Счет по названному числу (задача 2-6)
Счет по названному числу дается только после усвоения приемов счета и выработки навыков счета по образцу. Проводится большая индивидуальная работа с целью помочь тем, кто не справился с заданием, проверить и проговорить результат с каждым ребенком. Применяется в различных видах заданий:
—Отложи пять кругов. (Применение навыков отсчитывания.)
—Отложи пять кругов и еще один. Сколько получилось? (Знакомство с образованием соседних чисел.)
—Отложи кругов на один больше, чем число, которое я назову. (Повторение отношений между числами, понятий «больше на...».)
После выполнения задания обязательно его проанализировать:
—Сколько отложил?
—Почему столько?
—Проверь, пересчитай.
Счет по цифровому изображению (задача 2-в)
Счет по цифровому изображению начинается после знакомства детей с цифрами и используется в различных видах заданий:
—Отложи столько [7] квадратов.
—Покажи цифрой, сколько у меня грибов.
- Покажи цифрой, на сколько пять меньше шести.
—Подпрыгни столько 5 раз.
Счет на слух (счет звуков) (задача 2-г)
Особенности наглядного материала
Рекомендуемые музыкальные инструменты: барабан, металлофон, свисток, пианино, камертон, дудка. Можно использовать стук, хлопки, топот.
Замечание: не дают четкого одинокого звука: бубен, погремушка, колокольчик, гармошка.
Методика обучения
Подготовительный этап:
Дети трех-четырех лет учатся различать «один» и «много» звуков. Дети видят воспитателя и воспроизведение звука. Одному звуку соотносится действие (например, появление игрушки).
Фрагмент:
Воспитатель ударяет в барабан один раз и ставит на стол одну игрушку. Один звук — одна игрушка, так несколько раз.
—Сколько звуков услышали?
—Сколько игрушек появилось?...
Затем вызванный ребенок ударяет в барабан, сколько хочет раз. Воспитатель убирает соответствующее количество игрушек (одну или много).
—Сколько звуков услышали?
—Сколько игрушек убрали?
I этап
Дети четырех-пяти лет учатся считать до пяти звуков. Дети видят воспитателя и видят воспроизведение звука. Задания даются поэтапно по мере выполнения.
Схема:
—Посчитай, сколько звуков.
—Отсчитай столько же предметов.
— Сколько отложил?
—Почему столько?
—Проверь, пересчитай.
II этап
Дети пяти-шести лет считают до десяти звуков. Дети видят воспитателя, но не видят воспроизведение звуков (например, используем ширму). Инструкция дается целиком, но в последовательности выполнения заданий, с напоминанием действий.
Схема:
Посчитайте, сколько звуков услышите, и отложите столько же кругов.
Посчитали? А теперь откладывайте.
Сколько отложили? Почему столько?
III этап
Детям шести-семи лет инструкция дается целиком в свободной формулировке. Свою деятельность дети планируют и анализируют сами.
Схема:
Отложите столько квадратов, сколько звуков услышите.
Расскажите, что и как вы сделали.
Усложнения
Увеличиваем количество звуков от 1 до 10.
Уменьшаем интервалы между звуками.
Издаются звуки разные по силе, тону, из разных инструментов.
Дети не видят воспитателя и источник воспроизведения звука (например, воспитатель за спинами детей, или дети с закрытыми глазами, или используем магнитофонную запись).
Даем задания, связанные со знанием отношений между
числами, например: «Отложи кругов на один больше, чем звуков
услышишь».
Дидактические игры
«Помоги бычку попасть домой» (Бычок потерялся и не может попасть домой. Он встречает в лесу зверюшек (мышку, лягушку, собаку, кошку и др.), которые обещают ему помочь, если он правильно выполнит их задание. Например, Лягушка: «Промычи столько раз, сколько раз я проквакаю». Дети могут играть роли зверей или игра разыгрывается на игрушках или картинках.) и др.
Счет на ощупь (задача 2-д) Особенности наглядного материала
Объемные предметы, знакомые детям (например, кубики, пуговицы, камешки, желуди).
Счетные карточки, с пуговицами или дырочками в чехлах из плотной ткани, которые снимаются .
Методика обучения
I этап
Детям четырех-пяти лет сначала предлагаем считать крупные объемные предметы под салфеткой или в мешочке (до пяти).
Фрагмент:
—Посчитай, сколько кубиков под салфеткой, не подсматривая, и поставь на стол столько же пирамидок.
—Сколько поставил? Почему столько?
—Открой салфетку, проверь.
// этап
Знакомим со счетными карточками. Пуговицы или дырочки на карточке диаметром 3—4 см расположены в один ряд до пяти штук.
