Показатели, критерии и шкала оценивания

3.2.1 Для оценивания компетенций обучающегося на этапе их формирования по результатам освоения программы данной дисциплины применяется «двухбалльная» (при зачете) и «четырехбалльная» (при экзамене) шкала оценивания (оценки [для двухбалльной шкалы вписывается текст ««зачтено» или «не зачтено»», для четырехбалльной – ««отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»»]).

3.2.2 При применении технологий, использующих иные шкалы измерения (тестирование, балльно-рейтинговой, рейтинговой и т.д.), они для окончательного оформления переводятся:

а) «в двухбалльную шкалу по следующим параметрам: 50 и более процентов максимально-возможной суммы – «зачтено», менее 50 % - «не зачтено»»;

б) «в четырехбалльную шкалу по следующим параметрам: 90 и более процентов максимально-возможной суммы – «отлично», 70-89% - «хорошо», 50-69% - «удовлетворительно», менее 50 % - «неудовлетворительно».].

3.2.3 При формировании оценки обучающегося используются следующие показатели и критерии оценивания результатов освоения программы данной дисциплины и соответствующего этапа формирования компетенций обучающегося:

а) для двухбалльной шкалы:

Оценка Критерий Индикатор (показатель)
«зачтено» как минимум, твердое владение материалом в рамках программы при изложении правильного в основном ответа обучающимся допускаются лишь отдельные неточности, нарушение последовательности, отсутствие некоторых существенных деталей, имеются отдельные затруднения в выполнении практических заданий
«не зачтено» невладение значительной (и значимой) частью материала программы при изложении ответа обучающимся допускаются принципиальные ошибки, с большими затруднениями выполняются практические задания, ответ свидетельствует об отсутствии знаний по предмету

б) для четырехбалльной шкалы:

Оценка Критерий Индикатор (показатель)
«отлично» усвоение программы в полном объеме задание выполнено без замечаний, полное и логически стройное изложение содержания при ответе или в отчете, тесное увязывание теории вопроса с практикой, отсутствие затруднений с объяснением всех аспектов выполнения задания, хорошее владение умениями и навыками по программе, знание монографической литературы, наличие умений самостоятельно обобщать и излагать материал
«хорошо» твердое владение материалом в рамках программы задание выполнено без существенных замечаний, грамотное изложение ответа (отчета), отсутствие существенных неточностей, правильное применение теоретических положений и владение необходимыми навыками при выполнении практических заданий
«удовлетворительно» владение только основным материалом программы задание в основном выполнено, допущение неточностей при правильном в основном ответе, нарушение последовательности в его изложении, неусвоение отдельных существенных деталей, наличие затруднений в выполнении практических заданий
«неудовлетворительно» невладение значительной (и значимой) частью материала программы задание не выполнено, допуск обучающимся при ответе принципиальных ошибок, большие затруднения при выполнении практических работ, ответ свидетельствует об отсутствии знаний по предмету


3.2.4 Аттестация по данной дисциплине может осуществляться в рамках тьюторинга. В этом случае необходима следующая последовательность действий:

Содержание учебной работы Аттестация максимальное количество начисляемых баллов Пояснения
вид форма Проце дура
Изучение электронного курса или посещаемость занятий текущая зачет экспертиза Оценивается по статистическим отчетам (входов, времени активированного состояния курса и т.д.)
Активность на занятиях семинарского типа текущая зачет экспертиза Оценивается по статистическим отчетам (выступлений, в т.ч. с вопросами)
Участие в научно-исследовательской работе студентов и внеучебных конкурсах по профилю изучаемой программы текущая зачет экспертиза Оценивается по представленным материалам, подтверждающим такое участие
Ответы на вопросы по материалу раздела (группы тем, дидактических единиц) Первая контрольная точка зачет Срез знаний Баллы делятся на количество рубежных контрольных точек (количество точек определяется в зависимости от трудоемкости дисциплины, но не более трех за семестр). Собеседование проводится в форме коллоквиума (интерактивного занятия). Тестирование – компьютерное.
Вторая контрольная точка зачет Срез знаний
Третья контрольная точка зачет Срез знаний
Ответы на вопросы по всей программе промежуточная Зачет или экзамен тестирование Тестирование – компьютерное.

