Основные этапы и методы профессионального отбора работников в социальную службу.
Современные методы оценки персонала.
Система непрерывного образования работников социальных служб и условия ее развития.
Основные направления организации профессионального непрерывного обучения социальных работников.
Порядок определения потребностей в профессиональном обучении работников социальной службы.
Формирование ресурсов при организации профессионального обучения работников социальной службы.
Основные методы обучения при переподготовке и повышении квалификации работников социальных служб.
Мотивация и стимулирование труда персонала социальной службы.