Последовательность обучения:
1) показываем способ действия: ведущей рукой вести по карточке слева направо или сверху вниз, другой рукой придерживать карточку;
2) предлагаем вызванному ребенку посчитать самостоятельно с последующей проверкой;
3)предлагаем каждому ребенку посчитать свой образец и проверить себя, сняв чехол.
/// этап
Дети пяти-шести лет считают мелкие предметы (орехи, желуди, камешки, пуговицы), перекладывая их из руки в руку за спиной. Используем счетные карточки с пуговицами или дырочками диаметром около 1 см, расположенными в два ряда (до 10 штук), с чехлами из более плотной ткани.
Усложнения
1.Увеличиваем количество от 1 до 10.
2.Уменьшаем размеры предметов.
3.Увеличиваем темп выполнения задания.
Дидактические игры
«Передай и посчитай» (Дети становятся в круг и за спинами передают счетные карточки без чехлов. По сигналу каждый считает пуговицы на своей карточке. Выигрывает тот, у кого больше число.) и др.
Счет движений (задача 2-е)
Методика обучения
Примерные задания:
—Посчитай, сколько раз Маша присела.
—Посчитай, сколько раз я махну флажком.
Счет движений используется обычно в комбинированном счете, сочетаясь с другими видами счетной деятельности.
Задание студентам
Придумаете задание на комбинированный счет и укажите, какие виды счета используются в них.
Примеры заданий | Виды примененного счета |
«Прыгни пять раз» | Счет движений, счет по названному числу |
«Отложи столько кругов, сколько раз я махну рукой» | Счет движений, счет по образцу |
«Присядь столько ( 4 ) раз» | Счет движений, счет по цифровому изображению |
«Подпрыгни столько раз, сколько раз я подкину мяч» | Счет движений, счет движений |
«Сделай на один наклон больше, чем звуков услышишь» | Счет звуков, счет движений |
Дидактические игры
«Найди звездочку». (Дети делятся на две команды и дают друг другу задания на комбинированный счет. Контроль над правильностью выполнения осуществляется по звездочке, спрятанной под лепестком с соответствующей цифрой.);
«Угадай, какие часы идут правильно» (Дети — часы. Хлопают глазками столько раз, какое число показывают контрольные цифровые часы.) и др.
Методика ознакомления с принципами построения натурального ряда (задача 3)
Предварительная работа
После обучения детей счету объектом изучения становятся числа. Дети знакомятся с образованием соседних чисел и их отношениями. Это дает представление о некоторых принципах построения числового ряда.
Наглядный материал
Множества из одинаковых элементов, различающихся одним признаком (например, цветом или формой).
Счетная лесенка.
о | ||||
о | • | |||
о | о | • | ||
о | о | о | • | |
о | о | о | о | • |
Возможно использование палочек X. Кюизенера, карточек с цифрами и знаками.
Методика обучения
С детьми четырех-пяти лет работаем с числами в пределах первого пятка, а с детьми пяти-шести лет работаем с числами второго пятка.
Образование соседних чисел (задача 3-а)
Фрагмент:
Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга.
Наглядный материал: три круга одного цвета, один — другого.
Ход:
L Работа с демонстрационным материалом
—Что это? Сколько? О О О
—Поставим еще один. О О О •
- Сколько стало всего?
- Как из трех получилось четыре?
- Чтобы получить четыре, надо к трем добавить один.
- А как можно из четырех получить три?
—Чтобы получить три, надо от четырех убрать один.
II. Работа с раздаточным материалом
Аналогичная работа на другом наглядном материале. Делаем
выводы:
—Чтобы получить последующее число, надо прибавить единицу.
—Чтобы получить предыдущее число, надо отнять единицу.
Замечание:
Если дети знают цифры, можно познакомить их со знаками: «плюс» и «минус»:
— Чтобы не писать слова, люди придумали знаки:
| +1 — «плюс» — значит, прибавить;
[ - ] — «минус» — значит, отнять.
Можно предложить детям выложить карточками образование 1числа:
Сравнение соседних чисел (задача З-б)
Фрагмент:
Программная задача: показать отношение между числами 3 и 4.
Наглядный материал: четыре круга, три квадрата расположены так, чтобы прослеживалось приложение.
Ход:
I. Работа с демонстрационным материалом
—Что это? О О О О
—Что это? □ □ □
—Чего больше?
—Чего меньше?
—Почему?
—Сколько кругов?
—Сколько квадратов?
— Кругов больше — их 4, квадратов меньше — их 3.
Значит, какое число больше?
Какое число меньше?