3.3 Типовые контрольные задания

3.3.1 При подготовке обучающегося к аттестации и при оценивании результатов освоения программы данной дисциплины (для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы) используются типовые контрольные задания по:

- истории развития той отрасли знания, изучению которой посвящена данная дисциплина (модуль); объекту, предмету и методам (инструментам), применяемым в данной дисциплине (модуле); месту, значению данной дисциплины (модуля) в деятельности человека и ее связям с другими дисциплинами (модулями); проблемам и задачам, решаемым в рамках данной дисциплины (модуля) и т.д.;

- существу теорий, концепций, систем описания и объяснения, гипотез, выдвигаемых в рамках данной дисциплины, а также категориям и понятиям (терминам), являющимся существенными для данной дисциплины;

- применению компетенций, сформированных в ходе освоения программы, для решения конкретной задачи, объяснения конкретного факта (явления), разрешения конкретной ситуации и т.д.

3.3.2 Данные типовые задания при проведении конкретных аттестационных испытаний переформатируются в вопросы аттестационных билетов или тестовые задания в соответствии с правилами, установленными для Фонда оценочных средств Академии ВЭГУ. По предметам вопросов типовых заданий могут быть сформулированы несколько различающихся по форме и аспекту рассмотрения вопросов аттестационных билетов, тестовых заданий или тем письменных работ. Комплекты вопросов для аттестационных билетов, тестовых заданий и тем в виде соответствующих баз хранятся в Центре аттестации Академии ВЭГУ в режиме конфиденциальности и предъявляются в виде набора аттестационных билетов, тестов или отдельной темы, формируемых по установленным в Академии ВЭГУ правилам, на каждую конкретную аттестацию.

3.3.3 Типовые вопросы для промежуточной аттестации.

Понятие менеджмента и система социального управления.

Менеджмент в социальной работе и его значения.

Подходы к управлению на основе выделения различных школ.

Процессный подход к управлению.

Системный и ситуационный подходы к управлению.

Общие характеристики организаций.

Уровни управления и управление социальной работой.

Внутренние переменные организации и их взаимосвязь.

Влияние внешней среды на организацию.

Коммуникационный процесс.

Межличностные и организационные коммуникации.

Коммуникации в социальной работе.

Социальная ответственность организаций.

Понятие и классификация управленческих решений.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

Подходы к принятию решений.

Моделирование и прогнозирование.

Этапы стратегического планирования социальной работы.

Нормы управляемости.

Взаимоотношение полномочий.

Построение организаций. Типы организационных структур. Организационные структуры в социальной работе.

Содержательные теории мотивации.

Процессуальные теории мотивации.

Мотивация труда социальных работников.

Формы признания и оценка труда.

Система оценки и оплаты труда социальных работников.

Виды и этапы процесса контроля.

Понятие группы и ее характеристики.

Неформальные организации и управление ими.

Формы власти и влияния.

Методы управления.

Ролевое и личностное направление изучения образа руководителя.

Традиционная классификация стилей управления.

Классификация стилей управления по степени сосредоточения внимания руководителя на производстве и персонале.

Ситуационное направление изучения образа руководителя.

Формирование трудовых ресурсов.

Развитие трудовых ресурсов.

Информационное обеспечение социального управления.

Практическое применение различных информационных технологий в системе социальной защиты инвалидов.

Подготовка и оформление управленческих и информационно-справочных документов.

3.3.4 Типовые (примерные) темы для письменных работ.

Управление персоналом как наука и ее место в системе современных знаний.

Особенности кадровой политики социальной службы.

Виды разделения труда руководителей и их характеристика.

Сущность и взаимосвязь основных функций и ролей руководителя социальной службы.

Сущность системы управления персоналом.

Основные направления системы управления персоналом.

Прогнозирование в управлении персоналом.

Методы определения перспективной потребности в специалистах по социальной работе.

Основные направления совершенствования качественного состава кадров социальной работы.

Основные направления работы по подбору кандидатов в социальную службу.

Основные этапы и методы профессионального отбора работников в социальную службу.

Современные методы оценки персонала.

Система непрерывного образования работников социальных служб и условия ее развития.

Основные направления организации профессионального непрерывного обучения социальных работников.

Порядок определения потребностей в профессиональном обучении работников социальной службы.

Формирование ресурсов при организации профессионального обучения работников социальной службы.

Основные методы обучения при переподготовке и повышении квалификации работников социальных служб.

Мотивация и стимулирование труда персонала социальной службы.

Наши рекомендации